Сделано в Украине: великие канторы
Точно так же, как всякий народ гордится своими знаменитыми и заслуженными представителями, так и всякая страна, край, город и любой населенный пункт гордится своими уроженцами и земляками. Даже если эти уроженцы и земляки сделали себе имя в совсем других местах. Все равно приятно.
Украинская земля славится своим поющим народом и певучим языком. «Зате ми гарно співаємо» – фраза, которая вполне тянет на вариант украинской национальной идеи. Неудивительно, что и дети разных других народов, рожденные на украинской земле, нередко проявляют выдающиеся вокальные данные. И евреи здесь занимают достойное место.
Чому я не кантор? Чому не співаю?
Все знают знаменитого артиста Геннадия Хазанова. Многие знают президента Европейского еврейского конгресса Вячеслава (Моше) Кантора. Однако многие ли знают, что они фактически однофамильцы? Поскольку слова «хазан» и «кантор» означают одно и то же понятие. И свидетельствуют о том, что предки носителей этих фамилий в свое время вели службы и пели в синагогах.
Кстати, однофамильцем Хазанова и Кантора можно считать и популярного комика Михаила Шаца. Его фамилия представляет собой аббревиатуру «шалиах цибур», в переводе с иврита – посланник общины. Именно так называли тех, кому поручали вести общественные молитвы.
Еще во времена Иерусалимского храма словом «хазаним» (смотрящие) называли помощников коэнов-священников, а затем это название перешло на служителей в синагогах. В талмудические времена в маленьких общинах хазаны являлись одновременно учителями, раввинами и чтецами Торы. В дальнейшем хазанам помогала группа людей, ведущая с ними мелодию молитвы. Так развился хазанут, искусство коллективного пения при чтении общественной молитвы. Синагоги с традиционным хазанутом стали называть хоральными.
Хазан – человек, обладающий отлично поставленным голосом, обученный вести правильную мелодию молитвы, орнаментированную вариациями и теми приемами, которые вырабатывались веками. В хазаны выбирались наиболее праведные люди из обладавших сильными и приятными голосами. Кроме того, хазан должен был соответствовать ряду требований: быть женатым, не слишком старым и не слишком молодым, обладать приятной наружностью, безукоризненно вести себя во время синагогальной службы, находиться в хороших отношениях со всеми. И, конечно же, хазан должен быть почтенным человеком, строго соблюдающим заповеди – ведь он является представителем общины перед Небесным Судом.
В довоенной Европе едва ли не в каждом городе с большой и состоятельной еврейской общиной была хотя бы одна синагога, где по субботам и праздникам богослужение вел профессиональный кантор, обычно при участии хора. Кроме того, от местечка к местечку кочевали «бродячие» канторы и певчие, готовые за небольшую плату порадовать своим искусством местных евреев.
Искусство хазанута наиболее прославленные хазаны передавали по наследству. Здесь я могу только грустно вздохнуть. Из бабушкиных воспоминаний я знал, что мой прадед Иосиф-Хаим Туровский был хазаном в одной из двух синагог местечка Лоев на Гомельщине, недалеко от Чернигова. Его гонорар за пение молитв на Йом-Кипур состоял в нескольких пудах муки, из которой большая семья пекла себе хлеб в течение нескольких месяцев…
Но если уж в силу исторических причин мне не передали канторское искусство, я попытаюсь хотя бы частично взять реванш у судьбы рассказом о некоторых великих канторах.
Канторы «золотого века»
Период конца XIX века – первой четверти XX века называют «золотым веком канторской музыки». Это связано не только с появлением и расцветом талантов примерно одного поколения, но и с тем, что канторскую музыку начали записывать нотами, ведущие канторы стали получать консерваторское образование и главное – появилась граммофонная запись. Первую грамзапись канторского пения осуществил в 1903 году Гершон Сирота, которого по праву называли «еврейским Карузо». Лучшие канторы «золотого века» наряду с пением в синагогах давали концерты для широкой публики и гастролировали, исполняя оперный репертуар.
Практически все канторы были тенорами высокого класса, отсюда и сравнение Гершона Сироты с великим Карузо. Кстати, сам Энрико Карузо неоднократно посещал службы и концерты Сироты в тех городах, где совпадал их гастрольный график. А на нью-йоркском концерте «короля канторов» Йосселе Розенблата великий тенор, восхитившийся его пением, поднялся на сцену и расцеловал еврейского певца. Пением кантора Пьера Пинчика восхищался Федор Шаляпин.
Вообще-то это неблагодарная задача – описывать словами певцов, которых нужно слушать, чтобы по-настоящему оценить. Газетная страница не дает такой возможности, и в этом отношении интернет-сайты имеют большое преимущество. Поверьте, на том же YouTube, к счастью, легко можно найти всех наших героев в их лучших проявлениях.
Здесь же приходится только приводить факты, подчеркивающие значение описываемых фигур. Как, например, тот факт, что Гершон Сирота неоднократно выступал перед царем Николаем и его семьей. Или то, что Йосселе Розенблат снялся в роли самого себя, синагогального кантора, в первом звуковом кинофильме «Певец джаза» (1927) и исполнил там ряд вокальных номеров.
