Разум как деньги: или есть, или нет…

Александр Муратов кинорежиссер, заслуженный деятель искусств Украины | Номер: Июнь 2012

Мендель БейлисЯ регулярно читаю все выходящие в Украине еврейские газеты и поражаюсь странной непоследовательности еврейских вождей. С одной стороны, они вроде бы трезво понимают, что отношение многих стран к Израилю близко к критическому, а с другой стороны, не ударяют палец о палец для того, чтобы эта ситуация изменилась. Неужели непонятно, что от многократного повторения слова «халва» слаще во рту не станет?

Ведь несмотря на расхожее мнение, что евреев полным-полно в средствах массовой информации, литературе и искусстве, никакая проеврейская и произраильская пропаганда фактически не ведется. Правда, нужно признать, что в еврейской прессе есть довольно много прекрасных и убедительных статей, разъясняющих позицию еврейского мирового сообщества по многим вопросам и в первую очередь объясняющих действия Израиля на Ближнем Востоке. Однако весь этот полноводный информационный поток (только в Киеве издается несколько еврейских газет) льется на головы евреев, которых незачем убеждать, что антисемитизм – это зло, постыдное для нашего века. То есть это пусть и громкие, но холостые выстрелы.

А ведь пропаганда среди нееврейского населения фактически не ведется. Те редчайшие статьи, которые появляются в общеукраинской прессе, пишутся еврейскими авторами по каким-то конкретным поводам. При всей журналистской одаренности этих авторов, им очень трудно понять (в силу своего специфического менталитета, сложившегося в условиях открытого и скрытого антисемитизма) психологию людей, склонных по тем или иным причинам к юдофобству. Они пытаются объяснять окружающим вещи, находящиеся за пределами их понимания, и делают это неубедительно. Поэтому мне и пришло в голову восстановить на экране судебный процесс над киевским евреем Менделем Бейлисом, происходивший в Киеве в сентябре-октябре 1913 года. Я подумал: если в ходе этого процесса защите удалось в условиях всероссийской антисемитской истерии переубедить отобранных черносотенцами присяжных заседателей из неграмотных украинских крестьян и мещан, то это обязательно произведет впечатление и на современных обывателей, склонных к бездумному антисемитизму. Ведь на этом процессе фактически обвиняли не несчастного Бейлиса, а весь еврейский народ. И обвиняли не какие-то необразованные черносотенные подонки, а очень неглупые и образованные люди. И все же они проиграли этот процесс. Аргументы защиты были настолько вразумительны и убедительны, что они дошли до разума даже темных присяжных заседателей.

Стоит мой телевизионный проект сущие копейки. Казалось бы, еврейские лидеры должны были за него сразу же ухватиться. К тому же в следующем году грядет столетие этого печально знаменитого процесса. Но к моему величайшему изумлению, денег для осуществления этого проекта на протяжении десяти лет никто мне не дал. Разве что господин Сорос (через фонд «Возрождение») оплатил сбор документальных материалов. Никакие мои обращения во все еврейские организации пользы не принесли. За это время я снял несколько фильмов. В одном из них (по заказу Госдепа США) «Арнольд Марголин – выдающийся украинец и еврей» даже есть небольшой эпизод из сценария о деле Бейлиса, связанный с участием в этом процессе Арнольда Марголина. Фильм был неоднократно показан по нескольким каналам украинского телевидения и даже в США. Казалось бы, сам Бог велел посодействовать моему проекту. И это не только пропагандистское мероприятие. Затраты на его производство несомненно окупятся. Но вопреки элементарному здравому смыслу, денег на съемки никто не дает. Абсурд? Абсурд! Так что скорбеть об отсутствии полноценной проеврейской контрпропаганды?

