«Декоммунизация» по-умански»

Александр Найман | Номер: Июнь 2017

«Гайдамаки», советский лубок. Художник Александр Мизин, 1927 г.

«Гайдамаки», советский лубок. Художник Александр Мизин, 1927 г.

Победа Израиля в Шестидневной войне 1967 года имела неожиданный ответ в Украине. В 1968 году коммунистические лидеры распорядились поставить памятный камень верховодам Колиивщины Максиму Зализняку и Ивану Гонте, что было приурочено к 200-летию восстания. Предполагалось, что на этом месте будет сооружен соответствующий памятник. Однако реализация этого компартийного решения состоялась аж в декабре 2016 года. Очевидно так в Умани восприняли решения Верховной Рады по декоммунизации. Здесь решили отметить захват города гайдамаками в июне 1768 года, который сопровождался массовыми убийствами, по разным оценкам, от 12 до 20 тысяч жителей города Умань и беженцев из его окрестностей (в том числе евреев, поляков, украинцев-римо-католиков и униатов).
В своей статье Василий Расевич, украинский историк и публицист, старший научный сотрудник отдела новой истории Украины Института украиноведения им.И.Крипьякевича НАН Украины, задал вопрос: «Каким образом, вырезая поголовно евреев в синагоге, насилуя женщин и разрезая беременным животы, а также уничтожая римо-католиков и униатов, повстанцы защищали православную веру?… Ни для кого не секрет, что Гайдаматчина была движением, инспирированным Российской империей. Направлена она была на ослабление Барской конфедерации (благородного движения против короля, который находился под значительным российским влиянием)».

Казак Мамай и гайдамаки, которые карают евреев. Народный лубок, XIX век

Казак Мамай и гайдамаки, которые карают евреев. Народный лубок, XIX век

Тем временем группа агрессивно настроенных людей в ночь на 21 декабря 2016 года ворвалась в синагогу, расположенную возле могилы рабби Нахмана в Умани. Оскорбляя находящихся там молящихся, молодчики разбросали куски свинины, при этом оставили свиную голову, на которой была вырезана свастика. Антисемиты также разлили в помещении принесенную с собой краску, разбрызгали газ из баллончиков. Первоначально было открыто уголовное производство с предварительной квалификацией по ч.2 ст.296 («хулиганство») Уголовного кодекса Украины, но в тот же день производство было переквалифицировано по признакам ч.2 ст.161 УК («нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности, религиозных убеждений, инвалидности и по другим признакам»). Несмотря на то, что этот акт вандализма вызвал чрезвычайно широкий общественный резонанс в Украине и за ее пределами, виновные до сих пор не найдены.

Антисемиты осквернили синагогу на могиле р.Нахмана в Умани

Антисемиты осквернили синагогу на могиле р.Нахмана в Умани

Надо сказать, что хулиганы нарушают покой и приезжих паломников, и жителей Умани постоянно. В любое время дня и ночи они взрывают петарды. В результате часто страдают паломники и просто прохожие, некоторые получают тяжелые травмы, сообщает «Умань шалом». Кроме того, серьезный ущерб был нанесен помещению святого циюна (центра молитв) на могиле рабби Нахмана. На восстановление потребуются серьезные средства. Обеспокоенные жители Умани обращались в полицию. Заместитель начальника местного отделения полиции встречался с главным раввином Умани Яковом Жаном, который просил как можно скорее положить конец беспорядкам.

Кроме того в 2016 году местные антисемиты начали терроризировать государственного нотариуса Людмилу Дашицкую, желая отомстить ей за борьбу против незаконного уничтожения собственности еврейских паломников в Умани. В частности, в конце сентября прямо на улице ее атаковал неизвестный в маске, ударивший Людмилу по голове и обливший свиными фекалиями.
А в ноябре юристу Дашицкой позвонил человек, назвавшийся представителем партии «Свобода», который сказал, что все эти «меры воздействия» производились с целью «поставить ее на место». Ей пригрозили, что если она не прекратит свою деятельность по борьбе с антисемитизмом и самоуправством членов партии, то «будет еще хуже». Дашицкая обратилась с заявлением в полицию, тем не менее следственные действия не проводились.
23 марта этого года Людмила Дашицкая, предложившая поставить памятник жертвам Колиивщины, подверглась новому нападению. Она рассказывает: «Я долго думала писать об этом или нет. Решила написать. Недавно на меня напали и, разорвав одежду, резанули на груди свастику. Хотели сделать это красиво и эффектно, но я отбивалась. Свастика получилась так себе. Правда, было очень больно. Если это нацики, то как бы не ту решили запугать и ввести в шоковое состояние». Редакция располагает фотографией следов ножевых ранений Дашицкой, но из эстетических соображений решила ее не публиковать.

Людмила Дашицкая

Людмила Дашицкая

Проект памятника жертвам уманской резни создал известный украинский скульптор Николай Зноба. Проект представляет собой изображение здания, разрушенного, но не упавшего – собственно три стены, в просветах которых угадываются силуэты людей, укрывшихся в здании. Стены возведены с имитацией небольшого наклона, для придания драматизма. Силуэты людей выполнены сквозным просветом. Края стен выполнены методом рваного камня, раскрывающим тему разрушений. Перед поврежденным зданием (мы понимаем, что это синагога) лежит Тора – автор приподнимает свиток над землей, чтоб не было визуального касания с почвой. Драматический сюжет, соответствующий раскрытию темы.
Надпись на памятнике гласит: «Все прощается, пролитие невинной крови не прощается никогда». И на идиш: «Ве никейси, домом лой никейси».
На сегодняшний день переписка с государственными органами о получении разрешения на установление памятника продолжается. Последнее письмо черкасской областной госадминистрации по выполнению поручения кабмина Украины повествует, что «с целью установления целесообразности установки в г.Умань памятника жертвам событий 1768 года…отправлено письмо в Украинский институт национальной памяти для получения разъяснений о наличии исторических фактов и достоверности указанных событий. О результатах дальнейшего рассмотрения обращения проинформируем дополнительно».
Интересно, сколько еще понадобится времени, чтобы выяснить достойна ли увековечения память тысяч невинных жертв уманской трагедии?