Гангстеры против нацистов

Роберт Рокуэй | Номер: Октябрь 2018

После прихода Гитлера к власти в Германии и после американской Великой депрессии в Соединенных Штатах возникло более 100 антисемитских организаций, и по стране прокатилась волна антисемитизма. Эти организации носили такие названия как «Друзья новой Германии» («Nazi Bund» или «Германо-американский союз»), «Серебряные рубашки», «Защитники христианской веры», «Христианский фронт», «Рыцари белой камелии» и др. Американских антисемитов защищала первая поправка к Конституции, под прикрытием которой они проводили публичные демонстрации, маршировали по улицам в собственной форме с нацистскими флагами, издавали клеветнические журналы и открыто демонстрировали неприязнь к евреям.

Американские евреи были напуганы. Опасаясь, что антисемитизм только усилится, американский еврейский истеблишмент реагировал на эти вспышки очень осторожно и даже робко. Представители элиты боялись, что происходящее в Германии, откуда приехала лучшая часть еврейской общины, легко может повториться в Америке. Единственной группой американских евреев, которая без колебаний жестко выступила против антисемитов, стали… еврейские гангстеры. Их не связывали правила приличия и условности закона, и они бросились на противника решительно и без излишней мягкости.
Марши «Германо-американского союза» в Нью-Йорке в конце 1930-х годов создали непростую дилемму для лидеров еврейской общины города. «Германо-американский союз» насчитывал 20 тысяч членов и представлял собой крупнейшую антисемитскую группировку в стране. Она проводила масштабные демонстрации, во время которых активисты маршировали под барабанный бой в коричневых рубашках со свастиками и несли нацистские флаги. Несмотря на желание воспрепятствовать антисемитским выходкам, еврейские лидеры не могли сделать это законным образом. Натан Перлман, судья и бывший член Конгресса от республиканской партии, был единственным среди руководителей общины, кто считал, что евреи должны вести себя более воинственно. В 1935 году Перлман провел тайные переговоры с Меером Лански – видным персонажем уголовного мира, и попросил того о помощи. От Лански мне стало известно, что произошло потом.
Перлман заверил Лански, что предоставит ему деньги и юридическую поддержку. Единственным условием было – не убивать нацистов, то есть жестко проучить и нанести побои – да, но не лишать жизни. Лански не без колебаний согласился – никаких убийств. Сам Меер Лански всегда очень болезненно относился к антисемитизму, он знал, что нацисты делают с евреями. «Я был евреем и сочувствовал страданиям евреев Европы, — говорил он потом. — Они были моими братьями». Лански отказался от денег и поддержки, предложенных Перлманом, но попросил об одной услуге – ему нужны были гарантии, что еврейская пресса не будет критиковать его действия. Судья Перлман пообещал сделать все, что в его силах.
Лански собрал своих ближайших подельников и приступил к действию – группы нью-йоркских гангстеров начали совершать налеты на сходки нацистов в Нью-Йорке. Вскоре к ним стали присоединяться желающие помочь «доброму делу» обычные еврейские парни, никак не связанные с преступным миром, и предварительно прошедшие боевую подготовку у людей Лански. Группы боевиков действовали весьма профессионально – руки, ноги, ребра и черепа нацистов трещали, но никто из них не погиб. Такие налеты продолжались больше года, что позволило Лански снискать хорошую репутацию среди еврейского населения.
Впоследствии в интервью израильскому журналисту Лански так описывал нападение на нацистскую акцию в немецком квартале северо-восточного Манхэттена Йорквилле:
«Мы приехали туда вечером и обнаружили несколько сотен людей в коричневых рубашках. Сцена была украшена свастикой и портретом Гитлера. Оратор начал разглагольствовать. Нас было всего 15 человек, но мы бросились вперед. Мы напали на них прямо в зале, завязалась всеобщая драка, нескольких мы выкинули из окон. Нацисты запаниковали и бросились бежать. Мы преследовали и дубасили их, некоторых нам удалось вывести из игры на несколько месяцев. Да, мы применяли насилие. Мы хотели преподать им урок. Мы хотели показать им, что евреи не всегда будут сидеть в углу, молча перенося оскорбления».
