Флаги над городом

| Номер: Июнь 2023

Генерал Мота (Мордехай) Гур (без шлема, с телефоном) с десантниками на Масличной горе с видом на Храмовую Гору и Старый город Иерусалима. Фото: Wikipedia / IDF Spokesperson’s Unit

Петр ЛЮКИМСОН

56 лет назад бойцы десантной бригады под командованием Моты Гура после трех дней боев сломили сопротивление Иорданского легиона и в течение короткого времени овладели всем Иерусалимом, включая Старый город. Когда они прорвались к Стене плача, один из бойцов, Йорам Замуш, достал полученный от матери израильский флаг, который она вынесла из Старого города в 1948 году перед тем, как евреи его покинули, и привязал его к установленной над Стеной металлической решетке. Внезапно сильный порыв ветра взметнул его вверх. А через пару секунд стоявшие внизу его товарищи стали стрелять в воздух в честь поднятия флага…

Уже потом возле Стены плача начнется первая и последняя в еврейской истории молитва, во время которой впервые одновременно будет прочитан траурный Кадиш по павшим и праздничный Аллель в честь освобождения Иерусалима. Уже потом Мота Гур передаст по радио слова, которых евреи ждали почти две тысячи лет: «Слушай, Израиль! Стена плача в наших руках!»

События того дня для еврейской и мировой истории поистине трудно переоценить, как и значение в этой истории Иерусалима. На протяжении тысячелетий евреи считали его центром своей национальной жизни. Он был одновременно политической, экономической и духовной столицей древнего еврейского государства. И исторические хроники, и археологические артефакты подтверждают, что, по меньшей мере, с 8 в. до н.э. на Песах, Суккот и Шавуот тысячи евреев со всей Земли Израиля устремлялись в этот город, чтобы принять участие в храмовом богослужении. На протяжении тысячелетий Иерусалим не раз падал под ударами врагов, разрушался едва ли не до основания, но снова и снова возрождался из пепла.

В силу целого ряда исторических событий Иерусалим занял особое место в нарративе двух мировых религий – христианства и ислама, но только евреи, даже оказавшись разбросанными по миру, молились на Иерусалим и непрестанно повторяли в своих молитвах просьбу о возвращении в его пределы и восстановлении Храма. И на всех еврейских свадьбах жених разбивал бокал в память о разрушении Иерусалима и повторял слова псалма: «Если забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя» — ибо не может быть полной радости, пока этот город вновь не станет еврейской столицей.

Мы продолжали жить в этом городе, под чьим бы владычеством он ни находился. И в 1948 году, когда встал вопрос об эвакуации из Иерусалима всех евреев, совершенно светский Давид Бен-Гурион произнес историческую фразу: «А зачем нам страна без Иерусалима?!», в итоге решив, что сохранение под контролем возрожденного еврейского государства западной части города все же лучше, чем ничего.

Сегодня даже историки признают, что в освобождении Иерусалима было нечто иррациональное. В июне 1967 года, когда началась Шестидневная война, правительство Израиля не планировало воевать с Иорданией и искренне надеялось, что иорданцы не станут ввязываться в боевые действия. Но они ввязались, стали обстреливать центр города, и нашей армии не оставалось ничего иного, как вступить в бой. Ну, а дальнейшие события, вплоть до бегства иорданских легионеров со всей территории Иерусалима, развивались совершенно неожиданно для обеих сторон.

Поднятие флага над Храмовой горой потрясло не только Израиль, но все человечество, и прежде всего христианский мир. На глазах рухнуло христианское пророчество о том, что евреи больше никогда не отстроят Иерусалим и не будут владеть им. Это в итоге кардинально изменило позицию Римской католической церкви по «еврейскому вопросу» и значительно усилило течение евангелистов. И так же на глазах исполнились предсказания еврейских пророков. Тот же Йорам Замуш говорит, что у него и его товарищей было в те дни физическое, до мурашек на коже, ощущение, что они являются прямыми исполнителями пророчеств.

И сегодня, идя по бурлящему, живущему полной жизнью, все больше и больше расцветающему Иерусалиму, трудно не вспомнить слова пророка Захарии: «Так сказал Господь, Бог воинств: еще будут сидеть старики и старухи на площадях Иерусалима, каждый с посохом своим – от глубокой старости. И площади города наполнятся мальчиками и девочками, играющими на площадях его. Так сказал Господь, Бог воинств: как удивительно будет это в глазах остатка народа этого…»

Накануне Дня Иерусалима ЦСБ Израиля по традиции опубликовало данные о численности и составе его населения:

* Иерусалим был и остается самым крупным городом страны: сегодня в нем проживают 996.200 человек, что вдвое больше, чем в Тель-Авиве. Как ожидается, в следующем году Иерусалим станет городом-«миллионником».

* 590.000 жителей города – евреи, 375.000 – арабы, 3500 — христиане не арабы, 10.500 – представители других национальностей, либо не относящие себя ни к одной из конфессий.

* 19% проживающих в Иерусалиме евреев определяют себя как светские, 25% — как соблюдающие традиции, 20% — как религиозные, остальные – как ультраортодоксы.

* Иерусалим – один из самых молодых городов Израиля: средний возраст его жителей составляет 24,1 года, в то время как средний возраст жителей Израиля – 30,1 год.

* В среднестатистической семье иерусалимцев 4,4 детей, в то время как для Тель-Авива и Хайфы этот показатель составляет соответственно 1,9 и 2,1. Среднестатистическая арабская семья в Иерусалиме насчитывает 3,1 ребенка.

* Вместе с тем показатель занятости трудоспособного населения по Иерусалиму составляет 67%, в то время как средний по стране — 82%. Среди взрослого мужского населения Иерусалима работает 74% жителей по сравнению с 84% в среднем по стране.

В этом году празднование Дня Иерусалима прошло, как и во все предыдущие годы. Состоялась памятная церемония на Арсенальной горке (Гиват а-тахмошет), где происходило сражение бойцов ЦАХАЛа с Арабским легионом Иордании. И церемония на горе Герцля. Но главным событием праздника, как всегда, стал «Марш с флагами». Члены молодежных движений (в основном, «Бней-Акива») сошлись с разных концов столицы к Старому городу и с песнями и танцами под развевающимися флагами Израиля двинулись через Шхемские ворота к Стене плача. А там уже состоялись «танцы с флагами», посмотреть на которые приходят не только иерусалимцы, но и тысячи гостей столицы. Обеспечивали безопасность участников марша и жителей города в этот день 3200 полицейских.

В начале этой заметки было не случайно замечено, что День Иерусалима – самый религиозный из светских и самый светский из религиозных праздников. Вне сомнения, речь идет об одной из наиболее значимых дат в новейшей военной и политической истории еврейского народа. Вместе с тем лидеры религиозного сионизма постановили, что в День Иерусалима не читается молитва Таханун, зато читается полный Аллель (восхваления Всевышнему) — молитвы, которые в таком виде читаются только по великим праздникам.

Что ж, это ведь действительно величайший праздник – день, о котором мечтали на протяжении веков все поколения еврейского народа.