Дети Ноаха собрались в Киеве
Первая международная русскоязычная конференция движения Бней Ноах прошла в Галицкой синагоге Киева
Иудаизм – национальная религия еврейского народа. Казалось бы аксиома? Лишь до недавнего времени. Потому что все чаще и громче иудаизм заявляет о себе, как о религии универсальной, ценности которой открыты и доступны всему человечеству. Впрочем, об этом ниже.
Вряд ли многие из наших читателей слышали о движении Бней Ноах, чьи филиалы разбросаны сегодня по всему миру – от Австралии до Канады, от Голландии до Филиппин и от России до Кот-д’Ивуар. Кто они – сыновья Ноаха или, как их еще называют, ноахиды? Люди самых разных национальностей, которые хотят изучать Тору, полученную Израилем на горе Синай. Для этого достаточно соблюдать семь заповедей Ноаха, данных Всевышним народам мира. Речь, заметим, идет не о гиюре – присоединении к еврейскому народу, а лишь о приближении, о диалоге с евреями и иудаизмом, ведь Тора несет в себе, если угодно, разные традиции – предназначенную Израилю, и учение для народов мира, которое нуждается в распространении. Достаточно сказать, что во времена Второго храма в синагогах были отведены специальные места для неевреев, которые приходили послушать раввинов. «Семь заповедей Бней Ноах являются отправной точкой, на основе которой может быть построено учение о познании Творца», – говорит директор Брит Олам – Международного центра ноахидов, известный раввин Ури Шерки, специально приехавший в Киев для участия в конференции.
Зачем это нужно нам, евреям? В книге Шмот сказано: «Сын мой, первенец Израиль», и нет нужды объяснять, что на первенца возложена большая ответственность за других братьев, которые тоже являются сыновьями Всевышнего. Тем более, что согласно Торе, еврейский народ призван стать источником духовного влияния для всего человечества – задача, которую мы до сих пор не выполнили. Раввин Галицкой синагоги Пинхас Розенфельд отмечает, что интерес ноахидов к иудаизму пробуждает самосознание и далеких от традиции евреев, подобно тому, как ребенок, потерявший интерес к своей игрушке, сразу вспоминает о ней, если видит, что на нее положил глаз другой мальчик. Конечно наша готовность как нации (а не отдельных ее представителей в лице раввинов) к диалогу с другими народами пока под вопросом. Можно ли учить Закону других, не следуя ему (на общенациональном еврейском уровне) самому? Но именно «внешняя» миссия, – говорит рав Розенфельд – стимулирует потребность в самосовершенствовании и в еврейской среде. Футбольная команда, не участвующая в турнирах, хиреет – у нее нет стимула к развитию. Но если ей предстоит международная встреча – она мобилизуется, стараясь показать наилучший результат.
«Движение Бней Ноах – начало настоящей революции, в ходе которой иудаизм из религии национальной становится универсальной», – подчеркивает один из ведущих семинара рав Пинхас Полонский. Не секрет, что мы живем в эпоху кризиса традиционной религиозности. Иудаизм – не исключение. Противостоять этим тенденциям можно по-разному. Можно полностью отгородиться от достижений современной цивилизации, считая их греховными соблазнами. Это тупиковый вариант, ведь рано или поздно стены падут. Не разумнее ли попытаться дать ответ на вызовы времени, которые ставит перед нами жизнь? Один из таких вызовов – запрос на универсальность. Ответ на который, – подчеркнем это особо, – всецело находится в рамках ортодоксального иудаизма. Просто надо понимать, что с возвращением в Эрец Исраэль и становлением государства Израиль иудаизм изменился, принял более открытые формы, постепенно утратив свои защитные, характерные для диаспоры, функции, где основной задачей было сохранить народ от чуждых влияний. «Расширь пределы шатра твоего» – эту фразу из пророка Йешаягу современные религиозные сионисты понимают как намек на открытость еврейского учения всему человечеству. Тем более, что сегодня для этого самый подходящий момент. В течение двух тысяч лет, как известно, еврейский народ подвергался преследованиям, заботясь главным образом о выживании. Сегодня ситуация изменилась, Израиль вернулся на свою землю, на землю пророков, откуда его слово (и слово Творца) действительно может быть услышано. В отличие от многих обывателей, организаторы конференции видят в пристальном (и зачастую пристрастном) внимании всего мира к Израилю вовсе не проявление антисемитизма, а вполне естественный интерес к еврейскому государству.
Не случайно первая конференция для Бней Ноах из стран СНГ прошла в Мидраша ционит при Галицкой синагоге – сионистском образовательном центре, одна из задач которого состоит именно в «расширении пределов».
Исполнительный директор Брит Олам рав Эфраим Чобан отметил, что Международный центр ноахидов готов оказать любую помощь всем Бней Ноах, желающим учредить новые общины, проводить встречи, конференции и семинары для тех, кто принял решение приблизиться к иудаизму.
