Израиль — Турция: мир-мир, навсегда?

Протест против подписания соглашения с Турцией во время заседения военно-политического кабинета. 29 июня 2016 г.
То, о чем так долго говорили на Ближнем Востоке, свершилось. После шестилетнего кризиса Израиль и Турция официально заключили соглашение о нормализации отношений. Документ был одновременно подписан в Иерусалиме и Анкаре — соответственно гендиректором МИДа Израиля Дори Голдом и заместителем министра иностранных дел Турции Феридуном Синирлиоглу.
Стратегическое партнерство между еврейским государством и Турецкой республикой продолжалось десятки лет — до прихода к власти исламистской «Партии справедливости и развития», возглавляемой Реджепом Эрдоганом. Окончательно страны рассорились в 2010-м после инцидента с паромом «Мави Мармара», который во главе так называемой «Флотилии мира» направлялся из Турции на прорыв морской блокады сектора Газа. При попытке перехвата флотилии израильские спецназовцы подверглись нападению боевиков-исламистов — десять солдат было ранено, после чего израильтяне применили оружие, убив девятерых нападавших. Турки разорвали тогда все контакты с Израилем, в качестве условия их возобновления потребовав извинений, выплаты компенсаций и — главное — снятия блокады с Газы, на чью территорию Израиль не допускает товары двойного назначения, которые могут быть использованы для строительства туннелей или ракетных установок.
В 2013 году премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу выразил по телефону Эрдогану свои сожаления в связи с гибелью турецких граждан — это несколько разрядило обстановку, но к возобновлению отношений не привело.
Настоящий договор, положивший конец конфликту, готовился не один месяц и стал результатом компромисса. Израиль согласился внести $20 млн в фонд, из которого будут выплачены компенсации семьям погибших, Турция в свою очередь отзовет иски против израильских военных в связи с инцидентом на «Мави Мармара». Эрдоган отказался от требования снять блокаду с Газы, взамен Израиль позволит Анкаре построить в секторе больницу, опреснительные установки и электростанцию. Кроме того, при условии досмотра в порту Ашдода, Турция сможет доставить в сектор 10 000 тонн гуманитарных грузов.
Анкара сохранит на своей территории политический офис ХАМАСа, но вместе с тем обязывается пресекать его террористическую деятельность.
Как и любой компромисс, соглашение подверглось критике со всех сторон. В ХАМАСе назвали договор «ужасным во всех отношениях», заявив, что турецкая сторона «в погоне за миром с сионистами» отказалась от требования снятия блокады с Газы. В ливанском и иранском отделениях ХАМАСа также критикуют позицию Анкары, считая ее «звонкой пощечиной народу Палестины». Ливанское издание «Аль-Ахбар» пишет, что «Эрдоган капитулировал перед сионистами», а официальный представитель ХАМАСа в Тегеране Халед аль-Каддуми заявил, что «нормализация является абсолютным злом».
В Израиле тоже многие недовольны подписанным документом. Министр просвещения Нафтали Беннет и министр юстиции Айелет Шакед от «Еврейского дома» сразу заявили, что проголосуют против соглашения. «Нормализация отношений с Турцией — важный шаг, и он отвечает интересам Израиля, но выплата компенсаций тем, кто организовывал нападение на военнослужащих ЦАХАЛа — это опасный прецедент, о котором Израиль пожалеет в будущем», — заявил Беннет. Глава НДИ Авигдор Либерман также не поддержал договор, сохраняя имидж жесткого и неуступчивого политика, который изначально выступал и против извинений перед Турцией.
Аналитики и независимые эксперты куда более сдержаны в оценках, в целом считая нормализацию отношений с 80-миллионной страной необходимым шагом. Амос Арэль из «Гаарец» определил соглашение как «наименьшее зло», выразив уверенность, что оно улучшит координацию действий с Турцией в ряде вопросов и отдалит новую конфронтацию с ХАМАСом в секторе Газа. Хаим Шайн в «Исраэль а-Йом» уверен, что «договор продиктован далеко идущими стратегическими интересами Израиля».
Собственно, об этом заявил и премьер Нетаниягу, подчеркнув, что «соглашение будет иметь колоссальное значение для экономики Израиля, и не только в ближайшие годы, но и на ближайшие поколения». Эксперты полагают, что глава правительства намекал на перспективу транспортировки израильского газа в Европу через территорию Турции. По некоторым оценкам, речь идет о 10-15 млрд. кубометров в год. Впрочем, экономическое издание The Marker подчеркивает, что сама Турция не будет покупать израильский газ, но использует «израильскую угрозу» в качестве шантажа России и Ирана.
Некоторые эксперты также отмечают, что соглашение станет сдерживающим фактором для Ирана и в военной сфере, ведь турецкие авиабазы теоретически вновь смогут принимать израильские самолеты, как это было когда-то.
Так или иначе, но 29 июня после обсуждения, длившегося пять часов, израильский узкий военно-политический кабинет утвердил соглашение семью голосами против трех — как и ожидалось, Беннет, Шакед и Либерман не поддержали своих коллег.
Пока министры совещались, у здания Министерства главы правительства проходила акция протеста друзей и родственников военнослужащих ЦАХАЛа Орона Шауля и Адара Голдина, чьи тела удерживает ХАМАС (на который имеет влияние Турция). Пункт о возращении их останков на родину не вошел в окончательную редакцию соглашения, поэтому министры решили создать специальную комиссию по данному вопросу.
Несмотря на все «но» и «однако», очевидно, что полная нормализация отношений между странами создаст для Израиля определенную свободу маневра, тем более что речь идет о возобновлении контактов с одним из крупнейших игроков на Ближнем Востоке, чья армия считается второй после США по своему боевому потенциалу среди стран-членов НАТО.
Автор: Михаил Дор