В разговоре со мной, размышляя о своей роли в этих событиях, Меер Лански с сожалением говорил, что тогда помог еврейской общине, а в ответ получил одни лишь преследования. Ведь он рассчитывал на поддержку своих действий со стороны представителей еврейской элиты, но они все же не сумели удержать еврейскую прессу от обвинений в адрес Лански и его людей. В своих сообщениях о нападениях на «Германо-американский союз» газеты назвали их еврейскими гангстерами, что невероятно разозлило Меера Лански. «Они хотели разобраться с нацистами, но боялись сами взяться за дело, — говорил он. — Я сделал за них эту работу. А когда все закончилось, меня назвали гангстером. Никто никогда не называл меня гангстером до рабби Вайса (Стивена Вайса) и лидеров общины».
Репортер нью-йоркской еврейской газеты Джадд Теллер рассказывал, как однажды его пригласили на встречу «несколько человек, заявившие, что они представляют фирму «Murder, Inc.» («Убийство/Мокрое дело») и потребовали от журналиста список «нацистских ублюдков, с которыми надо расправиться». Теллер передал просьбу руководителям еврейской общины, которые попросили передать боевикам, что «полиция будет немедленно поставлена в известность», если произойдет нечто подобное. Теллер передал предупреждение связному фирмы «Murder, Inc.», и получил ответ: «Скажи им, чтобы не кипятились. Ладно, мы не будем замораживать (убивать) их; просто помаринуем немного». По словам Теллера, именно так боевики и поступили, и слово свое сдержали. При этом журналист подчеркнул, что нападений еврейских боевиков на нацистские сходки оказалось достаточно, чтобы резко снизить популярность собраний «Германо-американского союза» и убедить его активистов «поодиночке не выходить на улицу в форме».
В конце концов нью-йоркские нацисты выразили протест против нападений и агрессивного разгона их собраний, и обратились за защитой от еврейских «бандитов» к мэру города Фьорелло Ла Гуардиа. Мэр согласился помочь, но поставил «Германо-американскому союзу» ряд условий – члены союза не должны носить форму, распевать свои песни, демонстрировать свастику и нацистский флаг, маршировать под барабаны. Нацисты согласились с такими требованиями. Мэрия в лице Ла Гуардиа разрешила им проводить марши только в Йорквилле и назначила патрулировать эти марши полицейских еврейского и афроамериканского происхождения.
Похожие процессы происходили не только в Нью-Йорке. «Германо-американский союз» активно действовал также в Ньюарке, штат Нью-Джерси, где проживала большая немецкая община. Еврей Абнер «Лонги» Цвиллман, который возглавлял криминальные структуры этого города, также не собирался разрешать нацистам безнаказанно действовать на его территории. В 1934 году Цвиллман обратился к бывшему профессиональному боксеру еврейского происхождения Нату Арно с просьбой посодействовать в организации антинацистской группировки для защиты города от антисемитов. Группа получила название «Минитмены», позаимствованное у ополченцев эпохи войны за независимость. Слово «минитмены» означало, что вооруженные ополченцы могли быстро — «в одну минуту» — собраться для борьбы против англичан. Еврейские минитмены из Ньюарка хотели подражать своим предшественникам, выступая против нацистов.

Парад Германо-американского союза, Нью?Йорк, 30 октября 1939 г.

Парад Германо-американского союза, Нью?Йорк,
30 октября 1939 г.

Минитмены следили, чтобы в Нью-Джерси, особенно в Ньюарке и близлежащих городах, не проводилось никаких собраний «Германо-американского союза». Нат Арно и его люди следили за нацистским движением, нападали и разгоняли нацистские сборища. При этом они пользовались финансовой и политической поддержкой Абнера «Лонги» Цвиллмана. В тот период Цвиллман держал под контролем полицию Ньюарка, поэтому, где бы ни собирались нацисты, полиция тут же сообщала ему о времени и месте сборища и покидала пост, оставляя нацистов без охраны.