Кроме того, Брит Олам активно действует в раввинской среде, расширяя круг специалистов в сфере отношений с Бней Ноах. В настоящее время разрабатывается специальный сидур для ноахидов, при главном раввинате Израиля обсуждается идея создания отдела галахи для этих людей, а пока на сайте Центра публикуются галахические решения, вынесенные авторитетными раввинами в ответ на вопросы, заданные Бней Ноах. В благословении главного раввина Израиля Йоны Мецгера центру Брит Олам особо отмечено, что его сотрудники действуют в соответствии со словами пророка: «И пойдут многие народы, и скажут: «Давайте взойдем на гору Господню, в дом Бога Якова, чтобы Он научил нас путям Своим и чтобы пошли мы стезями Его». Ибо из Сиона выйдет Тора и слово Господне из Иерусалима.
Как становятся Бней Ноах? По-разному, ведь у каждого свой путь к Творцу. Один из участников семинара рассказал, что, объездив три десятка стран и впервые оказавшись в Израиле, вдруг почувствовал себя …не за границей. Многие просто осознают близость идеалов ТАНАХа своему мировоззрению. В конце концов, у наших праотцов ведь не было галахи, но были идеалы, определявшие их повседневную жизнь. Сегодня это прозвучит парадоксально, но одно из талмудических правил гласит: «всякий отрицающий идолопоклонство – называется иудей». Слово «иудей» следует понимать здесь как произведенное от ивритского леходот – «признавать», иудей – это «тот, кто признает», признает Б-га. Заметьте, речь идет не о слепой вере – иудаизм очень точен в формулировках, – а о признании, основанном на достоинстве человеческого разума.
Недаром едва ли не половину времени, отведенного на семинар, заняли вопросы Бней Ноах – эти люди пришли не только принять, но и понять. Многие уже состоят членами относительно крупных общин в своих городах, например, в Донецке еще в 2002 году официально (первой в СНГ) была зарегистрирована община «сыновей Ноя» «Хатиква». Впрочем, в век интернета территориальная общность не играет столь заметной роли, поэтому ответы на свои вопросы Бней Ноах часто находят на сайте центра Брит Олам, где размещаются также аудио- и видеоматериалы.
Одна важная деталь, иллюстрирующая серьезность ноахидов в продвижении по избранному ими пути – все участники семинара (включая гостей из России) приехали в Киев за свой счет. Чему, кстати, неплохо бы поучиться многим евреям, привыкшим исключительно к благотворительным формам еврейской жизни, не требующим личного финансового участия. Мы ведь говорим о диалоге, обогащающем обе стороны. Пусть же он сделает нас – евреев – и наших партнеров в познании Истины – Бней Ноах – духовно богаче и нравственно совершеннее.
Вот некоторые из вопросов и ответов, прозвучавших на конференции в Киеве
– Какой точный перечень 7 мицвот? На разных сайтах я встречал разный перечень.
Отвечает рав Ури Шерки:
Семь заповедей Бней Ноах включают шесть запретов и одну позитивную заповедь.
В соответствии с Рамбамом их порядок таков:
1. Идолопоклонство (запрет поклонения идолам).
2. Запрет проклинать Бога.
3. Пролитие крови (запрет убийства).
4. Запрет прелюбодеяния.
5. Запрет грабежа.
6. Запрет еды части от живого животного (обязанность умерщвления животного перед разделкой).
7. Заповедь законности. Необходимость установления судебной системы. (По мнению Рамбама задачей судебной системы является надзор за соблюдением приведенных выше шести заповедей).
Эти семь заповедей представляют собой семь общих правил, у которых есть много подробностей. Эти подробности разбирает Рамбам в законах царей (глава 9). По мнению рава Менахема Азарии из Пеано (1548-1620), заповеди Бней Ноах разделяются на тридцать заповедей.
– Можно ли Бен Ноаха вызывать к чтению Торы в синагоге?
Отвечает рав Ури Шерки
Вызванный к свитку помогает исполнить всей общине заповедь чтения Торы. Бен Ноах не может сделать это для евреев, для которых чтение Торы является заповедью. Поэтому Бен Ноаха мы не можем вызвать к чтению Торы в синагоге.
В своей общине Бней Ноах могут организовать публичное чтение Торы.
Рав Ричман приводит пример техасской общины, в которой уже несколько лет около 60 семей собираются каждый шабат для чтения Торы. Они читают недельную главу по-английски. У них габай, который вызывает семь человек, и каждый из них читает вслух свой отрывок. При этом они произносят благословение: «Благословен Ты, Господь, наш Бог, Царь Мироздания, который выбрал народ Израиля и дал им Тору, и у них мы учимся. Благословен Ты, Господь дающий Тору Своему народу Израиля».
– Я хорошо знаком с одним из Бней Ноах. Этот человек недолюбливает христианство. Является ли такое отношение к этой религии типичным для всех Бней Ноах? Действительно ли это является частью веры ноахидов?
Отвечает рав Иешаяху Холландер
Безусловно, такое отношение не является типичным, и оно совершенно неправильно. Рамбам пишет о том, что христианство (также как и ислам) способствовало распространению среди народов мира монотеизма, представления о Боге, Торе, заповедях, морали и т.д., и поэтому оно является очень важным элементом духовного продвижения человечества. Именно таким должно быть отношение к христианству и со стороны иудаизма, и со стороны Бней Ноах.
Однако среди Бней Ноах есть такие люди, для которых взаимоотношения с христианством являются их личной психологической проблемой. Мы должны разъяснять таким людям их неправоту.
Максим Суханов специально для «Еврейского обозревателя»