ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ ИЛИ ВРЕМЯ НЕНАВИДЕТЬ?

Михаил ФРЕНКЕЛЬ | Номер: Март 2012

Михаил ФРЕНКЕЛЬВсему свое время… Время рождаться, и время умирать… Время убивать, и время врачевать… Время любить, и время ненавидеть…
Еврейские мудрецы знали эти простые, но важные истины еще несколько тысячелетий назад.

Однако любая, даже самая истинная истина остается схоластической, если она не овладела умами людей и не осуществляется ими на практике.
Размышляя об этом, я в последнее время все чаще вспоминаю об одном человеке. Вот уж у кого слова действительно не расходились с делами, особенно в отношении еврейского народа. Я вспоминаю о нем, когда узнаю, что ребенка с внешностью персонажа картин Шагала не взяли в еврейскую школу из-за «негалахической» бабушки. Я вспоминаю о нем, когда лидер одной еврейской организации постоянно жалуется госчиновникам на другого лидера, вызывая этим у них недобрые чувства к «иудейским войнам». Вспоминаю о нем, когда вижу, как один раввин демонстративно громко разговаривает по мобильнику во время выступления другого раввина, потому что не признает его раввином. Я вспоминаю о нем, читая в газете принадлежащей еврейскому «олигарху» очередной антиизраильский, а по сути, антисемитский опус.

А вспоминаю я о нем, потому что он, в отличие от многих еврейских деятелей и «лидеров», всегда был постоянен в своем отношении к евреям. Он совершенно одинаково относился к ним ко всем. К богатым и бедным, ультраортодоксальным и атеистам, «галахическим» и «негалахическим». К коммунистам и либералам, к мужчинам и женщинам, к старикам и детям…

А звали его – Адольф Гитлер. Весной 1919 года, когда он, что называется, еще был никем, будущий фюрер нацистов писал высокопоставленному офицеру германской армии Адольфу Гемлиху о том, что евреев следует строго ограничить в правах, а потому необходимо разработать специальный закон об инородцах. И при этом он подчеркивал, что «Конечная цель этого закона – окончательное решение еврейского вопроса».

Все это было написано им за двадцать три года до Ванзейской конференции, принявшей практические инструкции по «окончательному решению еврейского вопроса». Как убеждаемся, все, что Гитлер говорил о евреях, он постарался совершить.

К счастью, Господь не позволил ему довести задуманное до конца. Но полностью ли мы осознаем, что могло случиться?
Помню, в одном из недавних апрелей в самый канун дня рождения фюрера (возможно ребята как раз хотели его отметить), на одном из украинских телеканалов вышла некая историческая программа о Гитлере, лейтмотивом которой было утверждение о том, что якобы он стал антисемитом только потому, что в молодости его заразила сифилисом еврейка-проститутка. На самом деле это старая юдофобская сплетня, как и многие другие небылицы, немало лет гуляющая по свету. Возмущенные этой программой, представители еврейских организаций, включая председателя Ассоциации малолетних узников гетто и нацистских концлагерей, написали письмо руководителю этого канала с просьбой объяснить позицию авторов передачи. Но он (к слову, тоже еврей) им даже не ответил. Тем более бесплодными оказались их попытки донести свое мнение до внимания владельца канала – еврейского «олигарха», известного своей любовью к модерному искусству. Возможно, он был слишком занят бизнесом, а может ему, владеющему еще и дорогущей недвижимостью в Западной Европе, просто все равно, что произойдет с евреями в Украине.

Соотечественник фюрера, выдающийся немецкий философ Георг Гегель однажды сказал: «Единственный урок Истории состоит в том, что человечество не научилось извлекать из нее никаких уроков».

Говорят, евреи – умный народ. Судя по числу нобелевских лауреатов на душу еврейского населения, вероятно, это так. Но иногда кажется, что данное мнение преувеличено. Еврейские ученые и общественники любят много и долго рассуждать о Холокосте. Но извлекли ли мы в действительности уроки из страшной трагедии нашего народа? Не знаю, как вы, а я в этом не уверен. И потому трудно осознать, какое нынче время на дворе. Время любить или время ненавидеть?