МЫ – ЗА СОЛИДАРНОСТЬ!

Борис Вайсман | Номер: Июль 2014

Групповое фото бойцов Куреня, в нижнем ряду в центре – Соломон Ляйнберг

Групповое фото бойцов Куреня, в нижнем ряду в центре – Соломон Ляйнберг

Cам термин «еврейско-украинская солидарность» еще полгода назад вызвал бы, мягко скажем, удивление у многих наших сограждан – как евреев, так и украинцев.
История сосуществования наших народов на этой земле полна недоразумений, конфликтов, высказанных и невысказанных обид. Об этом широко известно, но мало кто знает о страницах сотрудничества и взаимопомощи, которые тоже были в этой истории: от дружбы легендарного украинского Робин Гуда – Олексы Довбуша и не менее легендарного основателя хасидизма Исраэля Баал Шем Това (Бешта), о чем повествуют народные предания как гуцулов так и хасидов, до Еврейского куреня (в оригинале – «Жидівського», из песни слов не выкинешь …) в Украинской Галицкой Армии, воевавшего за независимость Украины в 1919 году.

Об этом – чуть подробнее. В ноябре 1918 года поляки устроили во Львове несколько погромов, подозревая местных евреев в проукраинских симпатиях. После чего евреи Галиции начали вооружаться, объединяясь в отряды самообороны. Один из таких отрядов был создан в Тернополе Соломоном Ляйнбергом, бывшим поручиком австрийского пехотного полка. Когда в 1919-м украинцы отбили Тернополь у поляков, то по согласованию с исполнительным комитетом евреев Тернополя – Еврейским национальным советом –Ляйнберг обратился к полковнику Украинской Галицкой армии Осипу Мыкитке с предложением влиться в ряды УГА. Так появился Боевой курень I корпуса Галицкой армии, который стал известен как Еврейский курень. Подразделение насчитывало 1200 воинов-евреев, которые добровольно пошли защищать украинское государство. Воюя с большевиками вместе с частями УГА, курень прошел через Проскуров, Винницу, Бердичев и дошел до окраины Киева – Святошино. В Бердичеве Ляйнбергу даже удалось провести мобилизацию добровольцев. Воевали бойцы отменно, их победил не враг, а тиф – эпидемия подкосила две трети личного состава куреня. Часть выживших бойцов пробились с боями в Одессу и отплыли в Палестину, где продолжили воевать уже за еврейскую независимость. А куренной Соломон Ляйнберг вернулся домой, в Тернополь, где, по некоторым данным, в 1920-м году был замордован польской контрразведкой. И все же коренной перелом в отношениях двух народов произошел только сейчас, в эпоху Майдана: впервые украинское национальное восстание почти не сопровождалось антисемитскими эксцессами и впервые еврейская поддержка украинского движения была достаточно серьезной и активной. Революцию 2014 года в Киеве поддержало около половины украинских евреев (молодежь – практически вся!). 
Со сцены Майдана выступали раввины и лидеры еврейских общественных организаций, Самооборона Майдана организовывала охрану киевских синагог, в ее рядах бились и евреи, трое из которых погибли от снайперских пуль. Весьма впечатляющим стало и сотрудничество украинских и израильских волонтеров, благодаря которым была организована транспортировка и лечение в Израиле раненных на Майдане. 
Обо всем этом и не только шла речь на благотворительном творческом вечере еврейско-украинской солидарности «В одном ковчеге», который прошел в киевском Доме писателей.  Инициаторами вечера стали бард и журналист Эмиль Крупник (автор песенной баллады о Еврейском курене, написанной еще в 1991 году и впервые исполненной на фестивале «Червона рута-91» ), поэт Сергей Пантюк, композитор и певец Александр Кот. Акция проводилась в поддержку Вооруженных Сил Украины, лечения раненых бойцов в Израиле и других общественных инициатив. 
Соорганизаторами вечера выступили СП Украины, Оргкомитет по установке в Тернополе памятника командиру Еврейского куреня Соломону Ляйнбергу, международный координационный центр Israel Help Maidan Wounded, Киевский еврейский театр им. Шолом-Алейхема. 
Вечер открылся небольшим роликом-поздравлением с Днем независимости Израиля, снятым на Майдане, потом ведущие рассказали об истории Еврейского куреня и инициативе возведения памятника его командиру (автор идеи – Дмитрий Ярош), зачитали приветствие мэра Тернополя Сергея Надала, почтили память погибших евреев – геров Небесной сотни Иосифа Шиллинга, Александра Щербанюка и Евгения Котляра. Выступали волонтеры и их подопечные, вернувшиеся после лечения в Израиле. 
В концертной части прозвучали «Еврейский курень» Эмиля Крупника, реквием «Холокост» Александра Кота, а также монологи известных писателей в исполнении актеров театра им. Шолом-Алейхема, звучали на вечере и песни. В завершение вечера участники исполнили гимн Украины на идиш (в переводе Марка Файнера). 
В ходе вечера были объявлены номера банковских счетов для желающих перевести средства на лечение раненых в Израиле, на помощь украинской армиии, на возведение памятника Еврейскому куреню.