Исламисты вчера и сегодня
Исламистская партия израильских арабов, известная под аббревиатурой РААМ, играет в последнее время все более заметную роль в израильской политике. При этом есть немало оснований предполагать, что вследствие изменения ее руководством стратегии в пользу своеобразного сотрудничества с властями Израиля вес РААМ может существенно возрасти как при правом, так и при левоцентристском правительстве
Итак, что это за партия и на какой фундамент она опирается?
РААМ расшифровывается как «Объединенный арабский список» — не путать с «Общим списком» арабских партий, из которого она вышла в преддверии последних выборов. В отличие от ряда других партий, РААМ — своего рода надводная часть айсберга, поэтому рассматривать ее вне контекста Исламского движения (ИД) арабов-граждан Израиля неверно.
ИД зародилось как своего рода филиал — с определенными собственными особенностями — основанного в Египте в 1928 году движения «Братья-мусульмане», обладающего широкой популярностью в исламском мире (к его последователям, например, в той или иной степени относятся ХАМАС и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган). Первое представительство «Братьев-мусульман» на территории подмандатной Палестины возникло в 1946 году, а к началу Войны за Независимость в 1948-м число участников движения приблизилось к двум десяткам тысяч. Поражение арабов привело к фактическому обнулению структуры «Братьев-мусульман» на территории, оказавшейся под контролем Израиля.
Своего рода новой точкой отсчета стало уже сокрушительное поражение арабских стран в Шестидневной войне 1967 года. Поиски его причин в среде арабов Иудеи и Самарии и их соплеменников, живших в пределах «зеленой черты», стали приводить многих к ответу, что корень неудач — в измене традиционным ценностям и секулярных идеологиях, привнесенных извне, а решением проблемы является ислам. В конце 60-х, начале 70-х годов прошлого столетия десятки израильских арабов отправились учиться в исламские учебные заведения Иудеи и Самарии, в особенности в Хеврон и Шхем. Именно там сформировалось их мировоззрение, близкое к идеологии «Братьев-мусульман», а также осознание того, что подобное движение следует создавать в пределах «зеленой черты».
ИД было основано в 1971 году уроженцем Кафр-Касема и выпускником шхемского религиозного колледжа Абдаллой Нимером Дервишем. Он и другие активисты, среди которых был и широко ныне известный шейх Раед Салах, очень быстро завоевали авторитет в собственных населенных пунктах. Как это принято у «Братьев-мусульман», они концентрировались не только на проповеднической деятельности, но и на социальной сфере, а также на решении тех проблем в арабском обществе, которыми не занимались традиционные политические силы. В рамках движения, которое характеризует отсутствие ярко выраженной иерархической лестницы, действует множество некоммерческих организаций. Каждая из них занимается конкретным направлением, начиная от организации свадеб по традициям ислама, исламскими футбольными лигами или детскими садами, дефицит которых в арабском обществе создавал значительные проблемы, в первую очередь, для привязанных к дому матерей.
Будучи воспринимаемы как приверженцы национальных и религиозных традиций, пекущиеся о благе местной общины, а не о глобальных политических вопросах, члены ИД продолжали набирать авторитет и вес. Но о политике они не забывали, считая себя палестинцами, а Государство Израиль — неприемлемым образованием. Однако движение придерживалось прагматического подхода к ненавистному государству и долгое время воздерживалось от перехода к вооруженной борьбе. Так продолжалось до 1979 года, когда вдохновленные успехом шиитской исламской революции в Иране, руководители израильского ИД создали небольшую подпольную организацию, которая начала накапливать оружие и перешла к террористическо-диверсионной деятельности. Правда, по нынешним, да и по тогдашним меркам она носила довольно умеренный характер – имели место лишь попытки нанесения материального ущерба, как правило, поджоги сельхозимущества и полей. Членов террористического подполья очень быстро замели, десятки человек, включая самого Дервиша, получили тюремные сроки, но поскольку серьезных преступлений совершить не успели, то и за решеткой пробыли недолго.
