Анна Франк в центре нападения
Воскресный день 22 октября 2017 года войдет печальной датой в историю европейского футбола. Этот день, когда в разных странах игрались матчи национальных футбольных чемпионатов, ознаменовался сразу двумя мерзкими антисемитскими инцидентами.
Футбольные фанаты-хулиганы (не путать с преданными футбольными болельщиками) – публика, не отличающаяся высокой моралью и широкой душой. Это находит проявление и в хамском поведении, и в драках, и в использовании петард и файеров, и в расистских плакатах, кричалках и жестах. Чего стоит, например, баннер на матче московских команд «Спартак» и «Динамо», адресованный динамовской торсиде: «Сдох ваш Яшин – сдохнет и «Динамо» (дело было вскоре после смерти легендарного динамовского вратаря). Вот где подлинное «благородство чувств»! Свое место в этом недостойном ряду занимает, конечно же, и антисемитизм.
Итало-голландский инцидент
Итак, 22 октября на матче 9-го тура итальянской Серии А в Риме на «Стадио Олимпико» между командами «Лацио» и «Кальяри» фанаты хозяев («Лацио») оставили на трибуне антисемитские граффити и стикеры с изображением Анны Франк в футболке другого столичного клуба «Рома».
В этот же вечер после матча 9-го тура голландского чемпионата в Роттердаме между местным «Фейеноордом» и амстердамским «Аяксом» (хозяева проиграли 1:4) в твиттере появилось фото, опубликованное обиженными фанатами «Фейеноорда». На нем запечатлены два еврейских мальчика со звездами Давида на груди (фото реальное, было сделано в Литве в 1942 году). Подпись гласит – When 020 had only one star (Когда 020 имел только одну звезду). 020 – это телефонный код Амстердама и условное обозначение команды «Аякс».
В чем, так сказать, юмор? В том, что и клуб «Рома» в Италии, и клуб «Аякс» в Голландии в силу разных исторических причин считаются «еврейскими», и соответственно в их адрес от фанатов команд-соперниц нередко можно услышать юдофобские тезисы и увидеть антисемитские изображения.
Фанаты «Лацио» – непримиримые враги «Ромы» – традиционно являются приверженцами правых политических взглядов и расистских настроений. Провокацию на матче «Лацио» — «Кальяри» они устроили со зла: до этого клуб получил запрет на два матча на продажу билетов на фанатскую трибуну из-за расистского поведения болельщиков в матче чемпионата Италии против «Сассуоло». Поэтому фанаты «лациали» заняли места на южной трибуне «Стадио Олимпико», где обычно сидят болельщики «Ромы». А «Рому» в противовес расистскому «Лацио» издавна поддерживает еврейская община Рима, ее игроков и болельщиков часто называют «евреями», наряду с прозвищами «джаллоросси» (желто-красные) и «волки» (волчица – эмблема Рима). И, очутившись в секторе болельщиков «Ромы», фанаты «Лацио» таким образом оставили соперникам антисемитский привет.
Инцидент на трибуне «Стадио Олимпико» получил широкую огласку и вызвал общенациональный скандал. «Это невообразимо и неприемлемо», – заявил премьер-министр Италии Паоло Джентилони. Полиция провела расследование и установила личности двадцати фанатов «Лацио», которые осуществили гнусную акцию. Тринадцати из них предъявили обвинение в разжигании расовой ненависти. Федерация футбола Италии открыла дисциплинарное дело в отношении клуба «Лацио» и обязала начать все матчи следующего тура чемпионата с минуты молчания в память о жертвах Холокоста, а перед играми зачитывать собравшимся на стадионах болельщикам фрагменты из «Дневника Анны Франк». Авторитетное издание La Repubblica опубликовало редакционную колонку под названием «Мы все – Анна Франк» и проиллюстрировало ее изображением Анны Франк в футболках всех клубов Серии А. Президент клуба «Лацио» Клаудио Лотито посетил римскую синагогу и пообещал, что клуб будет ежегодно устраивать экскурсии в Освенцим для своих фанатов. Чтобы отмежеваться от обвинений в антисемитизме, игроки «Лацио» перед следующим матчем провели разминку на поле в футболках с изображением Анны Франк.
В Голландии же виртуальный скандал не возымел реальных последствий, кроме осуждения в соцсетях со стороны правозащитников. Впрочем, там уже просто привыкли к антисемитским выпадам в сторону «Аякса». Обычным делом на стадионах являются кричалки, где рифмуются «газ» и «Хамас», упоминается СС и звучат призывы сжигать евреев, или такие милые шутки, как картинка в твиттере с изображением пачки сигарет и надписью: «Поскольку курение убивает, подари эту пачку еврею из «Аякса».
«Еврейство» амстердамской команды уходит корнями в те годы, когда еврейская община города насчитывала свыше 100 тысяч человек, а первый стадион клуба «Аякс» находился недалеко от еврейского квартала Йоденбюрт. Множество болельщиков «Аякса» были евреями, и хотя после Второй мировой войны численность городской общины сократилась на 80 процентов, кличка «евреи» прочно закрепилась за торсидой клуба. Сами болельщики поддерживают эту традицию, во время матчей скандируют: «Евреи, вперед!», демонстрируют плакаты с магендавидом и израильские флаги.
