ЗАЩИЩАТЬ «ЗОЛОТУЮ РОЗУ» НАДО ВСЕМ МИРОМ
Интернет пестреет заголовками: «Во Львове разрушают остатки синагоги «Золотая Роза», «На месте бывшей синагоги строят гостиницу к ЕВРО-2012», «Герман спасла синагогу «Золотая Роза»… Что здесь правда, а что досужие домыслы любящих сенсации журналистов? Мы попытались разобраться в этом вопросе и обратились к компетентному человеку – председателю Ваада Украины Иосифу ЗИСЕЛЬСУ.
Но перед тем как предоставить вам запись нашей беседы, скажем несколько слов о предмете разговора. Здание синагоги было построено в 1582 году на средства главы львовской городской общины Исаака Нахмановича (Исаака бен Нахмана). Для ее строительства были привлечены итальянские архитекторы Павел Счастливый и Амброзий Прихильный, придавшие сооружению черты архитектуры ренессанса.
Это была вторая городская синагога во Львове, на строительство которой власти долго не давали разрешения. Синагога, первоначальное название которой было «Турей Захав» (название основного произведения одного из виднейших ашкеназских раввинов-законоучителей XVII века раввина Давида бен Шмуэля ха-Леви), стала называться в народе по имени жены ее основателя – «Голдна Роза». Эта синагога считалась в свое время одной из красивейших в Восточной Европе. Архитектурный памятник был разрушен гитлеровцами в 1941 году. Остов синагоги «Голдна Роза» во Львове был объявлен памятником архитектуры местного значения и включен в Программу воспроизведения выдающихся памятников истории и культуры Украины (утверждена правительством Украины в 1999 году).
– Иосиф, вы не так давно были во Львове и видели, что там происходит на самом деле. Действительно ли гостиницу строят прямо на остове бывшей синагоги, как утверждает, например, английская «Гардиан»?
– Нет, это не так. Хотя строительство действительно ведется в старинном еврейском квартале, где практически каждый дом так или иначе связан с еврейской историей. Важно понимать, что исторический центр Львова, где находится еврейский район, признан ЮНЕСКО охранной зоной и никакое строительство здесь невозможно в принципе. Еще важно понимать, что за таким грубым нарушением, с каким мы имеем дело, стоит кто-то из чиновников областной администрации – «величина» достаточная, чтобы посметь нарушить закон.
– Как близко к останкам синагоги строится гостиница?
– Если вы воспользуетесь снимками со спутника, то увидите так называемую «Площадь трех синагог». Увидите развалины «Золотой Розы», уничтоженной нацистами, – сохранилась только одна стена и остатки фундамента. Рядом развалины «Бейт мидраш». И, наконец, останки фундамента «Большой синагоги», разрушенной тогда же.
Здание гостиницы строится на пересечении улиц Староеврейской и Федорова, примерно метрах в 70-ти от «Золотой Розы», а гостиничный паркинг ближе, почти сразу за единственной уцелевшей стеной синагоги. Здесь работают бульдозеры, действительно в непосредственной близости от «Золотой Розы».
– Скажите, а городские власти или еврейская община когда-нибудь планировали реставрационные, восстановительные или охранные мероприятия разрушенных синагог?
– В декабре прошлого года прошел международный конкурс проектов, объявленный городом. Власти предложили проектантам три объекта, три мемориальных места, в том числе «Площадь трех синагог». Было подано больше 70 проектов, которые рассматривало международное жюри, возглавляемое крупным архитектором из Швейцарии. Я также был членом жюри. Мы очень напряженно работали два дня и определили победителей.
Что касается «Площади трех синагог» я высказал мнение, которое предварительно согласовал с представителями еврейских организаций города. Оно состояло в том, что такое место недостаточно просто привести в порядок, как-то обустроить, окультурить, заасфальтировать или разбить здесь парк, устроить выставку, установить скамейки, высадить кусты и деревья, и так далее. А именно это предлагали сделать большинство проектантов, поскольку здесь не было массовых убийств или захоронений.
