ЕВРЕЙСКИЙ ЦЕМЕНТ

Марк ФАЙНЕР, инженер-строитель, специально для «Еврейского обозревателя» | Номер: Август 2013

Evrei_1Евреи всех стран, объединяйтесь!

1. Термины и определения
Прежде всего о терминах и определениях. Под цементом обычно понимают минеральное вяжущее вещество, получаемое тонким помолом портландцементного клинкера с добавками. Портландцементный клинкер – это продукт высокотемпературного обжига известняковых пород и глины. При затворении водой цемент образует клейкое вещество (цементное тесто), которое при затвердевании создает цементный камень, что чаще всего используется для соединения частиц песка, щебня, гравия и других компонентов в монолит, обладающий высокой прочностью и долговечностью. В литературе слово «цемент» применяется для подчеркивания чего-либо прочного, связующего и объединяющего.
Вот это и есть как раз то, чего нам, евреям, сегодня не хватает. Теперь попытаемся разобраться с понятиями еврейства, хотя это намного сложнее. Еще сложнее, оказывается, найти цемент, который объединял бы нас в единый прочный и долговечный монолит. Хотя такое вяжущее уже давно существует – Тора. Но оказывается, что одного, довольно весомого компонента недостаточно для формирования такой общности как Нация. Отсюда и цель этой работы – возрождение еврейства как Народа, Нации. Речь идет о постсоветском пространстве.
Под нацией чаще всего понимают устойчивую историческую общность людей, объединенных территорией, экономическими связями, языком и культурой. Но у нас, евреев, нет общей территории, кроме исторического и религиозного центра Израиля, нет и общего языка, кроме коренного иврита, нет и общей культуры. И тем не менее, мы – Нация. И цементом, объединяющим нас в Нацию, является Вера. Безусловно, что при наличии и других составляющих мы были бы прочнее и долговечнее. Об этом мы, пожалуй, сейчас и поговорим в представленной работе.

