Синдром гиюра
После многочисленных неудачных попыток создания адекватной системы прохождения гиюра в Израиле группа раввинов из числа религиозных сионистов («вязаные кипы») выступила с поистине революционной инициативой. Вследствие того, что реформа в системе гиюра была похоронена правящей коалицией, а главный раввинат, контролируемый ультраортодоксальными партиями, занял в этой сфере непримиримые позиции, ряд либерально настроенных раввинов во главе с Давидом Ставом разработала новую систему прохождения гиюра – «Гиюр ке-Галаха».
Планы создания альтернативной системы прохождения гиюра существовали давно и находили поддержку, в том числе и среди многих членов руководства Еврейского агентства, включая его председателя Натана Щаранского.
На данный момент в Израиле проживает около 300 тыс. человек, не являющихся евреями по Галахе и не принадлежащих к мусульманской, христианской и друзской общинам. Как правило, речь идет о репатриантах из стран бывшего СССР, и именно их, в первую очередь, должна заинтересовать новая система гиюра. Важно подчеркнуть, что раввины, разработавшие ее, не относятся ни к реформистскому, ни к консервативному течениям, это ортодоксы, пользующиеся большим авторитетом у религиозных сионистов. Правда, вышесказанное не означает, что все раввины из среды «вязаных кип» поддерживают данную инициативу. Так, один из самых авторитетных раввинов Хаим Друкман (кстати, всегда выступавший за облегчение процедуры гиюра) высказался против нововведения. По его словам, в таком важном вопросе необходимо достичь консенсуса с главным раввинатом во избежание серьезных проблем. Однако раввинат, контролируемый ультраортодоксальными партиями, на уступки не согласен, поэтому человек, который пройдет такой гиюр, не будет признан государством как еврей.
На что же рассчитывают главы альтернативных раввинатских судов? На этот счет рав Став высказался следующим образом: «Речь идет о десятках раввинов, объединившихся ради хотя бы частичного решения проблемы очень многих людей. Сделано это во имя будущего таких людей и будущего государства Израиль. Верно, на данный момент наш гиюр не признается, но, думаю, после того как его пройдут тысячи людей, ситуация изменится». Иными словами, авторы инициативы надеются, что общественное мнение окажет давление как на политические партии, так и на главный раввинат. Пока же тем, кто приступает к урокам в системе «Гиюр ке-Галаха», предлагается подписать документ, в котором так и говорится: я осведомлен о том, что государство не признает мой гиюр.
Важно отметить, что в Высший суд справедливости подана апелляция, в которой истцы настаивают на том, что монополия главного раввината в процессе перехода в иудаизм незаконна. В том же духе высказалась бывший министр юстиции Ципи Ливни, еще раз подчеркнув, что огромное количество новых репатриантов, в том числе служащих в рядах ЦАХАЛа и готовых отдать свою жизнь за государство Израиль, не имеют возможности сочетаться браком в своей стране, и эта проблема обязана быть решена.
По правде говоря, сложно сказать, к чему приведет данная ситуация, которую вполне можно считать открытым бунтом против главного раввината. Понятно, что ни сотрудники этого органа, ни контролирующие его ультраортодоксальные партии отступать со своих позиций не намерены. Для них речь идет о самом что ни на есть принципиальном вопросе как с идеологической, так и с финансовой точки зрения. Бракосочетания и гиюры приносят очень большой доход, и понятно, что отказываться от монополии никто не собирается.
Что касается политической ситуации, можно с уверенностью сказать, что никто из членов коалиции в ее нынешнем положении вступать в борьбу с харедим не будет. Да что там говорить, если за все 66 лет существования государства данная проблема, ставшая особенно актуальной в последние десятилетия, так и не была решена, причем в основном по политическим причинам. Предыдущая коалиция, в которой не было ультраортодоксов, не так давно приняла проект реформы в данной сфере, инициированный депутатом, генералом запаса Элазаром Штерном. Несмотря на то, что премьер-министр проголосовал за реализацию проекта, очень быстро стало ясно, что реформа отложена в долгий ящик. Осознав, что с той коалицией ему не по пути, Нетаниягу вынужден был сделать реверанс в сторону старых и потенциально новых союзников в лице партий «Яадут-а-Тора» и ШАС. То есть практическая реализация реформы была сначала отложена, а затем похоронена уже новым правительством.
Кстати, сложности с прохождением гиюра испытывают не только граждане Израиля, этот вопрос актуален и в диаспоре, где очень велико количество смешанных браков. Поэтому за последними событиями в данной сфере пристально следят не только в Израиле, но и за рубежом.
Имидж главного раввината в связи с рядом скандалов и разногласий вокруг Закона о кашруте, а также с политикой раввинатских судов в вопросе о правах женщин изрядно подмочен. Все это является дополнительным козырем для тех, кто рассчитывает на перемены в сфере прохождения гиюра под влиянием общественного мнения. Однако, опять-таки, данный вопрос, как и в случае с кашрутом, для ультраортодоксальных раввинов равноценен войне за существование, поскольку, как я уже писал выше, кроме всего прочего, является важнейшим источником доходов.
Как бы там ни было, мужество десятков раввинов, инициировавших «Гиюр ке-Галаха» и тем самым выступивших против засилья харедим в главном раввинате, заслуживает большого уважения. Ведь новаторами движет желание дать тысячам молодых израильтян возможность получить базисные права, которых они до сих пор были лишены. Например, право сочетаться браком на земле Израиля по еврейской религиозной традиции.
Судя по всему, проблему прохождения гиюра, а также того, какие гиюры должно или не должно признавать государство, в ближайшее время будет рассматривать БАГАЦ. Если в рамках существующей политической системы нет возможности повлиять на раввинов-ультраортодоксов, остается рассчитывать лишь на суд. В отличие от кнессета, где всегда и во всем превалируют узкие политические интересы, здесь можно рассчитывать на здоровую логику.
Пришло время наконец-то избавиться от синдрома гиюра, ставшего для израильского общества серьезной проблемой. Вспомним «Мегилат Рут», в которой рассказывается, как Наоми помогла моавитянке Рут принять иудаизм. Результат известен всем – царь Давид, одна из самых известных личностей в еврейской истории. Думаю, этот пример будет стоять перед глазами судей БАГАЦа, когда они займутся рассмотрением данного вопроса…
Эфраим Ганор