Снова об адвокатах дьявола

Илья МАРЬЯШ | Номер: Декабрь 2019

Как в Молдове кондукэтора превращают в «спасителя евреев»

Этой осенью некоторые молдавские СМИ обратили внимание на программу телеканала Publika TV, посвящен-ную празднику Limba noastra (День родного языка), который отмечается в Молдове ежегодно на протяжении тридцати лет. Одна из участниц телепередачи Даниела Вакарчук, директор кишиневского лицея им.Василе Александри, не в первый раз публично заявила, что историки, и она в том числе, а также масс-медиа мало говорят о том, кем на самом деле был Ион Антонеску. Она считает, что СМИ искажают образ Антонеску, представляя его как диктатора и агрессора.
По этому поводу еврейская община обратилась в профильное министерство в надежде на комментарий и разъяснение. В полученном ответе нет и намека на какую-либо оценку позиции руководителя кишиневского учебного заведения, зато приложена ее объяснительная записка, в которой защитница кондукэтора (румынский титул, аналог фюрера – ред.) излагает свою позицию и попутно жалуется на русскоязычные нападки. Оказывается, ее плодотворное участие в европейских семинарах и даже в республиканской комиссии по внедрению лицейского факультатива по изучению истории Холокоста совсем не мешает ее же идейным убеждениям – то есть никакого когнитивного диссонанса.

Любовь Даниелы Вакарчук к маршалу-патриоту Антонеску иррациональна, поэтому, наверное, нет смысла приводить многочисленные цитаты известных людоедских призывов и приказов этого выразителя «тотального национализма». Но вот одну, вполне хрестоматийную, все же приведем. Это заявление кондукэтора на заседании Совета министров 8 июля 1941 года:
«Я требую, чтобы вы были беспощадны. Пустому слащавому гуманизму не должно быть здесь места. Рискуя остаться непонятым иными традиционалистами, возможно, находящимися среди вас, я выступаю за насильственное выселение евреев из Бессарабии и Буковины. Их надо выбросить за рубеж… Пусть мир считает нас варварами — меня это не волнует. Если понадобится — стреляйте из пулеметов, а я подтвержу, что законов не существует… Итак, без формальностей. Полная свобода. Я беру на себя всю ответственность и еще раз заявляю – закона не существует».
Кстати, уже через месяц Йозеф Геббельс записал в своем дневнике такие похвальные слова фюрера: «Что касается еврейского вопроса, то такой человек, как Антонеску, поступает гораздо более решительно, чем это делали до сих пор мы».
На мой взгляд, отсутствие адекватной реакции руководителей Министерства образования, культуры и исследований Молдовы на самом деле вполне ожидаемо. С конца 80-х годов в это ведомство, и не только в это, было инфильтрировано такое количество унионистов и национал-радикалов, что теперь уже многому удивляться не стоит – ни учебникам по истории, в которых тема геноцида евреев и ромов на территории нашего края в годы Второй мировой сведена к минимуму — смехотворному по объему и оскорбительному по содержанию, ни провокационным предложениям восстановить «Башню Антонеску» и назвать улицу в честь маршала. Не стоит удивляться и повторяющимся попыткам писателей-унионистов чествовать (почему-то от нашего общего имени!) автора скандальной «Кровавой недели», отрицателя Холокоста и литератора Паула Гому.
В 1992 году первый редактор нашей газеты публицист, поэт, переводчик Александр Бродский писал: «Одна из существенных причин моего отъезда в Израиль из горячо любимой Молдовы состояла в том, что я не мог примириться с предпринятыми там попытками национал-христианской партии реабилитировать Иона Антонеску – румынского диктатора времен Второй мировой войны. Попытки эти предпринимались откровенно и бесстыдно, несмотря на волну протестов со стороны демократической общественности, ветеранских и еврейских организаций. В те дни я выступил в парламентской газете со статьей, где, между прочим, написал, что «жить в стране, где в конце XX века ставят памятники фашистам, и ходить по улицам, где висят таблички с их именами, я не хочу и не буду».
Несмотря на то, что тогда Александр Бродский был близок к Народному фронту, он вступил в резкую полемику с коллегами-писателями и обобщил свои аргументы в статье «Отсутствие духа, или Шаги командора». Все три ее главы опубликованы в газете «Наш голос» и на сайте «Заметки по еврейской истории». Советую прочесть это эссе всем неравнодушным гражданам, интересующимся историей нашего края. Госпоже Даниеле Вакарчук, ее коллегам, единомышленникам и начальникам — тоже!
Если читатель заинтригован, мы еще вернемся к этой «неоднозначной» фигуре «спасителя евреев» и «собирателя румынских земель». Апологетические мифы о маршале живучи по обе стороны Прута, несмотря на законодательную «деантонизацию», которая проводится в Румынии уже более 15 лет.
На мой взгляд, принятая два года назад запоздалая Декларация парламента Молдовы об одобрении Итогового доклада (2004 г.) Международной комиссии по изучению Холокоста под председательством Эли Визеля пока весьма далека от реализации. А план действий на 2017-2019 годы по самым оптимистическим прогнозам специалистов выполнен лишь на одну треть.

Илья МАРЬЯШ, редактор еврейской газеты «Наш голос», Кишинев