БЮРО БЕСПЛАТНЫХ УСЛУГ ДЛЯ ЕВРЕЕВ?
Нынешнюю еврейскую жизнь в Украине и ее завтрашний день каждый из нас видит по-разному. Эти оценки важны для дальнейших действий по ее развитию, а возможно, и для ее сохранения. Одно из мнений, высказанное в недавнем интервью «Еврейскому обозревателю» Иосифом Зисельсом, рисует нашу общину как «… естественное образование», возникающее «для решения определенных задач».
Попробуем и сами взглянуть на состояние множества еврейских общин, особенно тех, которые живут за пределами наших мегаполисов. Еврейские общины (по смыслу термина) — это самоуправляющиеся организации людей, сплотившихся на национальной основе для совместной деятельности. Самоуправление, как признак естественности, предполагает самостоятельность развития общины. На первых этапах постперестроечного общинного возрождения так и происходило. Но в процессе дальнейших изменений большинство общин утратили статус естественно развивающихся.
Эти изменения связаны с появлением социального проекта Джойнта — хеседов. Именно внешнее происхождение этого замысла и его финансирования вывело общины за рамки естественного процесса, несмотря на значимость и продвинутость проекта. С этого момента они должны вести свою деятельность по правилам, начертанным генеральным спонсором. И это естественно. Но только применительно к спонсору. А вот естественность, самостоятельность работы общин на этом заканчивается. И заканчивается потому, что сами они существенно не пополняют бюджет, чудесным образом формирующийся из кармана спонсора. Забывая при этом, что содержимое этого кармана в любую минуту может иссякнуть. И тогда все мы окажемся в чрезвычайной ситуации.
Какими же видятся эти перспективы всеукраинским еврейским организациям? Большинство из них рассматривает еврейскую жизнь Украины сквозь призму своей гуманитарной позиции, занимаясь культурологической, образовательной, исследовательской работой. Проводя конференции и семинары, издавая книги, решая на правительственном уровне отдельные еврейские проблемы, они развивают нашу общину в «надстроечном» направлении. Но никто из них проблему неминуемости утраты материальной базы общин не сможет решить. При полном осознании того, что создаваемая ими надстройка не сможет удержаться на зыбком фундаменте, расположенном вне общины.
Правда, действия некоторых организаций проявляются в частичном финансировании работы общин. Но потенциала этих средств, поступающих для уставной деятельности, недостаточно для «аварийного» заполнения материальной ниши, которую сегодня занимает Джойнт.
Именно занятостью этой ниши, по мнению некоторых наблюдателей, оправдывается пассивность наших бизнесменов, подключение которых могло бы упредить надвигающуюся чрезвычайную ситуацию. Но это мнение сами бизнесмены не подтверждают. Так всем известно, что социальные программы хеседов лишь частично могут поддержать растущую категорию «не жертв нацизма», которая давно нуждается в естественной поддержке из внутренних источников. Но отклика наших зажиточных земляков на эту потребность не наблюдается. Скорее всего, эта пассивность объясняется их самоидентификацией в статусе «бизнесмен». Однако несмотря на это, необходимо развернуть весь наш богатый опыт внешнего фандрейзинга лицом к ним. И другого пути просто нет.
Кстати, у большинства членов общины и ее активистов, тоже есть своя идентификация — «клиенты» или «участники программ». Это большинство, эксплуатируя выбранный для себя статус, дающий, по их мнению, право на «бесплатное членство», позиционирует себя вне ощутимых форм долевого участия. Забывая, что это «великое чудо» финансирования свершается «там», а не «здесь». Угасание активности прослеживается и в потребительском отношении к общине, которое превратило ее в институт (если не в академию) сервисного характера.
Согласно Еврейской энциклопедии, «основной чертой современной еврейской общинной жизни является добровольность принадлежности к ней». Жаль, энциклопедия не уточнила мотивы этой добровольности. Но хотя бы один из них должен звучать на еврейский общинный лад. Если же эти мотивы ограничиваются личными потребностями, то это уже превращает общины в центры обслуживания. Так давайте их так и называть.
Не развивая национального самосознания и не подкрепляя его примерами личного материального участия, мы утрачиваем духовный фундамент общины. Утрачиваем ту основу, которая рождает ответственность за ее настоящее и будущее и выражается, в том числе, в материальной поддержке общины. Без этого она, в своем исконном понимании, умрет. А под сохранившейся вывеской на отпущенный срок разместится бюро бесплатных услуг для евреев.
Михаил Гольденберг, Председатель Николаевской областной еврейской общины, Специально для «Еврейского обозревателя»