Под флагами со свастикой

Александр КУМБАРГ | Номер: Октябрь 2021
Эйвери Брендедж
Эйвери Брендедж

85 лет назад прошла летняя берлинская Олимпиада

1936 год, Олимпиада, нацизм, евреи… Есть хороший немецкий художественный фильм «Берлин 36» – о знаменитой немецкой легкоатлетке еврейке Гретель Бергман. В нем показано, как сложно было Гретель преодолевать царившую вокруг нее нацистскую атмосферу враждебности, и как она все же сумела преодолеть ее на пути к новым спортивным достижениям. И в этом спортсменке помогла не только ее семья, но и те немцы, которые не пропитались мерзкой нацистской идеологией – ведь достойные люди в любое время остаются людьми. Однако к Олимпиаде Гретель Бергман допущена не была, лучшей спортсменке своего времени по прыжкам в высоту взять высоту олимпийскую не дали, лишив возможности бороться за золотые медали. И помочь никто не смог – мир проглотил это преступление против спорта и человечности. Суть темного времени и чудовищных происходивших тогда событий раскрыта в фильме на реальной истории. А всевозможных примеров дискриминации на этом «празднике жизни и спорта» 1936 года было множество.

Нацистский Берлин – лучший выбор

В начале 1930-х гг. городов-претендентов на проведение XI летних Олимпийских игр было предостаточно, но выбор Международного олимпийского комитета (МОК) пал на Берлин. Аргументы были таковы: возвращение Германии в мировое сообщество после поражения в Первой мировой войне, в Берлине должна была проводиться не состоявшаяся из-за войны Олимпиада-1916, ресурсные возможности Германии для успешного проведения Игр. Решение это было принято в 1931 году, при демократической Веймарской республике.

Два года спустя к власти в Германии приходят нацисты, страна стремительно меняется – свирепая однопартийная диктатура, политические противники в концлагерях, на кострах горят неугодные книги, евреи вытеснены из жизни страны, улицы наводнены антисемитскими плакатами и табличками. Изгнание «неарийцев» происходит и из спорта. Выдающиеся спортсмены еврейского происхождения – легкоатлетки Гретель Бергман, Марта Якоб, Лили Хенох, шахматисты Эмануил Ласкер и Зигберт Тарраш, теннисист Даниэль Пренн, футболист Готфрид Фукс, боксер Эрик Силиг, трехкратный олимпийский чемпион гимнаст Альфред Флатов, боксер ромского происхождения Йоханн Тролльман – все они и масса других атлетов подверглись тем или иным репрессиям.

Мировая пресса рассказывала о расовых «чистках» в Германии – идеология нацистов была прекрасно известна, их преступления очевидны. Не заметить это было невозможно. Олимпийская хартия запрещает любые проявления дискриминации. Казалось бы, что должны сделать чиновники из МОК? Правильно – немедленно перенести Олимпийские игры в другую страну. Но ничего подобного не происходит.

Сначала по инициативе американских спортсменов и под воздействием протестных волн общественности ряда держав вопрос о переносе Игр на повестку дня действительно выдвигался. А президент Американского олимпийского комитета (АОК) Эйвери Брэндедж в 1933 году заявил, что основа олимпийского движения будет подорвана, если участие в Играх подвергнется ограничению из-за вероисповедания или расы. Но вот в 1934 году он во главе спецкомиссии МОК съездил в Германию, пообщался с нацистскими властями и вернулся в США… «другим» человеком. Теперь Брэндедж говорил, что Олимпиаду в Берлине проводить нужно, что к еврейским спортсменам относятся там нормально, что вообще нужно отделять спорт от политики и не вовлекать атлетов в «еврейско-нацистскую перебранку», и что звучащие в США призывы отказаться от участия в Играх – это «еврейско-коммунистический заговор». Ничего удивительного в такой позиции не было – немецкий историк Людгер Хайд отмечает, что в уставе принадлежащего Брэндеджу чикагского клуба был пункт о запрете состоять в нем евреям. Другие наблюдатели из комиссии также ничего предосудительного не заметили.

Большим влиянием на позицию МОК обладал барон Пьер де Кубертен – родоначальник современного олимпийского движения, экс-президент и почетный президент МОК. В Германии к нему стали проявлять особые знаки внимания, воспользовавшись тем, что Кубертену, испытывавшему к тому времени финансовые трудности, во Франции уже не выказывали прежнего почтения, как он считал. И тут появились нацисты, поющие сладкие песни о роли французского барона в олимпийской истории, передающие деньги в его фонд, выдвигающие его на Нобелевскую премию мира. Кубертен платил той же монетой – восторженно отзывался о массовом спорте в нацистской Германии, о подготовке Олимпиады, провозглашал Германию духовным хранителем олимпийских идей, называя Гитлера «одним из лучших творческих духов нашей эпохи».