С подачи Цвиллмана к группировке присоединился один из его приближенных Макс «Падди» Хинкс. Самая масштабная акция минитменов произошла на Спрингфилд-авеню в Шваббенхалле, на границе с немецким кварталом Ирвингтон. Вот как рассказывал об этом Макс Хинкс:
«Нацистские гады собрались как-то ночью на втором этаже здания. Мы с Натом Арно поднялись и бросили в помещение, где сидели эти отморозки, бомбы со зловонным газом. Они выбежали, спасаясь от жуткой вони, и бросились вниз по лестнице, надеясь вырваться на улицу. На улице их ждали наши ребята с битами и железными прутьями. Нациков вроде как сквозь строй пустили – наши ребята выстроились с двух сторон и стали колотить их, метя битами и прутьями в головы и другие части тела. Нацики вопили и звали на помощь. Это был, наверное, один из самых счастливых моментов в моей жизни. Жалко, что мы их всех тогда не поубивали. А еще, если в каких-то других местах их сборищ мы не могли пробраться внутрь, так мы били там окна и машины, припаркованные снаружи. Нацики просили защиты у полиции, но полиция была на нашей стороне».
Другой участник той потасовки Хеши Вайнер вспоминал, что один из нацистов, сбегая вниз по лестнице, имел наглость прокричать «Heil!» — тогда на выходе его встретила целая дюжина железных прутьев. Вайнер говорил, что после того нападения он ни разу не слышал ни об одном собрании нацистов в их краях.
В 1938 году в Чикаго журналист-еврей, голубоглазый блондин Херб Брин, который работал в криминальном отделе агентства новостей «City Press», намеренно вступил в местную нацистскую партию в качестве агента Антидиффамационной лиги (АДЛ) общества «Бней Брит». Он вспоминал: «Я вступил в нацистскую партию «Хаусфартерланд» на Вестерн-авеню напротив парка Ривервью. Там было главное гнездо нацистов». На протяжении двух лет Брин сообщал АДЛ обо всем, что делается у нацистов. Чего не знала АДЛ, так это того, что Херб Брин так же сливал информацию о маршах и демонстрациях нацистов местным еврейским гангстерам. «Я сначала маршировал с нацистами, — рассказывал Брин, — а потом возвращался вместе с еврейскими ребятами, и мы от души дубасили их».
В крупнейшем городе штата Миннесота Миннеаполисе в 1930-е годы тоже существовало нацистское движение в лице «Легиона серебряных рубашек» Уильяма Дадли Пелли. Глава этой организации, уроженец Калифорнии Пелли успел поработать сценаристом, писателем, уголовным репортером. Уильям Пелли ненавидел президента Рузвельта и мечтал избавить Америку от «международного еврейско-коммунистического заговора». Он заявлял, что создал движение «серебряных рубашек», чтобы «спасти Америку, как Муссолини со своими чернорубашечниками спас Италию, а Гитлер со своими коричневорубашечниками спас Германию».
В Миннеаполисе антисемитизм имел давнюю историю. Это был один из немногих американских городов, где евреев не принимали в местные благотворительные клубы, такие как «Ротари», «Киванис» и «Лайонс». Пелли считал, что благодаря антисемитским традициям, существующим в Миннеаполисе, здесь ему легко будет завоевать сторонников.
В то время видным криминальным лидером города и королем местных казино был Дэвид Берман – сподвижник главы еврейского преступного синдиката Исидора «Кида Канна» Блюменфельда. Как рассказывали очевидцы, Берман всегда презирал антисемитов, и когда «серебряные рубашки» подняли голову в городе, решил расправиться с местными нацистами.
Имея связи во всех кругах, Берман быстро выяснил, где нацисты имеют обыкновение проводить свои сборища, и подготовил своих людей к скорой облаве. Она должна была состояться, как только станет известно о следующей нацистской сходке. Сообщение пришло во время букмекерской операции Бермана в отеле «Рэдиссон». Источник доложил, что «серебряные рубашки» собираются в этот день в 8 часов вечера в Элкс-Лодж. Берман тут же созвал своих боевиков. «Будьте в офисе к 7 вечера, приносите все, что можете и приводите всех, кого можете», — велел он. Люди Бермана, вооружившись кастетами и бейсбольными битами, сели в кадиллаки, отправились в Элкс-Лодж, и стали выжидать момент для нападения.
