«И Бог возбудил дух царя исмаильтян»
Из истории Храмовой горы от Салах ад-Дина до Вакфа
Как известно, в 1187 году Салах ад-Дин отобрал у крестоносцев Иерусалим. С Храмовой горы удалили всю христианскую символику и евреям разрешили вернуться и жить в Иерусалиме. Раби Иехуда Альхаризи восторженно писал о Салах ад-Дине:
«И Бог возбудил дух царя исмаильтян. И снизошел на него дух мудрости и силы, он поднялся на Иерусалим и осадил его. И Бог отдал город в его руку. И повелел царь, чтобы возгласили по всем городам страны, молодым и старым: говорите к сердцу Иерусалима! Приди в него каждый, кто из рода Эфраима!»
В результате началась медленная, но постоянная еврейская алия – так в 1211 году на Святую Землю переехала группа из 300 европейских раввинов и их учеников. Надежду на скорое избавление еврейский мир связывал с наступлением в 1240 году шестого тысячелетия от Сотворения мира. Однако в связи с заключением Салах ад-Дином договора с крестоносцами, возможность еврейской жизни в Иерусалиме вскоре снова прервалась. Власть потомков Салах ад-Дина продолжалась недолго, и уже в 1260 году их сменили мамлюки, центром империи которых был Египет.
Именно мамлюкские правители отстроили в Иерусалиме и на территории Храмовой горы большинство зданий, которые мы видим сегодня. Главный мамлюкский султан Бейбарс запретил всем, кроме мусульман, доступ на Храмовую гору и в комплекс Пещеры Патриархов в Хевроне.
Начиная с 1260-х годов в мамлюкском Иерусалиме появилась новая должность – «хранитель двух святынь», то есть Храмовой горы и Пещеры Патриархов. Эти две святыни были важны и для евреев, и для христиан, и таким образом своим запретом мамлюки показали «кто в доме хозяин».
Запрет на вход на территорию комплекса для немусульман строго соблюдался и под властью турок-осман, сменивших мамлюков в 1517 году.
Только в XIX веке нескольким иностранцам удалось посетить Храмовую гору, пользуясь личным покровительством высокопоставленных османских вельмож – среди них были английский врач Роберт Ричардсон в 1818 году и российский путешественник А.С.Норов в 1835-м.
К середине XIX века, благодаря Крымской войне, османские власти, заинтересованные в хороших отношениях с Европой, упростили процедуру разрешения посещения Храмовой горы для иностранцев.
Так в 1855 году состоялся первый еврейский визит на Храмовую гору — это были Моше Монтефиоре с женой. Среди знаменитых евреев, посетивших святыню в XIX веке, были также писатель Ахад-ха-Ам и барон Ротшильд.
Новая ситуация в Иерусалиме и на Храмовой горе наступила в 1917 году после крушения Османской империи. В соответствии с мандатом Лиги Наций, Палестина должна была стать еврейским государством, однако Британия нарушила первоначальные условия мандата и передала арабам земли восточного берега реки Иордан – примерно 80% всей территории, обещанной евреям.
Британский генерал Эдмунд Алленби, заняв Иерусалим в 1917 году, в первый же день приказал оставить Храмовую гору в руках мусульман и запретил немусульманам заходить на нее без разрешения мусульманского начальства. Охрану комплекса Алленби поручил мусульманским подразделениям британской армии, состоящим из солдат-мусульман из Индии.
В 1918 году британская военная власть утвердила должность муфтия Иерусалима, а в 1921-м – высший исламский совет, который должен был управлять всей мусульманской религиозной собственностью (Вакф) в стране, в том числе Храмовой горой.
Путеводитель 1925 года сообщает, что в соответствии с вековой исламской традицией «это место – одно из древнейших в мире. Его святость восходит к давним, возможно доисторическим, временам. Не подлежит сомнению, что это место Храма Соломона, и это то место, где Давид построил жертвенник Господу и вознес всесожжения и мирные жертвы».
Вплоть до 1950 года эта фраза сохранялась, что свидетельствует о признании мусульманами первоначальной исходной еврейской связи с Храмовой горой. Но, начиная с издания 1954 года, из исламского путеводителя по святыне упоминания Храма, царей Давида и Соломона исчезли.
В 1924 году высший исламский совет признал хранителем Храмовой горы Хусейна ибн-Али из династии Хашимитов. Хусейн ибн-Али в первую мировую войну поднял арабское восстание против турок на территории Аравии, но проиграл внутреннюю войну другому могущественному клану Саудов. С тех пор Аравия становится Саудовской, а благодарные за помощь в войне англичане создают для Хашимитов новое государство – Трансиорданию (Иорданию), занявшую 80% еврейских территорий, обещанных Лигой Наций.
Хашимитская иорданская королевская династия, потерявшая исторически принадлежавший ей статус хранителей Мекки и Медины, рассматривала статус «хранителя святых мест Иерусалима» как основу своего религиозного авторитета. Этот титул стал наследственным для иорданских королей.
Вскоре высший исламский совет возглавил муфтий Иерусалима Хадж Амин аль-Хусейни, враждебно относившийся и к евреям, и к англичанам, и к иорданской Хашимитской династии. Управление Храмовой горой перешло в его руки, именно он превратил Гору в символ палестинского арабского национализма. Одним из нововведений муфтия, призванных закрепить Храмовую гору как исламский мировой центр, была идея хоронить видных мусульманских деятелей в стене Храмовой горы, внутри мамлюкских медресе. В 1931 году в медресе Хатуния был похоронен лидер мусульман британской Индии Мухаммед Али Джохар, а вскоре после этого в особом склепе в медресе Арджуния похоронили основателя иорданского королевского дома Хусейна ибн-Али. Несколько позже в медресе Хатуния был устроен семейный склеп аль-Хусейни.
Палестинско-арабские националисты во главе с муфтием аль-Хусейни относились к иорданской династии и к ее власти на Храмовой горе резко отрицательно. Хашимиты воспринимались ими как «иностранные ставленники», завезенные британцами из Мекки и не имеющие отношения к «местному арабскому населению».
20 июля 1951 года на Храмовой горе, прямо в дверях мечети Аль-Акса был убит король Иордании. Стрелявший в него палестинец был из клана аль-Хусейни. Однако этот факт не помешал похоронить убитого короля и его убийцу рядом, в склепах медресе Храмовой горы.
7 июня 1967 года на Храмовой горе был поднят израильский флаг. Мота Гур, командир дивизии десантников, доложил по служебной радиосвязи:
«Храмовая гора в наших руках!»
Однако правительства Израиля, а также главный раввинат боялись усиления религиозных чувств в народе. Вакфу «вернули ключи» от Храмовой горы…
Дальнейшую историю, видимо, допишут наши дети и внуки, они расскажут своим потомкам о том, как строили Третий Храм.