Нацисты пообещали допустить к Играм евреев, афроамериканцев и других «неарийцев» – и МОК закрыл глаза на уже вовсю буйствовавший тоталитарный нацистский режим. Проводить соревнования в столице Германии решили под честное нацистское слово и после легковесных проверок. Более того, МОК счел нужным еще и зимнюю Олимпиаду провести в 1936-м в немецком Гармише-Партенкирхене. Как тут не вспомнить пушкинское «Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!». По крайней мере, так выглядит надводная часть происходившего. Была ли еще какая-то подводная? Обошлось ли без взяток?

Пьер де Кубертен
Пьер де Кубертен

Не запятнали себя

Многие в мире не приняли соглашательскую политику МОК. Идею бойкота Игр поддерживали еврейские организации, часть церквей, коммунисты, социалисты, либералы, многие СМИ, общественные, профсоюзные, спортивные организации разных стран.

Президент Любительского спортивного союза США, судья и католический деятель Джеремия Махони отмечал, что в Германии происходит расовая дискриминация, что Олимпиада – инструмент нацистской пропаганды. Активно выступали за бойкот некоторые крупные американские чиновники, подобные движения существовали в ряде европейских стран. Негодовали изгнанные из Германии социал-демократы и коммунисты. Призывал проводить Олимпиаду подальше от нацистского Берлина выдающийся немецкий писатель Генрих Манн, уехавший из коричневой Германии.

Не запятнал себя участием в Играх СССР. Впрочем, Советский Союз вообще в те годы (до 1952-го) не участвовал в Олимпийских играх. Кроме того, после прихода к власти гитлеровцев и до пакта Молотова-Риббентропа 1939 года Германия рассматривалась в СССР как самый вероятный военный противник.

Возмущался перспективой «нацистских игр» американец немецкого происхождения Эрнест Ли Янке, член МОК, бывший замминистра ВМФ США. Он направил президенту МОК бельгийскому графу Анри Байле-Латуру открытое письмо, в котором подчеркивал, что участие спортсменов будет означать принятие позиции нацистов – презрение к честному соревнованию. Что сделал в ответ МОК? За месяц до Олимпиады… исключил Янке из своего состава, а на его место пришел Э.Брэндедж.

Президент США Франклин Д.Рузвельт вообще предпочел не вмешиваться в деятельность автономных олимпийских органов, хотя понятно, что то был особый случай – не столько спортивный, сколько политический!

В 1935 году на конференции АОК Брэндеджу удалось убедить членов комитета проголосовать за отправку американской команды в Германию. У сторонников бойкота оказалось 56 голосов, у противников – 58. Два голоса, сыгравшие огромную роль в истории, ведь без США – уверенных победителей предыдущих олимпийских соревнований в Лос-Анджелесе – новая Олимпиада была бы уже не Олимпиадой, да и многие другие страны ориентировались на позицию США. Но теперь мировой бойкот был сорван.

Значительную роль здесь сыграли взгляды большинства афроамериканских атлетов, выступавших за участие в играх, чтобы продемонстрировать миру свои спортивные успехи и показать несостоятельность теории о превосходстве «арийской расы».

Противники проведения Олимпиады в нацистской стране пытались объединяться, создавали координирующие органы, выдвинули идею альтернативной «Народной олимпиады» в Барселоне. Она должна была пройти в июле 1936-го, и в Испанию прибыло около 10 тысяч спортсменов. Но тут начался мятеж под предводительством генерала Франко.

Волк в овечьей шкуре

Под давлением здравомыслящей части международной общественности (с которым вынужден был считаться и МОК) Гитлеру пришлось временно умерить свои антисемитские аппетиты и предстать классическим волком в овечьей шкуре. На время Олимпиады антиеврейские акции были приостановлены, на период с 1 июня по 15 сентября 1936 года с берлинских улиц убрали юдофобские лозунги, таблички, запрещающие евреям появляться в общественных местах.

Примечательна и история с видным деятелем немецкого спортивного движения Теодором Левальдом, многолетним президентом Германского комитета по физической культуре. Во время Веймарской республики его усилия немало способствовали тому, что именно Берлин выбрали олимпийской столицей. Левальд стал главой Национального олимпийского комитета Германии, вошел в состав исполкома МОК.

