Халиф умер, да здравствует халифат?

Владимир Поляк | Номер: Ноябрь 2019

Аль-Багдади неоднократно в прошлом объявляли убитым

Аль-Багдади неоднократно в прошлом объявляли убитым

Завершится ли глобальная война западного мира с исламским халифатом после недавней ликвидации главаря ИГ Абу Бакра аль-Багдади? 31 октября Пентагон опубликовал видеосъемку операции по его уничтожению, снятую в лучших традициях голливудских боевиков – ракетный удар с вертолетов по убежищу лидера террористов, выброска десанта и штурм, завершившийся тем, что халиф подорвался вместе с окружающими.

Имеет ли смерть аль-Багдади чисто символическое значение, ибо «Исламское государство» уже перестало существовать как территориальное образование? Подорвет ли его гибель идею нового халифата, как часто бывало в истории после смерти носителей той или иной идеи?
Здесь достаточно вспомнить хотя бы послесталинскую оттепель и послебрежневскую перестройку в России. Или переход Испании и Португалии на демократические рельсы после смертей автократов Франко и Салазара. Или пример Израиля – фактическую остановку мирного процесса после убийства Ицхака Рабина.
Вопрос о том, умер ли халифат со смертью Абу Бакра аль-Багдади, или же это движение найдет новые формы для своего восстановления, представляет ключевой интерес как для глобальной борьбы с терроризмом, так и для стабильных и непротиворечивых путей развития ислама, полагает научный руководитель Европейского института МГИМО профессор

Дональд Трамп наблюдает за операцией спецназа по видеосвязи. «Это было очень четко, как кино», – скажет он через несколько часов. Вместе с ним за ходом ликвидации Абу Бакра аль-Багдади следили (слева направо) советник по нацбезопасности Роберт О'Брайен, вице-президент США Майк Пенс, министр обороны США Марк Эспер, глава Объединенного комитета начальников штабов Марк Милли

Дональд Трамп наблюдает за операцией спецназа по видеосвязи. «Это было очень четко, как кино», – скажет он через несколько часов. Вместе с ним за ходом ликвидации Абу Бакра аль-Багдади следили (слева направо) советник по нацбезопасности Роберт О’Брайен, вице-президент США Майк Пенс, министр обороны США Марк Эспер, глава Объединенного комитета начальников штабов Марк Милли

Олег Барабанов.
Главное состоит в том, означает ли убийство аль-Багдади конец нынешней инкарнации халифата или же речь идет лишь о смерти первого халифа, за которым последуют другие. Для ответа на этот вопрос эксперт обращается к анализу основных тенденций в развитии радикального суннитского политического ислама в новейшей истории и современности.
Это движение имеет свои истоки, главным образом, в двух разных ареалах исламского мира. Один из истоков связан с Пакистаном, что затем преломилось в ходе джихада против советских войск в Афганистане в движение талибов. Другой исток связан изначально с Египтом и с деятельностью проповедника и философа Саида Кутба. Из круга его сторонников и последователей в итоге сформировалось мощное транснациональное движение «Братья-мусульмане».

Одной из основных целей политического ислама стал призыв к переустройству общества и государства на принципах шариата и к распространению ислама вовне в контексте джихада. При этом джихад понимался не столько как война против «неверных», сколько как война против «лицемеров» внутри самой мусульманской уммы. Под лицемерами понимались поначалу светские прогрессистские режимы в исламских странах, но затем под это понятие стали подпадать и традиционные арабские монархии. «В результате «полнота» шариата и «полнота» джихада в суннитской версии политического ислама логично привели к вопросу о восстановлении халифата как естественной и единственно возможной в идеале формы существования суннитской уммы», – указывает профессор Барабанов.
В конце 1990-х годов и в первое десятилетие XXI века ситуация в этом плане, казалось, стабилизировалась. «Братья-мусульмане» и другие подобные движения ушли в тень Аль-Каиды, в политической практике которой вопросы халифата занимали подчиненное место по отношению к джихаду. Но затем идея халифата вновь вышла на авансцену, и произошло это во многом не без косвенной поддержки США, как считает эксперт, опираясь на американские источники. Барабанов напоминает про глобальную стратегию администрации времен Барака Обамы по созданию двух зон стабильности – трансатлантической и транстихоокеанской, и контролируемой дуги нестабильности в континентальной Евразии, которая поглощала бы негативную энергию, не давая ей выплеснуться в другие зоны.

