«В тени местечка»

Анатолий КЕРЖНЕР | Номер: Апрель 2014

«В тени местечка: еврейская жизнь в малых городах Советской Украины» – так называется изданный недавно в США труд известного историка Джеффри Вейдлингера. Из названия ясно, что книга посвящена истории отечественных штетлов и непростым судьбам их обитателей – евреям, жившим и живущим в украинской провинции и связывающим с ней свою судьбу. Материалы для своего исследования автор собирал в Тульчине, Бершади, Шаргороде, Томашполе и других близлежащих местечках – большинство упомянутых в книге штетлов находятся в Подолье, на Виннитчине. По счастливому стечению обстоятельств в них сохранился традиционный уклад еврейской жизни.
Джеффри Вейдлингер – профессор истории и еврейских исследований Мичиганского университета, а также содиректор проекта идишской архивной коллекции «AHEYM» при Индианском университете. Он также автор книг о Московском ГОСЕТЕ и еврейской культуре в последние годы Российской империи, получивших ряд престижных премий.
В отличие от многих отечественных изданий по истории, написанных на основе архивных документов, труд Вейдлингера базируется на документальных материалах – частично, архивных, но в первую очередь, личных воспоминаниях – то, что на Западе называется «oral history» (досл.«устная история»), жанр популярный в последнее время и у нас.
Воспоминания были собраны в рамках одной из программ Университета штата Индиана. Проект «The Archives of Historical and Ethnographic Yiddish Memories» (AHEYM, данный акроним означает на идише «домой»; содиректоры – всемирно известный специалист и исследователь языка идиш проф. Дов-Бер Керлер и проф. Джеффри Вейдлингер) посвящен изучению идишисткой культуры, сбору и анализу устных свидетельств евреев-ашкеназов, рожденных в первой половине ХХ века, и проживающих сейчас в Украине, Молдове, Румынии, Венгрии и Словакии.
В рамках проекта этнографическая экспедиция во главе с профессором Дов-Бер Керлером побывала во многих бывших местечках Украины и других стран и беседовала с носителями идиша. Респонденты – пожилые украинские евреи, жители штетлов – рассказывают о жизни своих предков в довоенный период, делятся воспоминаниями о трагических событиях в годы Холокоста в немецкой и румынской зонах оккупации, вспоминают о судьбе еврейских местечек при советской власти.
На основе этих интервью Джеффри Вейдлингер и его коллеги исследуют преемственность национальной памяти и культуры в штетлах, и влияние этого феномена на жизнь небольших еврейских общин современной Восточной Европы.
Автор анализирует уклад жизни этих людей, их семейные традиции, отношение к религии и религиозным обрядам, делая вывод об уникальном историческом феномене – несмотря на сталинские репрессии, Холокост, государственный антисемитизм, еврейская жизнь в украинском местечке сохранилась и существует до сих пор.
Традиционный угол зрения на историю евреев СССР базируется на анализе ситуации в крупном городе, большом индустриальном центре, поскольку считалось, что большинство местечкового населения переселилось в города, а от штетла осталось лишь описание в еврейской литературе. Он – штетл – в прошлом, в еврейской памяти, а не в конкретной точке физического пространства. Однако до сих пор во многих из бывших еврейских местечек живут евреи. Речь идет, прежде всего, о так называемой Транснистрии, территории между Днестром и Южным Бугом, которая в годы Второй мировой войны находилась в зоне румынской оккупации.
Как отмечает Джеффри Вейдлингер, несмотря на то, что традиционный еврейский уклад сильно пострадал в годы советской власти, подольские евреи сохранили больше черт идишкайта, чем их переселившиеся в города соплеменники. В местечках процесса ассимиляции (по крайней мере стремительной) и отхода от иудаизма — столь явного в таких городах как Москва, Ленинград, Киев и др., — не наблюдалось. В маленьких штетлах стремились сохранить традиции общины, и местная власть, в силу удаленности от крупных центров, закрывала на это глаза.
Религия постепенно переместилась из публичной сферы (т.е. из синагоги) в семейную. Несмотря на антирелигиозную политику советской власти и атеистическую пропаганду, большинство евреев местечка, даже члены партии, делали обрезание своим детям, проводили пасхальный седер, придерживались кашрута дома. Старшее поколение соблюдало субботу и молилось в миньянах, дети кушали халу, чолнт и гефилте фиш. В детской памяти идишкайт остался связанным с еврейскими блюдами. А ведь именно еда, как замечает проф. Вейдлингер, – самый сильный стимулятор памяти.
Книга профессора Вейдлингера обращает внимание исследователей еврейской истории Восточной Европы на роль и феномен бывших местечек, указывает на особую идентичность жителей штетлов, отличающую их от евреев больших городов, и призывает помнить о своих корнях.
Хочется надеяться, что книга будет переведена на русский язык, станет доступной русскоязычному читателю – как историкам, культурологам и краеведам, так и тем, о ком она повествует, а также их детям и внукам.

Анатолий КЕРЖНЕР, специально для «Еврейского обозревателя»