ДАВАЙТЕ БОЛЬШЕ НАДЕЯТЬСЯ НА СЕБЯ
Под лежачий камень вода не течет.
Эту известную поговорку вспомнили руководители некоторых областных еврейских общин Украины, и, как мы уже сообщали, решили собраться, чтобы обсудить давно наболевшие проблемы еврейского движения.
И вот они и гости из всеукраинских еврейских организаций собрались в Киеве, и таки кое-что обсудили. В итоговом документе, принятом на встрече, в частности, говорится:
«В Киеве состоялась встреча руководителей и представителей областных и городских еврейских организаций и общин Украины. В ней приняли участие представители организаций из Луцка, Тернополя, Николаева, Павлограда, Черкасс и Хмельницкого. По уважительным причинам не смогли присутствовать на встрече поддержавшие ее проведение представители Ивано-Франковска, Харькова, Черновцов, Днепропетровска, Ровно. Также присутствовали приглашенные в качестве гостей представители шести всеукраинских еврейских организаций.
Участники встречи обсудили ряд вопросов, связанных с насущными проблемами и вызовами, которые стоят как перед всей еврейской общиной Украины, так и перед отдельными еврейскими организациями.
Кризисные явления в еврейской общине Украины, проблемы международного терроризма, будущего еврейской общины нашей страны требуют постоянной коммуникации между руководителями общин. Была отмечена своевременность подобного собрания еврейских лидеров областных и городских еврейских организаций и общин Украины и необходимость продолжения и развития такого процесса в формате постоянно действующего Координационного совета.
Была подчеркнута необходимость укрепления прямого сотрудничества между еврейскими общинами различных городов и организациями в культурной, благотворительной, волонтерской и других сферах.
Принято решение о разработке инициативной группой предложений по организации дальнейших встреч, расширении числа участников, разработке и согласованию повестки очередной встречи».
Так что, лед тронулся или…?
Об этом по просьбе «Еврейского обозревателя» сегодня рассуждает один из участников встречи президент Еврейского форума Украины Аркадий МОНАСТЫРСКИЙ.
«Что делать? Как быть?» – в попытках ответов на извечные вопросы и прошел наш разговор на встрече.
– Однако перед этим обычно ищут ответ еще на один вечный вопрос: «Кто виноват?»
– Я думаю, как раз в данном случае ответ именно на этот вопрос более-менее ясен – мы все, имею в виду лидеров и активистов еврейских организаций, виноваты. Правда, в разной степени. Кто-то хотел как лучше, но не получилось. А кое-кто просто работал на свой имидж.
– Стремился доказать украинским властям, что он один представляет всех евреев страны.
– И это тоже. Правда, считаю, что посыпать пеплом голову повода нет. Но создать единую сильную общину так и не получилось. Вот почему, полагаю, дискуссия на этой встрече была полезной.
Важно, что инициатива действительно шла от местных организаций. Понятно, что из Киева нам не всегда видны проблемы, существующие в региональных общинах. Ведь есть большие самодостаточные общины, как, например, днепропетровская. Есть средние, которые как-то выживают. А есть совсем маленькие, фактически брошенные на произвол судьбы, поскольку у всеукраинских организаций до них просто руки не доходят.
А проблем немало. Это и сокращение финансирования от постоянных доноров, и экономический кризис. А тут еще и военные действия, происходящие на востоке Украины. Очень сильно на ситуацию влияет ухудшающееся экономическое положение, вызывающее негативные процессы в украинском обществе. Как правило, это все ощущают на себе национальные меньшинства. Происходит люмпенизация населения, оно ищет виноватых в том, что происходит. И это, конечно, вызывает у нас опасения, поскольку исторический опыт говорит о том, что «виноватыми» в бедах в Украине очень часто находили евреев.
Поэтому на встрече мы пытались прийти к единому мнению о том, как дальше существовать еврейской общине, как выстоять перед вызовами времени. Вот в этой ситуации весьма важно было услышать мнение коллег из «глубинки», чтобы лучше понять, чем там живут евреи.
К сожалению, в Украине не существует единого мнения в еврейских организациях по важнейшим общегосударственным или общееврейским проблемам. И это плачевно. Плохо, потому что если бы была такая платформа или координационный совет или еще что-то существовало, то было бы проще выступать со своим мнением и перед правительством Украины, и перед международными еврейскими организациями.
– Аркадий, мы с вами давно в еврейском движении. И помним – ведь было достаточно попыток создать такой координационный совет. Но они ничем не заканчивались, потому что лидеры ряда еврейских всеукраинских организаций просто не могут друг с другом никак договориться.
– Да, это так, есть субъективные причины на это. Дело тут в личностях, но я думаю, что проблемы или, не дай Бог, надвигающиеся опасности сплачивают.
И поэтому все-таки надеюсь, что лидеры найдут общие точки соприкосновения, а не будут постоянно заниматься самопиаром или самоотчетом о том, сколько хорошего они сделали для еврейского народа. Однако, если будет слышен голос единой общины по кардинальным вопросам ее жизни, то наверное, отношение к этой общине будет другое. И тогда лидеры показали бы, что они действительно болеют за еврейскую общину, за каждого ее члена, а не только за свою организацию или лично себя.
– Свежо предание. Но что нам остается…
– Я также полагаю, что есть проблема в том, что отношение к нам «Джойнта», Сохнута и Посольства Израиля – в общем-то вроде бы дружелюбное, но отчасти все-таки назидательное. Возможно потому, что за эти годы еврейская община или всеукраинские организации не стали их равным партнером. И политика «старшего брата – младшего брата», зависимого, менее-более продолжается, потому что мы не можем сказать, что мы готовы взять ту ношу, которую они несли все это время, поддерживая общину.
