Виталий Черноиваненко: «Я не верю в иудаику по совместительству»

Михаил Гаухман | Номер: Август 2013

Ch_1Предлагаем вниманию читателей «Еврейского обозревателя» интервью с Виталием Черноиваненко – кандидатом исторических наук, преподавателем и одним из создателей магистерской программы по иудаике Национального университета «Киево-Могилянская академия». Интервью было взято для Интернет-портала HISTORIANS.IN.UA

Михаил Гаухман:
– Виталий, какие задачи стоят перед магистерской программой по иудаике?
Виталий Черноиваненко:
– Главная наша задача – подготовка специалистов по еврейской истории, которые могли бы изучать культурное наследие евреев. Я имею в виду тексты, хранящиеся в архивах, библиотеках и музеях, и с которыми, на сегодняшний день, по сути, некому работать. Не буду утверждать, что сотрудникам этих институций неинтересно еврейское наследие. Проблема – в отсутствии соответствующей компетенции: знании языков, в первую очередь – еврейских, и источников, а также навыках качественной текстологической работы с еврейскими источниками. Причем первое, знание языков, еще не гарантирует второго – умения работать с текстами.
Характерный пример – раритеты из фондов Института рукописи Национальной библиотеки Украины имени В. И. Вернадского, написанные ашкеназским курсивом. Даже знания нескольких языков недостаточно для их прочтения – необходима практика чтения, в частности, соответствующих шрифтов. А иногда для работы с одним текстом требуется владение пятью-шестью языками, поскольку язык источника может оказаться в действительности смесью нескольких – украинского, русского, польского, идиша и иврита.
Кроме того, мы поставили перед собой довольно амбициозную цель – создать полноценный академический круг знатоков иудаики. То, что в Украине обычно называют «научной школой», которая для начала не уступала бы на постсоветском пространстве московской и петербуржской, а в перспективе могла бы конкурировать с другими европейскими центрами.
– Каковы перспективы у выпускников программы – первых дипломированных специалистов по иудаике в Украине?

Профессор Шауль Штампфер  со студентами магистерской программы

Профессор Шауль Штампфер
со студентами магистерской программы

– Перед первыми выпускниками простирается очень широкое поле деятельности, большой фронт научной работы. Конечно, при отсутствии поддержки иудаики со стороны государства, освоить его – непростая задача. Но благодаря зарубежной поддержке и грантам каждый из выпускников получит возможность реализовать свой индивидуальный научный проект. Проекты могут быть очень разными, и в этом их преимущество – воплощая собственный проект, имеющий пионерский характер, ты открываешь что-то новое, свое. Уже в процессе обучения, во время подготовки магистров, мы приучаем студентов составлять индивидуальные проекты, формулировать их надлежащим образом. Чтобы после окончания программы выпускники смогли подать заявку в определенный фонд – и получить необходимое финансирование. А пока они учатся разрабатывать собственные проекты, на английском языке, на примере тем магистерской работы.
– В Украине существуют лишь несколько научных изданий современного формата, которые выходят специальными выпусками и имеют анонимное предварительное рецензирование (peer review). Новым таким изданием стал ежегодник «Judaica Ukrainica», который редактируете вы. Каково предназначение этого журнала?
– Наш ежегодник – первое в украинской истории периодическое издание по академической иудаике. Журнал начал выходить с прошлого года. Недавно увидел свет первый том. «Judaica Ukrainica» задумывалась нами как современный международный журнал с англоязычными статьями, анонимным рецензированием и обязательной электронной версией. Соответственно, ежегодник имеет свой сайт, на котором размещаются все материалы сразу после выхода печатной версии, и все они находятся в открытом бесплатном доступе. Это была изначальная концепция издания.
Кроме того, «Judaica Ukrainica» принадлежит к тем немногим украинским гуманитарным изданиям, в которых введено предварительное анонимное рецензирование (peer review). Причем, все материалы рецензируются членами международной редколлегии. Задача на будущее – чтобы ежегодник оказался в международной наукометрической базе Scopus или Web of Science. Но это возможно не ранее, чем через три года, после выполнения всех требований.
– Существует ли на сегодняшний день «украинская иудаика»?
Идет лекция д-ра Аркадия Зельцера

Идет лекция д-ра Аркадия Зельцера

– Существует, но в зачаточном состоянии. Получим выпускников, которые будут сознательно заниматься иудаикой как своей основной профессией, – получим украинскую иудаику. В иудаику по совместительству я не верю.
– Какие проблемы стоят перед отечественными специалистами по иудаике?
– Преимущественно те же самые, что и перед остальными украинскими гуманитариями. Возможно, за исключением того, что «иудаистам» лучше удается привлекать заграничные гранты. И это как раз очень заметно на примере кафедры истории Киево-Могилянской академии. С другой стороны, иудаика не является отдельной научной дисциплиной в Украине, она всего лишь инкорпорирована в другие науки – историю, культурологию, религиоведение и т. д. А посему специалистам приходится самостоятельно преодолевать определенные организационные трудности.
– Каковы перспективы украинской иудаики?
– Все зависит от того, насколько украинские специалисты по иудаике будут конкурентоспособны в мире. В Украине у них нет особой конкуренции. Если им удастся соответствовать определенным современным мировым стандартам, то перспективы украинской иудаики, бесспорно, заманчивы. Нужно, чтобы результаты научной работы наших исследователей были известны максимально широко в мировом научном сообществе.
– Виталий, благодарю вас за беседу и желаю дальнейшей плодотворной работы и достижения намеченных целей!

Перевод с украинского
Михаила Гаухмана