Еврейские новогодние войны
К Новому году люди готовятся по-разному. Одни наряжают елку и покупают подарки. Другие каждый год ходят с друзьями в баню. А некоторые правоверные русскоязычные евреи, более или менее недавно обратившиеся в веру предков, начинают убеждать своих соплеменников ни в коем случае не отмечать этот радостный день.
Чем же провинился веселый зимний праздник перед нашей кошерной публикой? Ответов на этот вопрос существует немало, однако чаще всего в ход идут три основных аргумента, которые используются то вместе, то порознь, а то попеременно:
1. НГ – «на самом деле» исконно православный праздник, установленный в честь обрезания Иисуса. А праздновать христианские праздники евреям негоже.
2. НГ – «на самом деле» есть праздник «Сильвестр», установленный в память о Св. Сильвестре (папе римском Сильвестре I), который был известным антисемитом и врагом евреев. Хорошо ли евреям веселиться в такой день?!
3. НГ – нееврейский, «гойский» праздник. А нееврейские праздники евреям отмечать не след.
Первую точку зрения в свое время озвучил Элиягу Эссас – в прошлом московский отказник, а ныне – известный русскоязычный раввин из Иерусалима:
«То, что празднуют в ночь с 31-го декабря на 1-е января – не просто смена календарного года. Согласно вере христиан, 25-го декабря родился человек, который стал впоследствии основателем христианства… еврейскому мальчику делают обрезание на восьмой день. То есть тому человеку сделали обрезание 1-го января. Это и стало поводом для того, чтобы считать этот день первым днем года».
Еврейская традиция требует от нас судить человека «ми-кав зхут», т.е. веря в исходную доброту его намерений. Попробуем подойти с этой позиции к версии р.Эссаса. Во-первых, как мы могли убедиться, почтенный раввин знает, когда еврейским мальчикам делают обрезание; во-вторых, знает, сколько получится, если к 25 прибавить 8. Все это не может не радовать. Ибо все остальное в этой версии, увы, – чушь и нонсенс. Новый год, который празднуют русские евреи, – праздник русский, российский. Россия же – страна православная, т.е. отмечающая все церковные праздники не по григорианскому, но по юлианскому календарю. Рождество в России празднуют 7 января. И, следовательно, никакого отношения к 1-му января обрезание Иисуса не имеет.
Более того, НГ выпадает на Рождественский пост, один из главных постов в православии. Так что многие священники не только не считают этот праздник своим, но напротив, назначают епитимьи тем, кто его празднует.
Кроме того, не будем забывать, что государственным и общенародным праздником Новый год стал только в советское время, при Сталине. Причем «советский» Новый год явно задумывался в качестве светской альтернативы христианскому Рождеству. Каким же образом этот праздник мог оказаться «христианским»?
Теперь перейдем к аргументу номер два. В Израиле «Сильвестром» называют молодежные вечеринки, которые устраивают в ночь с 31 декабря на 1 января. Скорее всего, это связано с тем, что в западной церкви последний день декабря считается днем Св. Сильвестра. Как нетрудно догадаться, до приезда в Израиль никто из советских евреев ни про какой «Сильвестр» никогда не слышал. Кроме того, русская церковь поминает Св. Сильвестра в совершенно другой день, 2 января. Так что решительно неясно, какое отношение это имеет к НГ. Однако предположим даже, что какая-то связь между НГ и Св. Сильвестром действительно есть – почему это должно помешать нам веселиться в этот день?
Ответ на этот вопрос можно найти, к примеру, в писаниях хабадского литератора Моше Резника:
«Жил некогда в Риме кардинал по имени Сильвестр. День его рождения выпадал как раз на 31 декабря. И однажды он решил сделать себе подарок ко дню рождения: покончить с еврейским вопросом в Риме. Всех евреев согнали к реке, к Тибру, и приказали креститься. Тех, кто отказывался, топили в реке. 30-тысячная еврейская община Рима перестала существовать в один день».
В этой страшилке ложь стоит на лжи и ложью погоняет. Начнем с того, что «кардинал» Сильвестр, родившийся 31 декабря, был не кардиналом, а римским папой (314 – 335 гг.), кардиналов же в то время не было вовсе. Но это, право слово, мелочи. Что же касается главного – не знаю, любил св. Сильвестр евреев или нет. Возможно, что и не любил. Однако при этом он никак не мог казнить не только целую общину, но даже одного-единственного еврея! Просто потому, что в Риме тогда правил не папа, но римский император Константин. А Сильвестр, соответственно, мог кого-нибудь казнить не намного больше, чем какой-нибудь нынешний епископ рязанский или верхотурский (так что ни один минимально серьезный источник об уничтожении тогдашней римской общины не упоминает).
И, наконец, третий аргумент – о том, что еврею негоже праздновать нееврейские праздники. Новый год – не наш праздник. Более того, он не имеет к нам никакого отношения. У нас своя вечеринка – Ханука. Праздник, наполненный глубоким смыслом для каждого еврея, вполне может восполнить нашим детям вакуум зимних каникул.
С тем, что НГ изначально еврейским праздником не является, спорить трудно. Однако действительно ли евреям запрещено отмечать светские праздники других народов? В свое время этот вопрос встал перед евреями США, которым потребовалось определить свое отношение к американскому Дню Благодарения. Споры о том, можно ли отмечать этот праздник или нет, продолжаются до сих пор. Однако значительная часть ортодоксальных раввинов Америки ответила на этот вопрос утвердительно. Как пишет раввин Михаэль Бройде, «Галаха разрешает отмечать День Благодарения вместе с еврейскими или нерелигиозными друзьями в кругу семьи. Кроме того, учитывая, что мы являемся гражданами США, а также нашу признательность властям Соединенных Штатов, я полагаю подобное поведение достойным и мудрым».
Поэтому представляется, что враждебное отношение многих ортодоксов к Новому году связано не с религией, но, скорее, с идеологией и даже с психологией.
Во-первых, далеко не все «новообращенные» хорошо разбираются как в еврейском законе, так и в истории и культурологии. Поэтому, если уважаемый человек, да еще носящий титул раввина, говорит, что праздновать НГ нельзя, так как это «христианский праздник», они верят и не задают вопросов.
Bо-вторых, для многих русскоязычных иудеев собственное возвращение к вере предков видится радикальной трансформацией и полным отречением от старого мира. В подобной ситуации огромное значение приобретают символические, демонстративные жесты. Именно таким жестом для многих русскоязычных неофитов стал отказ от празднования Нового года. Решительно отвергая любимый с детства праздник, вернувшийся к вере предков русский еврей тем самым демонстрирует другим (и, прежде всего, себе) серьезность и необратимость собственного решения. Воинственность же, с которой он при этом обрушивается на евреев, продолжающих праздновать Новый год, способствует притуплению чувства психологического дискомфорта, связанного с невозможностью в полной мере отречься от старого мира.
И, наконец, самое главное: для многих еврейских общин иудаизм является замкнутой и самодостаточной системой, а серьезный диалог с другими культурами здесь полагают ненужным или даже вредным. Естественно, что для представителей этих общин легитимация нееврейского праздника является не чем иным, как профанацией «святая святых» еврейской религии. Поэтому не удивительно, что те русские евреи, кто громче всех гонит Новый год с еврейской улицы, в большинстве своем представляют общины с ярко выраженной тенденцией к самоизоляции. А те религиозные евреи, которые продолжают праздновать Новый год (или, по крайней мере, спокойно относятся к этому празднику), обычно настроены на активное полноценное участие в современной интеллектуальной и культурной жизни.
Booknik.ru