Юдофоба-изувера в герои?
Белорусский оппозиционный интернет-портал пропагандирует Булак-Балаховича
Портал «Хартия-97» был создан в 1997 году в Минске. Тогдашние демократические газеты Беларуси огласили декларацию «Хартии-97». В ней говорилось о нетерпимости к насаждению диктаторского произвола с подавлением гражданских прав и разрушением национальной культуры. И с тех пор «Хартия» как медийное средство, можно сказать, на переднем крае такого сопротивления. Но сегодня речь, к сожалению, пойдет о другом.
К сожалению…
Скажу откровенно – горько писать о том, что входит в такое невеселое психологическое понятие как «ошибка». Представьте человека, который говорит вам добрые слова, демонстрирует дружелюбие, а потом… вдруг наносит вам удар под дых. Именно такое ощущение я испытал, когда в феврале 2013-го прочитал в «Хартии» восторженную статью к 100-летию со дня рождения Булак-Балаховича. Тогда я воспринял это как недоразумение – возможно, главный редактор интернет-портала Наталья Радина просто не знала об истинной сущности этого деятеля. Но через некоторое время там снова появилась хвалебная публикация о нем. Я откликнулся соответствующим комментарием под этим очередным панегириком Булак-Балаховичу. Его при модерации удалили. Тогда я написал Н.Радиной письмо, смысл которого можно выразить в нескольких словах – что вы делаете?! опомнитесь! Ответом Радина не удостоила.
А в феврале этого года – новый панегирик тому же «герою». Да, в «Хартии» его уперто, именно уперто, возносят в герои – дескать, бесстрашный генерал, сражался с большевиками за свободу и независимость Беларуси. И соответствующие комментарии доверчивых читателей – «Слава герою!», «Будем помнить века!», «А я, балбес, проучился и знать не знал такого генерала. Вот это действительно воин!», «Надо сейчас таких героев», и т.д. и т.п.
«Да, бандит… мы об этом знаем»
Так кто он – Булак-Балахович?
В Первую мировую войну – командир эскадрона в российской армии. В 1917-м примкнул к большевикам. Из Википедии: «По приказу наркомвоенмора Троцкого полк Балаховича участвовал в подавлении крестьянских восстаний. Постепенно он начал вызывать все большую нелюбовь у красных за провокационную жестокость и казнокрадство, что и послужило основанием для решения о его аресте. Вследствие этого в начале ноября 1918 года Балахович решил перейти к белым».
Там недавний поручик был произведен сперва в ротмистры, затем в полковники. Участвовал в партизанских рейдах. Инициировал казни пленных, нередко превращая их в публичное театрализованное действо. Корреспондент газеты «Русские ведомости» князь Львов позднее писал: «Мы ехали по району, оккупированному год тому назад знаменитым Булак-Балаховичем. Народная память осталась о нем нехорошая. Грабежи и, главное, виселицы навсегда, должно быть, погубили репутацию Балаховича среди крестьянского мира. За 40-50 верст от Пскова крестьяне с суровым неодобрением рассказывают о его казнях на псковских площадях и его нечеловеческом пристрастии к повешениям».
Амбициозный, властолюбивый полковник, склонный к интригам, не ужился и с белыми. В январе 1920-го с группой своих партизан арестовал генерала Юденича – своего бывшего начальника. После вмешательства французской и английской военных миссий Юденич был освобожден. Теперь арест грозил Балаховичу, но он успел сбежать в Ригу. Там при посредничестве военного атташе обратился к главе Польши Юзефу Пилсудскому с просьбой принять его на службу для борьбы с большевиками.
Принят был охотно – началась польско-советская война, и лихой рубака-партизан оказался очень кстати. Ему было присвоено звание генерал-майора. И опять – партизанские рейды в тыл противника и жестокие расправы над пленными.
Пилсудский не питал особых иллюзий относительно новоиспеченного генерала. В беседе с эсером Борисом Савинковым он так отозвался о Булак-Балаховиче: «Да, бандит, но не только бандит, а человек, который сегодня русский, завтра поляк, послезавтра белорус, еще через день – негр. Мы об этом знаем. Но у него нет чести золотопогонных генералов, мечтающих возродить в России монархию. Он воюет с большевиками, поэтому мы его поддерживаем…».
Да, это так – каких-то твердых идейных устоев у Балаховича не было. В царской армии воевал «за веру, царя и отечество», при Временном правительстве – «за свободную революционную Россию», у красных – под лозунгом «Вся власть Советам!», переметнувшись к белым, выступал «за единую неделимую Россию!», став польским генералом, снова совершил кульбит – «За Польшу от моря и до моря!». Осенью 1920 года после польско-советского перемирия Балахович со своим партизанским войском ринулся в белорусское Полесье уже под лозунгом «Вольнай i незалежнай Беларусi».