2. Происхождение
Кто мы в этом мире?
Во-первых, мы – люди. Такие же как и все и чуть-чуть не такие. Вот это «чуть-чуть» и отличает нас от других народов, и осознание этого «чуть-чуть» называется самоидентификацией.
На иврите, нашем коренном языке, «еврей» звучит как «иври» от слова «перейти», то есть – перешедший с другого берега реки Евфрат. Имеются и другие предположения, но первое – из Торы, нашего святого писания. То есть мы – иври (евреи) и вера наша – Иври, и язык наш коренной – иврит. И все выдумки насчет хабирского, рейнского и хазарского происхождения еврейского народа не что иное, как жлобский вымысел. Безусловно, что за тысячи лет истории, евреи, как и все народы, частично ассимилировались, присоединив к себе кавказский и европейский геном, но тем не менее так называемый ближневосточный (яаковский) геном остается в нас доминирующим. Современные сравнительные исследования различных групп евреев с другими народами показывают, что генетически евреи ближе друг к другу, чем к другим нациям.
В зависимости от мест проживания наших предков в средние века евреи условно разделились на ашкеназких (северо– и западновосточных), сефардов (среднеземноморских), мизрахи (персидских и ближневосточных), бухарских (центральноазиатских) и кавказских (грузинских и татских), крымских, индийских и китайских. Имеются сведения о больших группах темнокожих людей еврейского происхождения в Африке (например, лемба) и в Афганистане. В настоящее время нас разделяют и на евреев русских, прибалтийских, украинских, американских, немецких и т.п. (в зависимости от страны проживания), но и при этом мы остаемся евреями еврейскими. Несмотря на разницу в местах проживания, разночтения Талмуда и других культурных традиций, социального статуса и языков общения мы остаемся евреями.
И нас, людей еврейского происхождения, в мире проживает около 15 млн. человек, в том числе в Израиле – 6 млн., США – 5, 5 млн., Франции – 500 тыс., Канаде – около 400 тыс., Великобритании – 300 тыс, России – около 300 тыс. (по переписи – 228 тыс.), столько же в Аргентине, в Украине – примерно 200 тыс. (по переписи – 103 тыс.), столько же в Германии и Бразилии. Евреи проживают почти во всех странах мира.
Как известно, евреи происходят от праотцов Авраама, Ицхака и Яакова, праматерей Сары, Ривки, Рахель , Леи, Бильги и Зильпы. Но от Авраама происходят и другие народы, в частности, арабы, а от Ицхака – римляне и другие европейцы. То есть евреями по происхождению, да и то не все, могут считаться только потомки Яакова. Почему не все? А потому, что только те, кто вышел из Египта в 2448 году и принял Тору у горы Синай. Оставшиеся же отреклись от своего происхождения и стали египтянами. «…Если вы будете слушать глас Мой и соблюдать завет Мой, то будете Моим сокровищем из всех народов…» Вот именно с этого гласа Всевышнего, осознания и принятия Торы начинается, на наш взгляд, богоизбранность, верность основополагающим принципам, ответственность за преобразование человеческого общества, погрязшего в смертных грехах, начинается еврейство как Народ, Нация.
Можно ли считать евреем человека нееврейского происхождения, даже принявшего гиюр? Имею на этот счет определенные возражения. Ведь согласно Торе эти вполне уважаемые и наделенные всеми правами люди – геры. А вот их дети, при условии одного из родителей еврея, безусловно могут считаться евреями по происхождению. Приписывать человеку еврейскую национальность без происхождения, на наш взгляд, нелогично. Вот, например, можете ли вы стать русским или китайцем? Конечно же нет, даже если смените фамилию, изучите русский или китайский, сделаете пластическую операцию. А вот быть гражданином России или Китая вполне возможно, и это не менее почетно, чем стать русским или китайцем. Ведь в тяжелые для страны проживания времена многие евреи называли себя русскими, украинцами, французами, выражая тем самым свою гражданскую позицию. А вот называть себя, к примеру, «немцами или русскими еврейского происхождения», на наш взгляд, фальшиво и предательски.
Галаха (наш еврейский закон) считает евреем каждого рожденного еврейской женщиной, будь она еврейкой по происхождению или гером, хотя наше еврейство определено по отцовской линии, т.е. от Авраама, Ицхака и Яакова. Безусловно, в этом есть определенное противоречие. Разумеется, не все очевидное на первый взгляд в Торе, Галахе и Талмуде и простое поддается логическому осмыслению, но тем не менее, дав человеку право выбора, Всевышний по-видимому предвидел возможность логического обоснования фундаментальных принципов и жизненных реалий. Мне лично как ученому и галахическому еврею понять еврейство исключительно по материнской линии довольно сложно как логически, так и морально. К примеру, евреем может стать амалекитянин на 99%, если когда-то еврейка вышла замуж за потомка Амалека и их потомство по материнской линии постоянно выходило замуж за амалекитян. Тогда возникает вопрос – сколько же кровных врагов, называемых «евреями», накопило еврейство за два с половиной тысячелетия в своих рядах? Еще более удивительным является то, что мамзерым (байстрюки), родившиеся у неверующих еврейских никейв (женщин легкого поведения) от враждебных иноверцев, считаем евреями, а детей, родившихся у порядочных нееврейских женщин от мужа-еврея – неевреями. Возможно, этот закон возник во времена тотального насилования женщин или развратного образа жизни мужчин, когда не было генетической экспертизы?
Или, к примеру (кстати, из современной израильской жизни), как можно не признавать евреем человека, рожденного от отца-еврея и матери – нееврейки, который проливал кровь, героически защищая Израиль от его врагов?
Таким образом, можно прийти к выводу, что необходимым (но еще не достаточным) условием еврейства является происхождение от отца и(или) матери евреев. К еврейскому сообществу (но не по национальности), безусловно, относятся и геры.
Если же воспользоваться техническими образами, то мы, евреи, являемся «опытно-промышленной партией людей с моральными принципами и действиями, т.е. философией жизни, которую, по-видимому, хотел бы видеть Всевышний в будущем». «Будьте же мне святы, ибо свят Я, Б-г…» (Ваикра, Кдошим, 26). Еврей, скорее всего, не почетное звание, а бремя ответственности. Какие же еще особенности еврея отличают его от других народов? В литературе и в обыденном сознании людей слово «еврей» довольно часто ассоциируется с понятием «иудей». Безусловно такое название (как впрочем и «иудаизм») неверно как по самой форме, так и по содержанию, так как иудеи – потомки только одного из колен израилевых, а название относится, скорее всего, к месту проживания. Но в то же время в нем есть определенный смысл, состоящий в том, что евреем нельзя быть без еврейской Веры, называемой «иудаизмом». То есть вторая отличительная особенность еврея – в его Вере и преданности Торе.
Что же касается экономических связей, то этот признак, на наш взгляд, совершенно не обязательный для определения Нации, так как в наше время глобализации экономические связи с неевреями могут быть плотнее, чем со своими соплеменниками.
Одним из важнейших элементов Нации является общность языка. И такой язык у нас есть. Это – иврит. Хотя, к сожалению, большинство евреев им не владеют, он остается родным языком для международного общения евреев, хотя и не единственным. И очень жаль, что евреи общаются между собой на английском или русском, а не на своем родном. В то же время владение ивритом вовсе не является доказательством еврейства и с примером далеко идти не надо. Даже в Израиле можно встретить много галахических евреев, хорошо знающих иврит и молитвы, но неверующих или относящихся к Торе только как к определенной культурной ценности (так же как и к Евангелию). Тем не менее, у евреев разных стран, в силу исторических обстоятельств, сложился свой диалект иврита с примесью других языков, например, идиш и ладино, на которых создан большой культурный пласт. С этим невозможно не считаться. И пренебрежение этим громаднейшим потенциалом еврейской культуры, на наш взгляд, провокационно и подрывает единство еврейского народа.
Рассмотрим эти основные составляющие подробнее.