Но тут пришли нацисты и напомнили ассимилированному функционеру о его еврейской бабушке по отцовской линии, а то, что отец Левальда в XIX веке принял христианство, естественно, никого не интересовало. И, конечно, его бы изгнали из спортивных органов, как и других раскрытых евреев, но гитлеровцам был нужен международный авторитет Левальда, и его отстранение могло привести к лишним вопросам. C прежних должностей Левальда все-таки сместили, заменив «истинными арийцами», но оставили в руководстве оргкомитета Олимпиады – в рамках нацистской политики Левальд контактировал с МОК, зарубежными олимпийскими комитетами, активно участвовал в организации Олимпиады, боролся с бойкотом Игр.

На олимпийском стадионе, Берлин, 1936
На олимпийском стадионе, Берлин, 1936

Орудие пропаганды

Интересный факт, о котором говорит историк Л.Хайд – изначально Гитлер называл Олимпийские игры «жидомасонским заговором», считал, что «арийские» атлеты не должны соревноваться с представителями «низших рас». Однако министр пропаганды Геббельс и Теодор Левальд сумели переубедить фюрера – он понял, что спорт может быть отличным орудием пропаганды, демонстрировать силу «арийцев», силу тоталитарной Германии.

Нацисты занялись организацией Олимпиады очень серьезно, вложили в нее огромные средства – были возведены новые спортивные объекты, почищены и украшены берлинские улицы. С показной дружелюбностью встречали зарубежных гостей – музыка, сувениры, размах, помпезность. 1 августа 1936 года на переполненном Олимпийском стадионе Гитлер открыл летние Олимпийские игры. В Олимпиаде участвовали 49 стран – впервые столько. Впервые в ходе факельной эстафеты спортсмены доставили олимпийский огонь из греческой Олимпии в город проведения современной Олимпиады (кстати, идея была выдвинута евреем, немецким спортивным деятелем Альфредом Шиффом, что, разумеется, не афишировалось). Впервые проходили телетрансляции соревнований.

Германия заняла на Олимпиаде первое место по количеству медалей – 89 (33 золотых, 26 серебряных, 30 бронзовых). Но радость нацистам омрачили афроамериканский легкоатлет Джесси Оуэнс, ставший с четырьмя золотыми медалями главной звездой Олимпиады, и другие чернокожие медалисты. Также омрачили гитлеровцам радость и спортсмены-евреи, завоевавшие золотые, серебряные и бронзовые медали. При этом нацисты постарались, чтобы евреев на соревнованиях было как можно меньше – собирали тщательное досье на каждого своего и зарубежного спортсмена, кто претендовал на участие в Играх. Таким образом от соревнований были отстранены два еврея из команды США Сэм Столлер и Марти Гликман, которые должны были бежать в эстафете – скандал замяли. Бегуна, серебряного медалиста Олимпиады-1924 швейцарца Поля Мартена лишили участия в состязаниях, так как он был «женихом еврейки». Эту историю тоже замяли.

Значительная часть мирового сообщества предпочитала конфликтные ситуации и инсценировки не замечать. СМИ Европы и США писали в основном о хорошей организации соревнований, о толерантной обстановке и ухоженности Берлина, о возвращении Германии в «содружество наций». А тем журналистам, кто критически отозвался о прошедшей тоже в Германии в феврале 1936-го зимней Олимпиаде, нацистский режим просто отказал в доступе на летние Игры.

Евреев не допустили

Свое обещание допустить к участию в Олимпиаде немецких евреев нацисты, конечно, выполнять не собирались, и отстранили от соревнований целую плеяду сильных спортсменов. Здесь очень показательна история Гретель Бергман, о которой мы вспоминали в начале статьи. В 1931 году она установила рекорд Германии по прыжкам в высоту, а в 1933-м уже была исключена из спортивного клуба из-за еврейского происхождения. Гретель уехала в Великобританию, стала там чемпионкой страны. Когда гитлеровской власти понадобилось создать видимость объективности, то угрожая репрессиями по отношению к оставшейся в Германии семье спортсменки, ее вынудили вернуться и в составе сборной Германии якобы готовиться к Олимпиаде. В 1936 году на внутреннем чемпионате Бергман установила новый рекорд Германии, взяв высоту в 1,60 м. Она была главной претенденткой на олимпийское «золото», мечтала его выиграть и продемонстрировать абсурдность нацистской расовой теории.