Все эти лозунги, которые он столь быстро менял, были для Балаховича всего лишь прикрытием, чтобы прибрать к рукам как можно больше власти и убивать, грабить, наводить страх. В Белоруссии, пользуясь временными поражениями красных, он называл себя «батькой» и попытался стать там диктатором. Не получилось – с остатками своего бандформирования, разгромленного войсками Тухачевского, бежал в Польшу. Но Пилсудскому он был уже не нужен – зачем ему бандиты? Балаховцев разоружили. А «батьку» отправили куда подальше – в Беловежскую пущу, где ему была пожалована концессия и где работали «ветераны» из его отряда.
В 1936 году в Испании вспыхнул мятеж генерала Франко, и Балаховича снова потянуло на войну. Воевал против республиканцев на стороне союзника Гитлера. А когда Германия напала на Польшу, он стал участником обороны Варшавы. После немецкой оккупации пытался сколотить партизанский отряд, но не успел – 10 мая 1940-го был застрелен патрулем. Такая вот бурная и сравнительно недолгая (57 лет) жизнь, насыщенная войнами, к которым Булак-Балахович питал явное пристрастие.
«Бил жидов и буду бить»
Свой адреналин Булак-Балахович тратил не только на ратные доблести, политические игры и утехи с женщинами, которых у него, трижды женатого, перебывало немало.
В 1920 году в Белоруссии он совершил деяния, напрочь отодвинувшие от этого «героя» понятие, именуемое человечностью.
Хитрый политический интриган Булак-Балахович вместе с Савинковым громогласно заявлял о терпимости к евреям на территории, занятой его отрядами. Еврейское население местечек на какое-то время потеряло бдительность, и сразу же начались погромы с грабежами, убийствами, насилием. Особенно пострадали Мозырский и Речицкий уезды. По данным Еврейского общественного комитета, только в Мозырском уезде были ограблены более 20 тысяч человек, убиты больше трехсот жителей, изнасилованы пятьсот женщин и девочек-подростков. Всего, по данным Народного комиссариата социального обеспечения Белоруссии, от балаховцев пострадали свыше 40 тысяч человек.
Атаман Искра приводит слова Булак-Балаховича по поводу подписанного им примирительного воззвания к еврейскому населению: «Да бросьте!.. Как бил жидов, так и буду бить».
Вот отрывок из книги доктора исторических наук Леонида Смиловицкого «Евреи в Турове. История местечка Мозырского Полесья» (Иерусалим, 2008): «Погромы Булак-Балаховича сопровождались большим количеством жертв… Они мучили свои жертвы, вымогая скромные сбережения, продукты питания или одежду, мифическое золото, припрятанное на черный день. Садизм, который сопровождал пытки, рождал неописуемый ужас. Бандиты прижигали чувствительные органы, отрезали уши, нос, язык, конечности, выкалывали глаза… В Тереве Мозырского уезда балаховцы нашли евреев, спрятавшихся во ржи на краю деревни, и заставили собраться к дому Носима Каплана. Бандиты приносили водку и, выпивая, разбивали бутылки о головы евреев – кровь брызгала по сторонам. Анцеля Гинзбурга заставили выпить серную кислоту, другому еврею ножом от соломорезки пилили шею. После того, как женщин изнасиловали, евреев начали выводить на улицу. На крыльце стояли два балаховца – один с шашкой, другой с дубиной. Обреченных выпускали по одному человеку и тут же убивали. Когда Сара Эренбург хотела убежать, ее догнали и раскроили топором голову…».
Польский военный прокурор полковник Лисовский, расследовавший жалобы на действия армии Балаховича, якобы сражавшейся «за свободу Беларуси», назвал ее «бандой разбойников». Среди многочисленных фактов злодеяний этих «освободителей» им установлено – только в Турове балаховцы изнасиловали 70 еврейских девочек в возрасте от 12 до 15 лет.
Двойная мораль
И этого изувера-юдофоба «Хартия-97» возводит на пьедестал. Как такое понять?
Думается, тут сработал определенный расчет. Прежде всего – пропагандистский. Очень хочется среди героев-белорусов иметь «полководца» с национальными заслугами. Есть, видимо, и другой расчет. «Хартию-97» финансирует Польша. Внешнеполитические интересы польского руководства вполне сливаются с антипутинской направленностью «Хартии». В Польше Булак-Балахович тоже в героях. Как же – сражался за нее и с большевистской Россией, и с гитлеровской Германией. А на жуткие еврейские погромы его воинства там просто закрыли глаза. Экая мелочь!
Вот, видимо, и сработало желание главного редактора интернет-портала Натальи Радиной потрафить своим спонсорам. А для этого тоже надо закрыть глаза на неудобную правду – потому и молчание в ответ на мои письма. Другого объяснения просто не вижу.
Декларировать борьбу за права человека, за демократические ценности и одновременно пропагандировать того, кто был антиподом всего этого – это двойная мораль с затемнением мозгов. Подобное затемнение, как показывает История, ведет к новым трагедиям.