Где он, Ур Халдейский?

Аркадий Гайсинский | Номер: Июль 2017

1
«И вот порожденные Терахом: Терах породил Аврама, Нахора и Арана: а Аран породил Лота. И умер Аран при Терахе, отце своем, на земле рождения своего, в Уре Халдейском. И взял Аврам и Нахор себе жен. Имя жены Аврама – Сарра, а имя жены Нахора – Милка, дочь Арана, отца Милки и отца Иски. И была Сарай бесплодна, нет у нее детей. И взял Терах Аврама, сына своего, и Лота, сына Арана, внука своего, и Сарай, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышли они с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую, и дошли они до Харана и поселились там. И было дней Тераха двести лет и пять лет, и умер Терах в Харане».

Заметим, что брат Аврама – Нахор и его жена Милка не ушли с Терахом: они остались в Уре Халдейском.
Уром Халдейским ныне считается городище Тель-аль-Мукайар в Южном Ираке в районе города Эн-Насирия, расположенном в 370 км к юго-востоку от Багдада на берегу реки Евфрат. В древности эта местность называлась «Южной Месопотамией». Название «Месопотамия» как и многие другие имена собственные географические дошли из древних времен до наших дней от греков (древних, естественно): по-гречески «Месопотамия» и означает «междуречье». 

Тель-аль-Мукайар был раскопан в 40-х годах прошлого века археологической экспедицией Леонарда Вулли и определен им как библейский Ур. Таковым он признан официально.

2
Обратимся к библейскому рассказу:
«И призвал Ицхак Йаакова, и благословил он его, и повелел он ему и сказал ему: Не бери жены из дочерей Кенаана. Встань, иди в Падан-Арам, в дом Бетуэля, отца твоей матери, и возьми себе оттуда жену из дочерей Лавана, брата матери твоей…… И отослал Ицхак Йаакова, и пошел он в Падан-Арам к Лавану, сыну Бетуэля-арами, брату Ривки, матери Йаакова и Эсава».
«И вышел Йааков из Беер-Шевы, и пошел он в Харан».
Здесь и Падан-Арам, и Арам-Наараим – это названия местности: буквальный перевод Арам-Наараим – «арамейское междуречье». Город, где жил Лаван, назван определенно – Харан. Таким образом логика библейского повествования приводит нас к тому, что то место, которое Авраам называет «домом Нахора землей моей и родиной моей», а Ицхак «домом Бетуэля, отца твоей матери», имеет конкретное имя – Харан.

Раскопки храма в древнем городе Ур

Раскопки храма в древнем городе Ур

Название этого города нам уже знакомо:
«и вышли они с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую, и дошли они до Харана и поселились там».
И у историков, и у комментаторов Пятикнижия нет разногласий по поводу того, что Харан – селение, расположенное в северном междуречье Тигра и Ефрата (в Северной Месопотамии) на юго-востоке Турции вблизи ее границы с Сирией. Селение это существует до сего дня и сохранило свое древнее имя.
Но в таком случае получаем противоречие: Нахор не ушел с Аврамом,а остался в Уре Халдейском, который согласно принятому мнению находился на юге Ирака и в котором продожали жить его потомки – тогда почему Йааков искать себе жену «пошел в Харан»?

3

Но, оказывается, что в самом тексте Торы имеется доказательство тому, что Ур Халдейский не мог находиться в Южной Месопотамии.
Обратимся к библейскому рассказу о бегстве Йаакова с семьей от его тестя – Лавана:
«И поднялся Йааков, и посадил он своих детей и своих жен на верблюдов. И повел он все свое достояние и все свое имущество, которое поимел, достояние, им обретенное, что поимел в Падан-Араме, – чтобы прийти к Ицхаку, отцу своему, на землю Кенаана. А Лаван пошел стричь свой мелкий скот, и похитила Рахель идолов, которые у ее отца. И похитил Йааков сердце (ведение) Лавана-арами тем, что (ничем) не поведал ему, что бежит он. И бежал он со всем, что у него; и поднялся он и перешел реку, и направился он к горе Гилад. И поведано было Лавану на третий день, что бежал Йааков. И взял он братьев своих с собою, и гнался он за ним, семь дней пути, и настиг он его у горы Гилад».
Итак, известно, что:
Лаван, внук Нахора, внучатый племянник Авраама продолжал жить там же, где жили их предки: в Уре Халдейском, находившемся в Южной Месопотамии.
Гора (Гилад) Галаад – одна из возвышенностей в гористой местности, расположенной за рекой Иордан на северо-восточной границе Израиля. После завоевания Ханаана израильтянами Галаад стал уделом колен Гада, Рувима и полуколена Менаше («И отдал Моисей Галаад Махиру, сыну Манаше, и он поселился в нем»).
От «города Нахора» до горы Галаад Йааков продвигался 9-10 дней («На третий день сказали Лавану, что Йааков ушел. Тогда он взял с собою родственников своих и гнался за ним семь дней, и догнал его на горе Галаад»).
Максимальное расстояние, которое могли преодолеть за семь дней не обремененные грузом преследователи, не превышало 600км. Скорость же передвижения беглецов была намного меньше, учитывая, что «И повел он все свое достояние и все свое имущество, которое поимел, достояние, им обретенное, что поимел в Падан-Араме». Под «имуществом» следует понимать не только навьюченные на верблюдов вещи, но и «И послал Йааков перед собою вестников к брату своему Исаву в землю Сеир, в область Едом. И приказал им: так скажите господину моему Исаву: вот что говорит раб твой Йааков: я жил у Лавана и прожил доныне и есть у меня и волы, и ослы, и мелкий скот, и рабы, и рабыни».
Уточним, что волы, ослы и тем более мелкий скот, существенно влияли на скорость передвижения беглецов.
Даже кратчайший (часть которого проходила через пустыню) путь от Ура библейского (Тель-аль-Мукайара) до Галаада составляет не менее 1000км.
Вывод:
Если «Город Нахора», где осталась и продолжала жить семья брата Авраама, находился не далее 600 км от Галаада, то, следовательно, он не мог находиться на юге Ирака, а искомой точке отвечает Харан, расстояние от которого до Галаада составляет приблизительно указанную величину.
Поэтому нельзя согласиться с тем, что раскопанный Леонардом Вулли на юге Ирака Тель-аль-Мукайар является родиной Авраама. Непонятно, почему это почетное право не принадлежит городу Урфа, расположенному на юго-востоке Турции? И не только потому, что в его названии мы видим слово «Ур» и что Урфа находится всего в 30 км севернее Харана, но и потому, что в турецком городе Урфа с незапамятных времен известна расположенная под развалинами городской крепости пещера, в которой по преданию родился Авраам. Но на этом аргументы в пользу турецкой Урфы не исчерпываются: по соседству с ней находятся еще несколько населенных пунктов, чьи названия нельзя не увязать с библейским повествованием:
«В этой области находятся несколько деревень и поселений, носящих имя «Серуг» (так звали прадеда Авраама), «Нахор» (это имя носили дед и брат Авраама), «Терах» (отец Авраама) и «Аран» (брат Авраама,отец Лота)» – пишет в своей книге «Дело об исходе» Леннарт Меллер, путешествовавший по юго-востоку Турции. И это действительно так.
Так что библейские Ур Халдейский и Харан («земля и родина» Авраама) – это существующие до сего на юго-востоке Турции города Урфа и Харан.