Но победить ей так и не дали – ни в составе сборной Великобритании (Гретель хотела получить британское гражданство), ни в составе сборной Германии. За две недели до Олимпиады ее выбросили из немецкой олимпийской сборной за «посредственные результаты», и случилось это уже после того, как олимпийская команда США отправилась в Берлин и бойкота можно было не бояться. Мировой же общественности сообщили, что спортсменка получила травму. Символично, что золотую медаль в прыжках в высоту все равно завоевала еврейка – Ибойя Чак из Венгрии. А Гретель Бергман в 1937 году эмигрировала в США, где выигрывала национальные чемпионаты по прыжкам в высоту и толканию ядра.

Бывшая национальная героиня

Все же опасаясь негативной международной реакции, Гитлер допустил на Олимпиаду одну полуеврейку – лучшую немецкую фехтовальщицу, блондинку Хелену Майер. Она выигрывала чемпионаты Германии, побеждала в крупнейших международных турнирах, завоевала золотую медаль на Олимпийских играх 1928 года, и была национальной героиней в донацистской Германии. В 1933 году Геббельс охарактеризовал Хелену как «истинный образец нордической женственности». А затем выяснилось, что ее отец был евреем и… восхваления испарились, а спортсменку исключили из фехтовального клуба.

Майер же себя еврейкой не считала, надеялась вернуться в большой спорт и согласилась выступать за немецкую олимпийскую команду. Но чемпионскую награду Хелена выиграть не сумела – стала серебряным призером. В финале она уступила спортсменке из Венгрии «полукровке» Илоне Элек-Шахерер, а третье место оказалось у такой же «полукровки» Элен Прайс из Австрии. Представьте, как «счастливы» были нацисты!

На Олимпиаде Майер носила спортивную форму со свастикой, а на пьедестале вскинула руку в нацистском приветствии, но это не помогло ей остаться в Германии, и в итоге спортсменке пришлось переехать в США. Впоследствии Хелена Майер неоднократно выигрывала первенство Соединенных Штатов, а в 1937 году завоевала золотую и серебряную медали чемпионата мира по фехтованию. Родственники спортсменки, оставшиеся в Европе, погибли в концлагерях.

История немецкого хоккеиста

В прошедших в немецком Гармиш-Партенкирхене в феврале 1936-го IV зимних Олимпийских играх поучаствовал еще один спортсмен-полуеврей (по отцу) Рудольф Балль – топ-хоккеист, один из лидеров германской сборной, чемпион Европы 1930 года, призер чемпионатов мира, Европы и Олимпийских игр, восьмикратный чемпион Германии. Долгое время Руди вместе с двумя своими братьями выступал за хоккейный клуб «Berlin SC», но из-за нацистов вынужден был покинуть Германию, после чего успешно играл в Швейцарии и Италии.

Для создания привлекательной картинки перед миром Балля решили привлечь к «гитлеровской» Олимпиаде. К тому же друг Руди, его партнер по сборной Густав Йенеке заявил, что без него играть не станет. Оставлять сборную Германии без двух лидеров власти побоялись.

Балль не хотел выступать за Третий рейх, но нацисты нашли «аргументы» – на отца Руди в Германии было совершено нападение, и спортсмен согласился играть в обмен на обещание, что после Игр он сумеет вывезти родителей из страны. Балль провел на Олимпиаде четыре матча, забросил три шайбы, затем получил травму и пропустил два матча. Сборная Германии заняла пятое место.

Балля очень тепло приветствовали хоккейные болельщики, и ссориться с этой армадой нацисты не рискнули. Очевидно поэтому произошел уникальный случай – Рудольф получил приглашение вернуться в «Berlin SC». В итоге родители уехали в ЮАР, а он остался в Германии, до 1948 года играл за клубы Берлина и Западного Берлина, за сборную, и затем тоже эмигрировал в ЮАР.

Награждение фехтовальщиц. Крайняя справа - Хелена Майер
Награждение фехтовальщиц. Крайняя справа — Хелена Майер