Футбольная община Европы
Следует отметить, что «Аяксом» и «Ромой» список «еврейских» футбольных клубов далеко не исчерпывается. И речь не идет о реально еврейских клубах без кавычек, которые существовали в европейских странах до Второй мировой войны – клубах с еврейским менеджментом и еврейскими игроками, самым знаменитым из которых был, конечно же, венский «Ха-Коах» («сила» на иврите). Этот клуб в 1925 году стал чемпионом Австрии, которая тогда была сильнейшей футбольной державой Европы. А в составе «Ха-Коах» блистал будущий легендарный тренер Бела Гуттманн.
Мы говорим о знаменитых футбольных клубах, которые исторически пользовались симпатией и поддержкой еврейской публики, а потом эта традиция закрепилась уже в широких болельщицких массах.
К таким клубам относятся, в частности, лондонский «Тоттенхэм», будапештский МТК, венская «Аустрия», краковская «Краковия» и некоторые другие. Сегодня трудно поверить, но в свое время еврейским клубом считалась мюнхенская «Бавария». Дело в том, что много лет президентом клуба был еврей Курт Ландауэр, который и вывел «Баварию» в число ведущих клубов Германии. А когда в 1932 году «Бавария» впервые стала чемпионом страны, ее тренировал еврей Рихард Кон. Футбольная ситуация в Мюнхене тогда в точности отражала сегодняшний расклад в Риме – «еврейской» «Баварии» противостоял нацистский «Мюнхен-1860». Когда Гитлер пришел к власти, «Баварию» быстро очистили от еврейского присутствия. Курту Ландауэру даже пришлось некоторое время провести в концлагере Дахау, откуда он был все же выпущен как ветеран Первой мировой войны. Время Холокоста он пережил в Швейцарии, но его родные погибли в лагерях смерти. После войны Ландауэр снова стал президентом «Баварии» и возглавлял клуб до 1951 года.
Наиболее ярко выглядит история клуба «Тоттенхэм» из Лондона, за который, напомним, в свое время поиграл Сергей Ребров. Клуб был основан в 1889 году в лондонском районе Тоттенхэм, где вскоре сформировалась многочисленная еврейская община – в основном, из числа евреев, бежавших из Российской империи от погромов. В стремлении максимально адаптироваться в лондонской жизни, многие евреи стали футбольными болельщиками и стали активно поддерживать «Тоттенхэм». Построенный в 1899 году клубный стадион «Уайт Харт Лейн» стал родным домом для еврейских пролетариев района и всего лондонского Ист-Энда. Поскольку большинство болельщиков-евреев проживали недалеко от стадиона, они могли посещать матчи в субботу, не нарушая традиции шаббата.
И когда в 1930-е годы в Лондон устремились беженцы из гитлеровской Германии, у них был четкий выбор – за кого болеть. Поэтому, когда Футбольная ассоциация Англии приняла решение провести товарищеский матч со сборной Германии 4 декабря 1935 года именно на стадионе «Уайт Харт Лейн», это было воспринято как антисемитский выпад, и еврейская община выразила протест по этому поводу. А во время матча, перед которым игроки сборной Германии приветствовали публику нацистским салютом, лондонские болельщики забрались на крышу и сбросили вниз флаг со свастикой. Матч, кстати, закончился победой сборной Англии 4:0.
Болельщики «Тоттенхэма», среди которых сегодня евреев насчитывается максимум 5 процентов, уже давно гордо и демонстративно – в пику своим оппонентам из «Челси» и «Вест Хэма»– называют себя Yids (жиды). Здесь уместно провести параллель с тем, как фанаты донецкого «Шахтера» превратили обидное прозвище «кроты» в самоназвание и в символ клуба – своего рода психологическое айкидо. Фанаты «Тоттенхэма» скандируют кричалку We are the yids! (Мы – жиды!) в ответ на довольно регулярные лозунги оппонентов с приглашением проследовать в гетто или в Аушвиц. Употребление футбольными болельщиками слова «Yids» стало предметом специальной дискуссии в сентябре 2013 года с участием представителей Футбольной Ассоциации и полиции. Вердикт вынес лично премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, заявивший, что есть несомненная разница в том, когда болельщики «Тоттенхэма» именуют себя «жидами», и когда их этим словом оскорбляют оппоненты, и что все случаи применения языка ненависти должны пресекаться. И хотя и сегодня иногда на английских стадионах имеют место и зиги, и кричалки про Гитлера и газовые камеры, все же полиции удается вычислять таких горе-болельщиков, применять к ним дисциплинарные меры, например, запрет на посещение футбольных стадионах, часто пожизненный. Вряд ли, конечно, это влияет на их отношение к евреям, но хотя бы немного очищает атмосферу на трибунах.
Увы, антисемитизм вечен, как и еврейский народ. И истребить его проявления на спортивных аренах маловероятно – особенно с учетом нынешней ситуации в Европе с ее ползучей исламизацией. Однако оставлять без внимания и последствий такие проявления нельзя. Футболка – не лучшая одежда для Анны Франк, которая даже спустя семь десятилетий оказывается в центре нападения как объект и инструмент антисемитских атак.