А в ответ – тишина…

Петер ХЕММЕЛЬРАТ | Номер: Март 2018

Власти Германии никак не реагируют на преследования еврейских школьников

В начале 2017 года в еврейскую общину Дюссельдорфа стали один за другим обращаться дети и подростки, которые жаловались на участившиеся нападки и издевательства со стороны соучеников-мусульман. В частности, они рассказали, что стали в своих школах своего рода заложниками, на которых приверженцы ислама вымещают свое возмущение политикой Израиля.
Поскольку эти молодые люди просили о помощи, община организовала специальную встречу, на которой они смогли озвучить свои проблемы. Из Берлина, чтобы выслушать школьников, специально приехал посланник израильского посольства Рогель Рахман. Были приглашены также представители местных властей и работники отдела школьного образования, которых предварительно проинформировали о сути проблемы (при этом местная администрация не сочла приглашение заслуживающим внимания).
На встрече школьники рассказали о том, что слово «еврей» в их окружении все чаще употребляется в качестве ругательства. Один из учеников поведал, как одноклассник-араб заявил ему, что тому должно быть стыдно за то, что он еврей. По словам одной из школьниц, ее постоянно донимают вопросом о том, «зачем Израиль делает все это». Рассказали подростки и о том, что порой учителя дают еврейским школьникам провокационные темы для рефератов – например, о конфликтах Израиля с палестинцами за водные источники. Обосновывают педагоги это тем, что, мол, Израиль – родина евреев. «Только потому, что я еврей, я должен рассуждать о вещах, о которых не имею понятия», – посетовал один из участников встречи.

Беженцы усугубили проблему

Одна из девушек пожаловалась, что в ходе школьной дискуссии о конфликтах вокруг источников воды ее обвинили в том, что Израиль якобы отравляет палестинские колодцы. Другие участники встречи подтвердили подобные факты, подчеркнув, что ситуация еще более усугубилась в связи с притоком в страну арабских беженцев, что значительно повлияло на взаимоотношения учеников-евреев со школьниками из турецких семей. В то время, как один из участников дискуссии признался, что вообще перестал «спорить с арабами», другой добавил, что в силу численного превосходства соучеников-мусульман вообще предпочитает не вступать в подобные беседы: «В большинстве случаев это добром не заканчивается».
От посланника израильского посольства дети получили совет – заранее запастись ответами на провокационные вопросы и абсурдные обвинения в адрес Израиля, от представительницы школьного ведомства – обещание разобраться в ситуации и заверения в том, что чиновники с большой ответственностью подходят к вопросам межкультурных отношений. Менее оптимистично прозвучало выступление преподавателя Тамары Гуггенхайм, которая позволила себе усомниться в том, что более глубокие знания о ближневосточном конфликте защитят еврейских учеников от нападок. Она рассказала, что детей в школе до сих пор спрашивают, правда ли, что евреи на Пасху убивают христианских младенцев, и обвиняют в том, что Израиль отравил воду в Иордане. «Что на это должен отвечать еврейский ребенок?» – задается риторическим вопросом педагог.

Реакция общины

После встречи руководство еврейской общины взялось за работу. В сентябре 2017 года открылся консультационный центр «Sabra» для помощи жертвам антисемитизма. В этом центре все заинтересованные лица могут получить не только консультации юриста, но и профессиональные советы психологов и педагогов о том, как правильно выстроить свое ролевое поведение в неординарных ситуациях. По словам административного директора общины Михаэля Сцентая-Хайзе сейчас «Sabra» разрабатывает специальную ролевую программу, которую затем планируется внедрять в школах. «При этом речь не идет о том, чтобы изменить поведение тех, кто выступает источником агрессии, – поясняет педагог Тамара Гуггенхайм. – Единственное, что нас интересует – это защита наших детей и усиление их позиции». «Я не чувствую себя ответственным за антисемитские нападки, которым внешнее окружение подвергает наших детей, – соглашается с ней Сцентай-Хайзе. – С этим должно разбираться наше нееврейское окружение».
Должно, но, увы, пока не разбирается. Так, в декабре минувшего года в ответ на запрос местные власти сообщили, что им неизвестны «конкретные случаи моббинга (преследования – ред.) еврейских детей мусульманскими соучениками в школах Дюссельдорфа». Не смогли чиновники вспомнить и про проигнорированное ими приглашение на встречу со школьниками в еврейской общине Дюссельдорфа. Сама же община уверяет – по электронной почте проинформировала местные власти о проблеме и сообщила о месте и времени проведения связанной с этим дискуссии, кроме этого, приглашение было продублировано в устном порядке. «Конечно, теперь можно сказать, что это не было официальное приглашение, – пожимает плечами Сцентай-Хайзе, – но ведь и устное приглашение – тоже приглашение».
Отдел школьного образования отрицает обвинения в бездействии в свой адрес. Там указывают на «активизацию контакта» с общиной и ее новым консультационным центром и напоминают о договоренности с общиной о том, что со следующего года данная тема будет более глубоко прорабатываться в процессе повышения квалификации учителей.