Медали и бойкот

Многие выдающиеся спортсмены-евреи из разных стран (как, собственно, и представители других национальностей) бойкотировали Олимпиаду, проходящую в стране победившего нацизма. В этой связи можно вспомнить об известных советских атлетах-евреях, или об американском конькобежце, двукратном олимпийском чемпионе Джоне Ши, или о пловчихах сборной Австрии – Юдит и Ханни Хаспел, Люси Голднер, Рут Лангер. В 1935 году 17-летняя австрийская чемпионка по плаванию Юдит Хаспел была признана в Австрии «спортсменкой года» и имела отличные шансы на золотую олимпийскую медаль. Но у девушки была своя позиция: «Как еврейка я не могу участвовать в Олимпийских играх в Берлине, потому что мне запрещает сделать это моя совесть». В пронацистской Австрии Хаспел лишили спортивных титулов и запретили участие в соревнованиях. Юдит понимала, что Гитлер вот-вот войдет в Австрию и тогда она станет жертвой нацистов, поэтому сумела перебраться в Великобританию, а затем в Палестину. О Юдит и ее сестре Ханни, о знаковом протесте еврейских спортсменок израильский режиссер Ярон Зильберман снял документальный фильм «Водяные знаки» (2004), получивший множество престижных наград.

Но некоторые спортсмены-евреи все же решили принять участие в берлинской Олимпиаде, не упускать возможность выиграть медали, и прославить таким образом свои страны, дезавуировать постулаты о превосходстве «арийской расы». Историк и публицист Роберт Рокуэй в своей статье в американском еврейском журнале Tablet цитирует знаменитого фехтовальщика из Венгрии Эндре Кабоша, который накануне Игр отмечал, что «в стране, где наших еврейских братьев считают чуждой расой, не считают людьми, сотворенными Г-сподом, а какими-то вредителями», спортсмены-евреи будут бороться не только за прославление универсальной венгерской общности, но и «намерены показать пример еврейской силы и доблести». На берлинской Олимпиаде Кабош завоевал две золотые медали.

По подсчетам специалистов, спортсмены с еврейскими корнями из команд Венгрии, Австрии, Польши, США, Канады, Бельгии на летней и зимней Олимпиадах 1936 года в психологически тяжелейших условиях на фоне развевающихся флагов со свастикой завоевали 17 медалей, в том числе девять золотых. Помимо уже упоминавшихся атлетов, олимпийскими чемпионами стали Кароль Карпати, Миклош Саркани, Дьердь Броди, Самуэль Балтер, Роберт Файн.

Антиолимпиада

В национал-социалистической Германии Олимпиаду-36 считали своим большим политико-пропагандистским триумфом – мировой общественности были продемонстрированы достижения гитлеровского режима. Выход на экраны документального фильма «Олимпия» (1938) Лени Рифеншталь закреплял образ миролюбивых и толерантных нацистов. А в это время в Третьем рейхе проходили погромы Хрустальной ночи и велась подготовка к «военным соревнованиям».

В коллективной работе российских историков (И.Альтманa, Л.Белоусовa, К.Винклерa, В.Ищенко, Н.Пешинa) «Олимпиада 1936 г. в Берлине: борьба за проведение и поиск альтернатив» звучит мнение, что «этот имидж цивилизованной страны» повлиял на провал Эвианской конференции 1938 года по вопросу о еврейских беженцах: «…сложно было себе представить, что жизни этиx людей грозит опасность».

Только после Второй мировой войны МОК признал свои действия в 1930-х ошибочными и принес извинения. Брэндедж тогда по-прежнему являлся президентом Американского олимпийского комитета, хотя логично было бы изгнать его с позором. Но нет! После войны Брэндедж даже пошел на повышение – стал президентом МОК и находился на этом посту 20 лет.

Извечный вопрос – спорт вне политики или все же является неотъемлемой ее частью? В этом вопросе копья ломались в прошлом, ломаются и сегодня. На мой взгляд, спорт не просто есть частью политики, но и зачастую выступает концентрированным ее выражением, особенно для тоталитарных и авторитарных режимов. И берлинская Олимпиада 1936 года, держащая олимпийские кольца в нацистских когтях – яркое тому подтверждение. Олимпиада, отсекающая атлетов от соревнований по расово-национальным признакам, является aнтиолимпиадой. Эти Игры не имели правa на существование, они не должны были проводиться. Однако воздух того времени вообще был изрядно наполнен юдофобством и расизмом. В большей или меньшей степени это было присуще многим странам – тем же США, где существовала процентная норма для студентов-евреев в ряде престижных университетов и встречалась дискриминация при приеме евреев на работу, а афроамериканцы вообще считались людьми второго сорта, которым запрещалocь появляться во многих общественных местах и т.д. Высмеивающая расизм сатирическая поэма Самуила Маршака «Мистер Твистер» весьма точно отражала реалии того времени.

85 лет назад человечество получило наглядный олимпийско-политический урок. Но, как мы видим, мировые спортивные форумы в тоталитарных и авторитарных государствах проводятся и сегодня. Следовательно, урок едва ли пошел впрок.