3. Вера и религия
Неверующий в Тору еврей, конечно, нонсенс. Скорее это человек еврейского происхождения неопределенной национальности (подобно «кавказской национальности»). И, к сожалению, таких «евреев» немало. Чаще всего они, путая гражданство с верой, называют себя французами, немцами, русскими, украинцами и т.д., стыдясь своего еврейского происхождения.
Что же такое еврейская Вера и почему она является краеугольным камнем Нации? А потому, что благодаря нашей Вере мы и являемся евреями. Но одной Веры мало, надо еще и жить по основным заповедям Веры, ее законам. А иначе, чем же мы отличаемся от других народов? Биологически – ничем.
Еврейская Вера – это личное, часто осмысленное и выстраданное, глубокое убеждение во Всевышнего и данное им руководство к жизни, называемое Торой, это уважение к еврейской истории, языку, культуре, традициям.
Очень часто смешивают понятия Веры и религии. Безусловно, религиозный верующий еврей заслуживает глубокого уважения, но религия это, в лучшем случае, инструмент для постижения Веры, а чаще всего смесь субъективных представлений, верований и обрядов. По большому счету, по мнению автора, наша Вера – не религия. Религия скорее присуща язычникам, Вера же – это удел свободных, интеллектуально развитых личностей, которым Всевышний даровал вместе со свободой право выбора, возможности познания мира и анализа. Сочетание Веры и религии вполне возможно, но без Веры религия превращается в инструмент самообмана, показухи, зомбирования и духовного порабощения людей. И в этом отношении не так уж далека от истины был Карл Маркс, называя религию опиумом для народа.
С рассматриваемых позиций наша Вера и наука – близнецы-братья, разница только в том, что Тора приводит факты и рекомендации, а наука их подтверждает. И если мы сегодня не можем объяснить некоторые явления, факты и заповеди, то это только потому, что наш интеллект не настолько развит, чтобы это понять.
Что же касается религиозности евреев, то главное, на наш взгляд, не в житейском соблюдении всех предписаний и обрядов (хотя, безусловно, это важно), а в самой Вере, проявляющейся в конкретном отношении к людям и Всевышнему. К чему может привести слепая фанатичная религиозность без уважения моральных принципов Веры, мы хорошо знаем из истории Первого и Второго Храмов и дальнейшего развития событий – это раскол. Да и в конце концов, я как человек верующий, не вижу существенных отличий в образовавшихся в результате религиозного раскола многих течений, например, разных течений хасидизма, литваков, ортодоксального модернизма и других. А вот ряд других религиозных течений как раз и есть результат снобизма, формализма, догматизма и фанатичной религиозности отдельных групп евреев.
Могу привести и еще несколько примеров, когда догматы и формализм религиозности ведут к отходу евреев от Веры и расколу Нации. Вот, к примеру, на одном из семинаров, проводимом Сохнутом, более сотни присутствующим евреям (большинство из которых религиозные) предложили проанализировать по степени важности десять поступков, среди которых – молитва, соблюдение шаббата, кошерность еды, одежда и спасение товарища из плена. И что вы думаете? Только единицы поставили «спасение товарища из плена» на первом месте, большинство же отдали предпочтение соблюдению шаббата, молитве и кошерности. Или сложившаяся процедура принятия гиюра. Она обычно сводится к формальному изучению иврита, Торы, Талмуда, молитв. Безусловно, после такой процедуры человек становится религиозным, но станет ли он верующим, впитает ли в себя всю историю и культуру еврейского народа, то есть станет ли он действительно евреем, остается под большим вопросом
Я с уважением отношусь к творениям наших, благословенны они будут, мудрецов и раввинов. Но пусть мне честно ответят, угодно ли Всевышнему, чтобы старый больной человек в пятницу вечером шел из синагоги несколько километров домой и поднимался пешком на 16-й этаж? Может ли в современных условиях еврей за пределами Израиля, работающий по 10-12 часов в сутки (и очень часто в далеких командировках) строго соблюдать кашрут? А вот в условиях Израиля, и работая в синагоге не соблюдать кашрут конечно же грех. Или как, к примеру, реализовать рекомендации авторитетного раввина бизнесмену за деловой встречей в ресторане пить только водку (а всегда ли она кошерная?), запивая водой и закусывая только орешками?
Догматизм, фанатизм, формализм и снобизм – факторы, на наш взгляд, разрушающие Веру и консолидацию еврейского народа.

Продолжение следует.