Туманный ответ

Михаэль Сцентай-Хайзе называет подобный ответ «туманным». Упомянутая «активизация» контактов с общиной и ее консультационным центром была не чем иным, как рутинным представлением новой структуры, какое чиновники проводят для всех аналогичных образований. А его договоренность с руководителем ведомства об углубленной работе с учителями стала следствием вовсе не инициативы чиновников, а была достигнута лишь благодаря настойчивости директора общины, проявленной в ходе уже упомянутой встречи со школьниками.
Что же касается самих властей, то от них до сих пор не последовало ни единого приглашения к контакту. «Беседа с детьми состоялась в мае, и с тех пор никаких сигналов от отдела школьного образования не поступало, – говорит Сцентай-Хайзе. – Естественно, я ожидаю от общества определенной реакции на преследования еврейских школьников, но до сих пор ее не вижу ». Никак не проявили своей заинтересованности и христианские конфессии. «Наша реакция – единственная, которая мне известна», – с грустью констатирует директор общины.

Еврейская гимназия – единственный выход?

Для еврейских школьников после майской встречи ничего по сути не изменилось – они по-прежнему вынуждены сносить нападки и издевательства со стороны своих соучеников в государственных школах Дюссельдорфа. Тамара Гуггенхайм рассказывает, что все больше еврейских учеников предпочитают посещать общие уроки религии вместо занятий по еврейской религии, которые могут «выдать» их принадлежность к еврейскому народу. Педагог владеет информацией обо всех особо проблематичных для еврейских учеников школах и приходит к выводу, что источники этих проблем за прошедшие месяцы не изменились. «Правых радикалов у нас очень мало, да они и предпочитают скрывать свои убеждения в этом возрасте. Левых радикалов, среди которых обычно много антисемитов, в школах почти нет. Мусульманская среда – вот основной источник проблем», – уверен Михаэль Сцентай-Хайзе.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что в сложившейся ситуации особое значение приобретает Еврейская гимназиия, открытая в Дюссельдорфе в 2016 году. «Открыть гимназию мы задумали еще шесть лет назад, она начала работать в прошлом году, – поясняет директор общины. – Но никогда за все эти годы у нас даже не возникала мысль о том, что это заведение ко всему прочему будет служить еще и убежищем для наших детей. Однако после майской беседы с учениками этот аспект приобрел особое значение». Увы, старшеклассникам появление Еврейской гимназии уже не поможет в решении проблемы, но родителям младших школьников нынешняя ситуация в государственных школах дает основание задуматься о том, чтобы определить своего ребенка в Еврейскую гимназию.

«Так долго, как тогда, мы ждать не будем»

Но как могло случиться, что через 73 года после Шоа антисемитизм в Германии вновь поднимает голову? Ответ на этот вопрос Михаэль Сцентай-Хайзе ищет в исторических событиях, начиная с 1967 года и выигранной Израилем Шестидневной войны: «До тех пор левые недооценивали Израиль. Но после 1967 года Израиль в их глазах стал сильным государством, и это все изменило. А сегодня левые насквозь пронизали германское общество – это учителя, журналисты и представители прочих профессий, влияющих на общественное мнение. Мы же продолжаем считать левых своими естественными союзниками против правых радикалов…»
Это весьма непростое признание для Михаэля Сцентая-Хайзе, который с 16-летнего возраста носит в кармане партбилет члена СДПГ. «К тому же в Германии уже почти 5 млн мусульман, – добавляет он, – это усиливает тенденцию. Такова моя теория». Административный директор еврейской общины Дюссельдорфа на мгновение замолкает, но тут же решительно заявляет: «Но так долго, как тогда, мы нынче ждать не будем. Эвакуировать 120 тысяч евреев из Германии можно за неделю». Куда именно, он не уточняет. Вместо этого предупреждает: «Но тогда вы останетесь жить с этими людьми…»

P.S. Согласно ответу правительства на запрос депутата Бундестага от Левой партии Петры Пау, в 2017 году в стране в среднем регистрировались четыре правонарушения антисемитского характера в день. Всего было зафиксировано 1453 правонарушения, в том числе 32 случая применения насилия и 160 случаев порчи имущества. Это примерно равно показателю 2016 года и немного выше, чем в 2015 году. В большинстве случаев (1377) правонарушения были «правоэкстремистскими или имели нечеткую правую мотивировку», лишь 33 случая полиция относит на счет абстрактных «ксенофобов», 25 случаев считает «религиозно мотивированными», а один – приписывает левым радикалам. О мусульманском антисемитизме в документе не говорится вовсе.