По моему мнению, которое совпало с мнением директора Представительства Американского объединения комитетов для евреев бывшего СССР Мейлаха Шейхета, широко известного своей деятельностью по сохранению еврейской истории в Западной Украине, здесь необходимо оставить возможность для еврейской общины восстановить городской ландшафт в таком виде, каким он был до разрушений. То есть дать нам возможность восстановить эти здания, если не сейчас, то позже, когда у еврейской общины найдутся для этого силы и средства.
Моя идея заключалась в том, чтобы продолжить археологические работы и затем сделать так называемый римский вариант – оградить это место, установить памятные таблички, надписи, что-то укрыть стеклом, чтобы люди, посещающие историческое место, могли увидеть старые камни, узнать о тех событиях, которые здесь произошли. И ни в коем случае не закатывать в асфальт, не засаживать деревьями и так далее. Мое видение разошлось с мнением жюри, и я отказался принимать участие в выборе проектов. А лучшим из них стал проект немецкого (ирония судьбы!) архитектора, никоим образом не предусматривающий то, что я предлагал.
– Конкурс прошел, а результат?
– Пока ничего не происходит. Знаю, что скоро в Украину приедет автор проекта, за который я не голосовал, но я не буду искать для него спонсоров. Хотя уже ищу для двух других проектов: мемориалов Яновского концлагеря и бывшего еврейского кладбища. Могу сказать, что результаты есть, часть пути пройдена. Мы обращаемся в различные фонды, к бывшим львовянам, живущим за рубежом. Рассчитывать на деньги города не приходится, там очень сильны представители партии «Свобода», которые наверняка будут возражать. Вообще я считаю, что это еврейское дело – восстанавливать еврейскую историю.
– Городские власти свое отношение уже продемонстрировали, разрешив в старинном еврейском квартале строительство гостиницы.
– Свой выбор они сделали гораздо раньше. Чего стоит название площади здесь же, рядом со Староеврейской улицей – площа Коліївщини . (Напомним читателям, что Колиивщиной называют крестьянско-казацкое восстание на Правобережье Украины в 1768 году, в ходе которого были зверски убиты тысячи евреев.) Здесь же можно увидеть вывеску ресторана «Жидівська кнайпа», который никакого отношения к евреям не имеет. Построен он вопреки резким возражениям Шейхета и его единомышленников. И таких примеров множество.
– Кто все-таки борется со строительством в охранной зоне?
– Прежде всего, Мейлах Шейхет. По его просьбе мы обращались к американским еврейским организациям, которые в свою очередь обращались к послу Украины в США, это была длинная история обмена письмами, в результате было принято соответствующее решение суда и строительство остановлено.
– Прекращено или остановлено?
– Пока можно говорить, что оно приостановлено. Что будет дальше, никто не знает. Но уже ясно, что к ЕВРО-2012, как планировали инвесторы, гостиница не будет построена. С другой стороны, туда вложены большие деньги, и вряд ли хозяева так легко откажутся от проекта.
– Что должны сейчас делать еврейские организации?
– Проявлять бдительность и бороться. Увы, еврейские организации не имеют сил, времени и денег на многое, что должно быть восстановлено, возвращено к жизни. Наши проблемы, задачи и потребности намного больше, чем наши возможности. К примеру, я недавно был в Фастове, где мы установили памятный знак в месте массового расстрела 500 евреев. Таких мест в Украине около 2 тысяч. И только на трети из них что-то есть, хоть какой-то знак. А что сказать о 2 тысячах еврейских кладбищ, которые находятся в ужасном состоянии. Надо понимать, что после 70 лет советской власти и Холокоста сохранять еврейскую жизнь и еврейскую историю – задача сверхнепростая. Навалившись всем миром на одну проблему, мы можем ее решить. Но проблем, к сожалению, множество.