Когда лидер «серебряных рубашек» вышел на сцену и начал выкрикивать призывы покончить со «всеми еврейскими ублюдками в этом городе» — это был знак для нападавших. Берман и его люди ворвались в зал и начали избивать всех, кто попадался им под руку. Началась суматоха, собравшиеся кричали и пытались бежать к выходам. Нападение длилось 10 минут. Когда все закончилось, к микрофону на сцене подошел Берман в окровавленном костюме. «Это было предупреждение, — сказал он с ледяным спокойствием. — Всякий, кто скажет хоть слово против евреев, получит то же самое. Только в следующий раз будет хуже». С этими словами он выхватил пистолет и выстрелил в воздух, после чего удалился вместе со своими людьми.
Чтобы напугать и приструнить всех «серебрянорубашечников» в Миннеаполисе, понадобилось еще два жестких нападения. От полиции Берман и Блюменфельд откупились, и никаких арестов в связи с этими инцидентами не последовало.
«Серебряные рубашки» и «Германо-американский союз» действовали и на Западном побережье, особенно в Лос-Анджелесе. Хотя там их было немного, они отличались буйством и агрессией и сильно будоражили еврейскую общину города. Летом 1938 года там произошла следующая любопытная история. Местный гангстер, еврей Микки Коэн отбывал в то время короткое заключение в тюрьме Лос-Анджелеса. Однажды он находился в камере предварительного заключения в ожидании суда, когда туда привели известного в городе нациста Роберта Нобла вместе с одним из его подельников. Оказалось, что Коэн и Нобл хорошо знали друг о друге, и полиция допустила ошибку, оставив антисемитов без присмотра один на один с Коэном.
О том, что произошло в той камере, Микки Коэн рассказал впоследствии в своих воспоминаниях. «Я тут же схватил Нобла и его дружка, не дал им опомниться и стал бить их головами друг о друга, — вспоминал он. — Их было двое, можно было подумать, что они станут сопротивляться, но они со страху ничего не предпринимали. Я здорово их отделал. В конце концов они оба полезли на решетку, а я их оттуда стаскивал. Они орали так, что все решили, что начался бунт». Шум и суматоха привлекли внимание полиции. Но к этому моменту Микки успел снова усесться на свое место и как ни в чем не бывало читал газету. Дежурный офицер подошел к Коэну и потребовал объяснить, что случилось. «А что вы меня спрашиваете? — удивился Микки. — Я сижу тут и читаю газету. Эти двое ребят подрались друг с другом. Не знаю я, что случилось. Я не собирался вмешиваться».
После освобождения Микки принялся с удовольствием рассказывать приятелям, как он в тюрьме здорово поколотил антисемитов, и эта история быстро распространилась по городу. И лидеры еврейских общин и организаций вскоре обратились к Коэну и его друзьям за поддержкой в противостоянии местным нацистам. Одним из таких людей, кто позвонил Микки, был городской судья, который рассказал ему о предстоящем собрании «Германо-американского союза» Лос-Анджелеса. «Я ответил: окей, не волнуйтесь», — вспоминал Коэн. После чего собрал своих приятелей и вместе с ними совершил налет на сборище нацистов. В воспоминаниях Микки Коэн рассказывал: «Мы пришли туда, стали хватать все, до чего могли дотянуться — все их кретинские знаки, свастики, разбивали их вдребезги и крушили все подряд. Никто мне за это не платил. Я выполнял свой патриотический долг. Нет таких денег, чтобы заплатить за это».
Что же думали руководители еврейских общин о подобных жестких акциях устрашения со стороны еврейских уголовных элементов? Конечно, публично они выражали сожаление и негодование по поводу деятельности гангстеров, потому что те, по их мнению, воплощали образ «плохого еврея» — злодея, который якобы навлекает ненависть на всю общину. Но частным образом еврейские лидеры понимали ситуацию и причины подобного поведения, и ценили тех, кто взял на себя «грязную» работу – расправиться с нацистами и защитить еврейское население от нападок антисемитов. Ну а что касается простых евреев, особенно молодежи, то они искренне восхищались такими проделками гангстеров. Звезда американского телевидения, ведущий ток-шоу Ларри Кинг признавался, что в его бруклинском детстве «еврейские гангстеры были нашими героями. Да, эти преступники были для нас героями».
1930-е годы были временем, когда евреев подстерегала опасность буквально повсюду. Для многих еврейских гангстеров это было время, когда они смогли сделать что-то хорошее для общества и сумели защитить своих соплеменников от нацистов и антисемитов.