По следам рабби Нахмана

Юрий Корогодский | Номер: Август 2017

Еврейские паломники в Умани

Еврейские паломники в Умани

Хасидский квартал

Автобус неспешно подъехал к хасидскому кварталу в Умани. В автобусе находилась группа, прибывшая из Киева. Прослушав курс лекций на тему еврейской истории, участники группы теперь имели возможность своими глазами увидеть, как живут брацлавские хасиды, зачастую сохраняющие не очень современный образ и ритм жизни.
В дни, далекие от празднований Рош ha-Шана, возле могилы рабби Нахмана не очень многолюдно. Хасиды не гуляют по всей Умани, доступ в квартал для всех свободный, не видно постов полиции. Обстановка гораздо более спокойная, чем в то время, когда в городе находятся 20-30 тысяч паломников.
С каждым годом на улицах Умани, расположенных поблизости могилы рабби Нахмана, становится все больше вывесок на иврите. В хасидском квартале можно встретить не только религиозных евреев, но и по-светски одетых израильтянок. Они говорят на хорошем иврите, и их ближневосточное произношение звучит немного странно на фоне советской жилой застройки.
Впрочем, многое кажется довольно непривычным в хасидском квартале Умани. Хотя с момента появления квартала прошло уже немало лет, но по-прежнему трудно привыкнуть к причудливому сочетанию ивритских вывесок и групп брацлавских хасидов в провинциальном украинском городе. Даже коренные жители Умани, часто находясь в хасидском окружении, начинают немного говорить на иврите.

Автор этой статьи уже не первый раз приезжает в еврейский квартал Умани. Сейчас трудно представить уманскую улицу Пушкина без хасидов, создавших здесь свою инфраструктуру. В Украине есть и другие места паломничества, связанные с хасидизмом, но только в Умани возник столь колоритный, живущий своей жизнью религиозный еврейский район.

Еврейский квартал в Умани

Еврейский квартал в Умани

Умань, Нежин, Бердичев…

Хотя история рабби Нахмана, скорее всего, известна нашим читателям, мы вкратце напомним, почему хасиды на Рош ha-шана совершают паломничество в Умань. Нахман был правнуком основателя хасидизма Баал Шем Това. Он вырос в доме Баал Шем Това, который унаследовали его родители. Как известно из исторических источников, детство рабби Нахмана прошло в атмосфере, насыщенной хасидскими преданиями.
В 1810 году рабби Нахман, предчувствуя близкую смерть, решил поселиться в Умани, где за несколько лет до его рождения произошли трагические события периода Колиивщины. После кончины рабби Нахман был похоронен на местном кладбище рядом с евреями, погибшими от рук гайдамаков Гонты и Зализняка.
И надо сказать, что могила рабби практически сразу стала местом паломничества его почитателей – брацлавских хасидов. Сейчас хасидский квартал в Умани стал символом возрождения еврейской жизни в регионе, возрождения, произошедшего на новой основе с заметным участием израильтян.
Активное паломничество в Умани немного затмило другие исторические центры хасидизма, разбросанные по Украине.
Отметим, что как один из центров паломничества, также известен Нежин. Там на еврейском кладбище похоронен второй Любавичский ребе Дов-Бер Шнеерсон. Он умер в 1827 году.
Массовое прибытие паломников в Нежин позволило еврейской общине города обратиться за помощью к меценатам, и те выделили средства на восстановление религиозных объектов.
В 2008 году была восстановлена нежинская синагога. В 2009 году еврейское кладбище Нежина было отремонтировано при поддержке американского филантропа Шмули Коэна – там отреставрировали памятник на могиле ребе, провели освещение и починили ограду.
В Бердичеве на старинном еврейском кладбище на окраине города находится могила цадика Леви Ицхака. Он был учеником Дов Бера из Межерича и занимал место раввина в Рычивуле (Польша), Желехуве, Пинске и Бердичеве.
Главная работа цадика «Кдушат Леви» («Святость Леви») оказала заметное влияние на еврейское религиозное мышление.
В Бердичеве также есть синагога и гостиница для паломников. Евреев в городе сейчас очень мало и наследие некогда известной «еврейской столицы» Украины не очень ощутимо.
Есть и другие места хасидского паломничества в Украине, среди которых можно выделить, например, Меджибож, Гадяч, Сквиру.

Могила рабби Нахмана

Могила рабби Нахмана

В уютном зале музея

Лекции и экскурсии, которые упомянуты в этой статье, проходят в рамках проекта «Еврейское наследие». Этот проект стал одной из программ Украинского центра изучения истории Холокоста. Курс лекций читает доктор исторических наук Игорь Туров, давно занимающийся изучением хасидского наследия.

Проект адресован, в первую очередь, представителям киевской интеллигенции, желающим ознакомиться с еврейской историей, религиозной философией и даже мистическими учениями. Среди участников проекта – поэты, писатели, художники.
Одна из задач проекта – восстановление памяти о еврейском наследии Восточной Европы, сформировавшемся до Катастрофы. Ведь в огне Холокоста погибли не только люди. Во многом утраченной оказалась культура штеттлов, хасидских местечек Украины.
Проект включает в себя не только лекции-беседы по еврейской истории и культуре, но также литературные вечера, которые иллюстрируют темы лекций. Большим плюсом является то, что частью проекта стали экскурсии в города, ранее бывшие центрами хасидизма.
Лекции проходят в уютном зале киевского музея Шолом-Алейхема, ставшем в последнее время одним из центров еврейской общинной жизни.
Стоит сказать, что на сегодняшний день в украинской еврейской общине немного проектов, сочетающих университетские подходы, просветительские цели и работу на базе музея. Дополнительной «изюминкой» такого проекта становится знакомство с местами паломничества. Такой формат позволяет пропустить через себя, прочувствовать материал, услышанный на лекциях.