Лейб Гланц не только окончил Киевскую консерваторию по классу композиции Рейнгольда Глиэра, но и спустя много лет основал в Тель-Авиве Институт еврейской литургической музыки и консерваторию с уровнем академической подготовки – Академию канторов.
Пьер Пинчик, также выпускник Киевской консерватории, в годы гражданской войны был мобилизован в Красную армию, где его обязали сочинять революционные песни. Как позже вспоминал сам певец, свои песни он писал на мотивы синагогальных мелодий – пусть даже там были антирелигиозные тексты.
Исраэль Алтер во время гастролей в США в 1929-м и в 1930 году дважды с аншлагом выступал в Карнеги-холле в Нью-Йорке. А Завел (Звулун) Квартин, самый высокооплачиваемый кантор 1920-х, дал несколько аншлаговых концертов в нью-йоркской Метрополитен-опере.
И, к сожалению, среди прочих фактов, традиционно приходится упоминать о теме Холокоста. Великий Гершон Сирота с 1938 года находился с концертами в США и Канаде. Получив известие о болезни жены, он поспешил вернуться в Польшу, хотя его отговаривали от этого. Жизнь «еврейского Карузо» завершилась 19 апреля 1943 года во время восстания в Варшавском гетто – он и его семья погибли при пожаре в доме на Волынской улице. Свою последнюю службу Гершон Сирота провел в гетто – это был Йом-Кипур 1941 года…
Канторский миньян рожденных в Украине
«В ХХ веке центр еврейской литургической музыки переместился в Америку, куда в разные годы перебрались многие выдающиеся канторы», – пишет исследователь еврейской музыки Виктор Шапиро в своей статье «Кантор, или Властелин молитвы».
Перебирались они, в основном, из Российской империи и Польши, где было сосредоточено основное еврейское население Европы. А теперь давайте посмотрим – где родились большинство великих канторов «золотого века». Внимание на карту Украины!
Гершон Сирота (1874-1943), «еврейский Карузо», родился в Гайсине на Винничине.
Завел Квартин (1874-1952), редкий кантор-баритон, родился в Новоархангельске (ныне Кировоградская область).
Йосселе Розенблат (1882-1933), «король канторов», родился в Белой Церкви.
Мордехай Хершман (1888-1940) родился в Чернигове.
Пьер Пинчик (1893-1971) по прозвищу «певец хасидской страсти» родился в местечке Животов (ныне село Новоживотов в Винницкой области).
Лейб Гланц (1898-1964), его называли «человек, который разговаривал с Б-гом», родился в Киеве.
Исраэль Шорр (1886-1935) родился в местечке Хыров (ныне Львовская область).
Давид Ройтман (1884-1943) по прозвищу «поэт кафедры» родился в местечке Юзефполь Одесской области.
Шмуэль Малавский (1894-1985), общепризнанный наследник Йосселе Розенблата, родился в Смеле.
Исраэль Альтер (1901-1979), которого называли «кантор для канторов», родился во Львове.
То есть, имеем своего рода золотой миньян канторов-уроженцев Украины.
В этот ряд можно включить и выдающегося оперного певца довоенных лет Йозефа Шмидта, уроженца буковинского села Давидены, который начинал свою карьеру в хоре центральной синагоги Темпль в Черновцах и оставил несколько записей произведений канторской музыки.
Конечно, некоторые из великих канторов «золотого века» родились за пределами Украины. Например, Моше Кусевицкий (Беларусь), Зельмар Серини и Йосселе Мандельбойм (Польша), Берел Хаги (Латвия), Лейбел Вальдман (США). Но Украина здесь вне конкуренции. А любимец и гордость советских евреев Михаил Александрович, родившийся в Латвии в 1914 году, во временные рамки «золотого века» уже не вписывается.
А теперь вопрос – знают ли в упомянутых украинских городах и поселках о своих знатных еврейских земляках? Украинская Википедия дает на него неутешительный ответ – только в Новоживотове знают о том, что там родился Пьер Пинчик (Пинхус Сегал). Все остальные покрыты, словами деда Щукаря, «неизвестным мраком». А честно говоря, Гайсин с Гершоном Сиротой и Белая Церковь с Йосселе Розенблатом могли бы быть и более осведомленными.
Йозефу Шмидту в этом плане повезло больше – помимо площади его имени в Вене и улицы в Берлине, в Черновцах ему установили мемориальную доску и открыли звезду на Аллее звезд в компании с Владимиром Ивасюком и Софией Ротару.
Что ж, наше дело – проинформировать. А там уже как угодно. Ведь «синдром Петра Ющенко» никто не отменял – считать знаменитыми украинцами родившегося в Цинциннати Стивена Спилберга, родившегося в Нью-Йорке Сильвестра Сталлоне или родившегося в Питтсбурге Энди Уорхола. А тут – достойные, заслуженные люди прямо рядом, и все тихо. Хотя когда-то их голоса и их имена звучали очень громко.