Полностью сгоревший автомобиль в деревне Бариша на северо-востоке Сирии, по которой был нанесен удар с вертолетов

Полностью сгоревший автомобиль в деревне Бариша на северо-востоке Сирии, по которой был нанесен удар с вертолетов

Поэтому историческая роль Абу Бакра аль-Багдади, считает эксперт, состояла в том, что «он не просто боролся за халифат, как идеальное будущее, но провозгласил его здесь и сейчас». В 2014 году на базе ИГИЛ был создан халифат, и сам Абу Бакр стал его первым халифом. Пока же вопрос, «умерла ли идея халифата со смертью аль-Багдади, превратится ли она в локальный проект или возродится в форме некоего нового халифата остается открытым», считает Олег Барабанов.
Свой ответ на этот вопрос дает эксперт израильского Института исследований национальной безопасности Йорам Швейцер, специализирующийся на проблемах терроризма. В интервью «Гаарец» он заявил, что уничтожение аль-Багдади имеет главным образом символическое значение. По словам Швейцера, главная цель международной борьбы с ИГ уже была достигнута почти два года назад, когда территории халифата, основанного на значительной площади в северном Ираке и в восточной Сирии, были освобождены союзными войсками.

Однако это отнюдь не означало победу над исламским терроризмом. Это лишь изменило принцип деятельности ИГ, которое вновь вернулось к террору и партизанской войне на всех территориях – им действительно удается почти еженедельно совершать теракты в Сирии и в Ираке. Один из самых значительных плацдармов бывшего халифата находится недалеко от Израиля, на Синае, напоминает израильский эксперт. В этом районе террористы, которые присоединились к ИГ, ведут войну на истощение против египетской армии уже много лет.

Полностью выжженое нутро автомобиля после удара, нанесенного с вертолета, фото 27 октября 2019г.

Полностью выжженое нутро автомобиля после удара, нанесенного с вертолета, фото 27 октября 2019г.

Другая опасность от ИГ исходит в результате возвращения его боевиков на прежнее местожительство в Европу и в другие страны мира. Кроме того, вторжение турок в Сирию может привести к массовому бегству тысяч сторонников ИГ из лагерей беженцев в курдских областях, и они также пополнят ряды террористов. В любом случае, по сведениям СМИ, «Исламское государство» уже назвало имя преемника Абу Бакра аль-Багдади – им стал Абу Ибрагим аль-Хашеми аль-Кураши. Прозвище аль-Кураши говорит о том, что он якобы принадлежит к потомкам племени пророка Мухаммеда.

С нашей точки зрения, в свете продолжающегося «конфликта цивилизаций» борьба между исламом и другими цивилизациями – а мусульмане воюют не только с западным миром, но и с остальными цивилизациями (буддистской, индуистской) – не прекратится в ближайшем будущем. Эта борьба может происходить в формате идеи «нового халифата» со стороны суннитов или в формате экспорта шиитской «исламской революции», продвигаемого Ираном (фактическое создание своего шиитского халифата, который должен включать Иран, Ирак, Сирию, Ливан и Палестину). Пока исламская цивилизация не найдет своего пути модернизации, как это было сделано Китаем, Индией, Японией, ей не останется ничего другого как доказывать свою состоятельность военным путем.
Из десяти исламских стран, имеющих высшие показатели по валовому внутреннему продукту – богатство восьми из них основано на нефти и газе. Только Турция и Индонезия сделали попытку построить современную экономику, но в последнее время и эти страны делают крен в сторону исламизма. История покажет, останется ли аль-Багдади «халифом на час» или станет первым звеном в цепи новых халифов, породив новую ветвь воинствующего ислама, как это случилось в истории с халифом Али ибн Абу Талибом, зятем Мухаммеда, смерть которого привела к появлению шиизма.