Одна из открыток выпущенных по делу Бейлиса и изображавших его самого, его семью и близких. Открытки печатались заграницей и в России изымались цензурой, 1913 год

И это касается не только моего проекта. Ведь сколько существует реальных интереснейших историй о евреях! И не только гибнущих и страдающих, но и мужественно боровшихся во время Великой Отечественной войны. Да и не только. Можно много интересного и поучительного рассказать о войнах, которые постоянно вел Израиль за время своего существования. Я видел несколько израильских лент, посвященных этим войнам. Некоторые весьма неплохие. Но они главным образом рассчитаны на еврейского зрителя. Очень трудно еврейским режиссерам понять психологию нееврейского зрителя. Вот и получается, что при высоком художественном уровне ленты (даже такой как «Список Шиндлера»), ее пропагандистский эффект весьма низок. И это не только в кинематографе, но также в литературе и театральной драматургии. Исключение – великий Шолом-Алейхем. Кроме него никому не удалось заставить неевреев полюбить еврея. И не как человека вообще, а именно как еврея. Если как следует раскрутить в кино историю молочника Тевье – это даст гораздо больший пропагандистский эффект, чем множество газетных сентенций. Но для этого нужно в это дело вложить средства и абсолютно необходимо, чтобы фильм поставил по-настоящему сильный режиссер, а не какой-нибудь поверхностный «мастер на все руки».

Но, увы, нет у казалось бы мудрых евреев единого разумного центра контрпропаганды. У меня есть все основания подозревать, что у них этим делом заправляют такие же далекие от мудрости люди, как и в моей родной Украине. Здесь это наблюдалось и наблюдается при всех без исключения властях. Результаты налицо. Разница лишь в том, что Украина из-за непонимания важности идеологической работы может уничтожиться изнутри, а Израиль из-за такого же непонимания может пасть под внешними ударами. Но результат будет такой же. К тому же руководство Израиля так поглощено своими делами, что, кажется, не вполне понимает, что жизнь еврейского государства во многом зависит от отношения к нему США и европейских государств. Если не противопоставить арабской нефти еврейский ум, то ничего хорошего не будет. Но в области пропаганды я пока этого хваленого еврейского ума не вижу. Наблюдаю только какие-то неумелые спонтанные спорадические пропагандистские всплески. А ведь Израиль и евреев не любит половина населения Европы. И если за этим просто наблюдать, то вскоре будет не любить вся Европа. Уверен, тогда арабские нефтедоллары сделают свое черное дело.

Я вообще-то не так взываю к разуму еврейских лидеров, как просто их предупреждаю. Что взывать к разуму? Он или есть, тогда и без «взываний» все понятно, или его нет и тогда любые «взывания» тщетны.

Украина и мультикультурализм

Украинский опыт единения и толерантности в условиях полиэтничности и мультикультурализма может служить хорошим примером для тех государств, в частности, Западной Европы, которые переживают кризис в этнонациональной политике.

Так прокомментировал народный депутат Александр Фельдман праздничные мероприятия, приуроченные к 100-летию со дня рождения известного еврейского писателя, почетного гражданина Черновцов и Вижницы Иосифа Бурга.

В Украине Иосиф Бург известен, прежде всего, своим произведением «Маковей», в основу
Иосиф Бург которого положены реальные события, происходившие во время Второй Мировой войны.
Украинский священник села Испас, рискуя жизнью, спасал от расстрела евреев, тогда как во всех соседних селах и городах евреи были полностью истреблены. Примечателен также тот факт, что родственники этого священника ныне здравствуют и всегда принимают активное участие в чествовании писателя и, вместе с тем, своего героического предка. Кроме «Маковея», Бург также известен своими книгами «Хавел», «Осколки», «Моя забытая песенка».
Он лауреат литературных премий: Сегала (Израиль, 1993 г.), Гофмана (Швеция, 1996 г.), Теодора Крамера (Австрия, 2009 г.). Был награжден высшими наградами: Почетный крест за заслуги перед Австрийской республикой (Австрия, 2002 г.), Почетный крест на ленте (Германия, 2002 г.), Почетный крест за вклад в науку и искусство 1 степени (Австрия, 2007 г.). Умер 10 августа 2009 года в возрасте 97 лет. Праздничные мероприятия проведены при поддержке благотворительного фонда Александра Фельдмана, Ассоциации национально-культурных объединений, еврейской общины «Мирьем»» и при содействии главы Черновицкой ОГА Михаила Папиева.