Дервиш вышел на свободу в рамках печально известной «сделки Джибриля» в 1985 году. Пребывание в тюрьме подействовало отрезвляюще, активисты ИД решили вернуть свою деятельность в рамки закона, а лидер движения стал последовательно выступать против вооруженной борьбы арабов с израильским гражданством против государства.
Взрывной всплеск популярности ИД пришелся на 1980-е, когда его обширная социальная деятельность охватила широкие круги в арабском обществе. Решение выйти на уровень муниципальной политики привело к успеху – в 1989 году на выборах в местные советы представители движения одержали победу в шести населенных пунктах, в ряде других получили существенное представительство. Настоящий триумф был отмечен в неофициальной столице движения – Умм эль-Фахме, где упомянутый выше Раед Салах победил представителя партии ХАДАШ Хашема Махамида.
Кстати, отец и двое братьев Салаха — одного из наиболее экстремистски настроенных членов ИД… служили в полиции.
На фоне первой интифады и Норвежских соглашений внутри движения стали обостряться идеологические разногласия. Радикальное Северное крыло ИД возглавил Раед Салах, во главе более прагматичного Южного по-прежнему стоял Дервиш. «Северные» наиболее агрессивны в неприятии Израиля. Салах и его сторонники, будучи идеологически откровенно близкими к ХАМАСу, отказались принять Норвежские соглашения и признавать Израиль. В свою очередь умеренное Южное крыло воспринимало Израиль как неизбежное зло, с которым приходится мириться и надо хоть как-то использовать на благо арабской общины. А для этого, считал Дервиш, необходимо участвовать в израильской политике. Кстати, комментируя резонансный теракт 1992 года, когда израильские арабы убили трех солдат-резервистов, Дервиш высказался так: «Неважно, верующие те, кто это сделал, или нет. Убийство есть убийство».
Именно на фоне желания принять участие в выборах в Кнессет ИД в 1996 году окончательно раскололось надвое. «Северяне» до сих пор бойкотируют парламентские выборы, а «южане» активно в них участвуют, став заметной силой на общегосударственном уровне и имея в Кнессете представительство в лице той самой партии РААМ (ее максимальный электоральный успех до сих пор составлял пять мандатов), которая сегодня у всех на слуху.
Если говорить о сходстве между Северным и Южным крыльями ИД, то оба они являются традиционными для Ближнего Востока, родственными «Братьям-мусульманам» политическими структурами. Наряду с исламским фактором, оба разыгрывают национальную палестинскую карту. Однако более экстремистское Северное по-прежнему не признает право Государства Израиль на существование и готово контактировать с госструктурами исключительно ради удовлетворения неких важных нужд. «Южане» же отказываются признать Израиль еврейским государством, однако, как было отмечено, мирятся с его существованием (многие скажут — пока) и пытаются, сотрудничая с властями в ряде сфер, выжать максимум для арабского сектора. Собственно, яркие проявления этого подхода мы и наблюдаем сегодня, когда лидер РААМ и заместитель главы Южного крыла ИД Мансур Аббас (его председатель с 2010 года — Хамед Абу-Даабас) отошел от традиционно декларируемых арабскими партиями антиизраильских позиций. Сам по себе этот отход можно приветствовать, равно как и некоторые действия и высказывания Аббаса, в свое время, в частности, выразившего глубокое осуждение Катастрофы и сочувствие ее жертвам. Но не стоит заблуждаться – мы имеем дело отнюдь не с новоиспеченными сионистами. Южное крыло ИД и опирающаяся на него партия РААМ — все еще разновидность «Братьев-мусульман», пусть и весьма умеренная. Более того, несмотря на готовность отложить палестинский вопрос на относительно задний план, РААМ идеологически остается исламской, арабской и палестинской партией, о чем не устают напоминать ее руководители.