– Я так понимаю, что речь больше идет о международных организациях, потому что Посольство Израиля никогда финансово общины не поддерживало. Это не его функция.
– Речь о том, что Посольство Израиля могло бы больше работать с местными общинами, опираться на них. Но опять же, здесь та же финансовая проблема. Зачастую даже проводить израильские мероприятия им сложно. И они меньше обращаются к местным еврейским общинам, а больше ищут какие-то израильские фирмы и спонсоров. Мы, увы, неравные партнеры, и это уже длится десятилетиями. Когда в Украине появился «Джойнт», его сотрудники говорили, что они приходят временно, не навсегда. Они будут помогать и поддерживать общину, но мы за эти годы должны научиться сами искать себе возможности для существования. Но голос этот не был достаточно услышан. Богатые евреи в Украине и сегодня не понимают, что есть острые проблемы социальной помощи. Поэтому, если не дай Бог, международные организации от нас уйдут, то больные и малообеспеченные люди окажутся один на один со своими проблемами и помочь им будет некому. И в этом я вижу даже не драму, а трагедию.
Но община все же закаляется. Ситуация с еврейскими общинами Донбасса показала, что в критических случаях мы можем помогать друг другу.
– Но с другой стороны эти общины дали всплеск тому, что в прошлом году, как мне недавно говорил глава Сохнута Натан Щаранский, Украина заняла второе место после Франции по числу евреев, совершивших алию.
– Да, конечно. Такое всегда происходит, когда на дворе нестабильная ситуация. И евреи помнят, что у них есть родной дом – Израиль, куда можно всегда возвратиться.
Но нам сегодня нужно подумать о том, как дальше существовать. Каждый выживает сам или мы выживаем вместе? А может, никто не выживает? Здесь уже ситуация такова, что заставляет нас искать возможности для того, чтобы жить в Украине. Ведь понятно, что вся община не может эвакуироваться в одночасье. У многих из нас все же есть работа, обустроенный быт, позволяющий поддерживать здесь еврейскую жизнь. Есть для кого дальше работать. Вот какая это будет жизнь? Что будет происходить в ближайшие годы – зависит от нас самих.
– Аркадий, я согласен – многое зависит от нас самих. Но все эти годы едва ли не главная наша проблема состоит в том, что не привлечена к еврейской жизни та категория людей, которая активна в еврейских общинах Европы, и особенно США. Это средний класс и интеллигенция. Там они являются хребтом общины. Ведь легче найти 100 человек, которые на общинную жизнь пожертвуют по 500 долларов, чем пару миллионеров, согласившихся давать по сто тысяч, а потом вдруг передумавших. Почему у нас так не получилось?
– У нас это не получилось по нескольким причинам. Есть причина экономическая, есть политическая, есть ситуационная. Экономическая причина, она сейчас главенствующая, поскольку кризис почти уничтожил средний класс.
– Но ведь и до кризиса его не удалось привлечь.
– До кризиса не удалось по другой причине. Это была субъективная причина. Деятельность отдельных глав общин, в том числе духовных лидеров, не способствовала тому, чтобы привлекать средний класс.
– Давайте назовем вещи своими именами. Пришедшим к власти во многих общинах ортодоксальным раввинам-иностранцам самостоятельные независимые люди оказались не очень нужны.
– Да, это так. В Америке, например, есть некий консенсус между ортодоксальным иудаизмом, консервативным и прогрессивным. И они, если надо, садятся за общий стол переговоров в пределах общин в каждом штате. У нас такого диалога не происходит. Может быть из-за того, что есть определенные стереотипы, которые существуют как в еврейской общине, так и за ее пределами. И, к сожалению, большая нерелигиозная часть евреев, которая бы возможно пришла и участвовала в интересных проектах, из-за ограничений: еврей – не еврей? Насколько ты еврей? Галахический или нет? – к нам не пришла. И это очень плохо.
– Я полагаю, что многое здесь зависит от воспитания и от того, как действовать. Если в семье или в какой-то организации работают на то, чтобы у так называемого «негалахического» ребенка появились знания о своих корнях, то он в конце концов вовлекается в еврейскую жизнь. Я знаю такие примеры, когда «негалахические» дети вырастают, уезжают на Святую Землю и становятся настоящими израильтянами. Но другие, наоборот, еще больше ассимилируются. Они пришли в еврейскую школу, их не взяли. «Ах, так! – сказали родители, – пошли в украинскую. Да ну вас, «жидов», вообще».
Вот как тут быть?
– Нужно попытаться находить точки соприкосновения. Ну не может наш ортодоксальный еврейский закон не видоизменяться. Мы видим – в Израиле при особых случаях раввины принимают мудрые решения, позволяющие не придерживаться законов, существующих со средневековья. Значит, и нам следует искать возможности для того, чтобы община росла, нужно наконец-то научиться заинтересовывать тех, кто стремится стать евреем. Это наш потенциал. Иначе мы столкнемся рано или поздно с тем, что будем с фонариком искать евреев.
– Словом, вы идею этой встречи и обсуждений одобряете?
– Да, я считаю, что это крайне полезное дело. Единственно, меня удручает, что не приехали все из тех, кто собирался. Кто-то побоялся, кто-то не придал этому важное значение.
– А чего, собственно, побоялся?
– Есть же люди по-разному зависимые.
– От того, что из Киева не дадут по 200 гривен в следующем месяце?
– Может быть и так. С другой стороны я вам скажу честно. Я, например, советовался и с посольством, и с Джойнтом.
– И что они сказали?
– Они сказали, что это сугубо дело общины.
– И ведь они правы. Давайте больше надеяться на себя, а не на доброго заграничного дядю.
Автор: Михаил ФРЕНКЕЛЬ