КАСАТЕЛЬНО ЕВРЕЕВ | Еврейский Обозреватель

КАСАТЕЛЬНО ЕВРЕЕВ

| Номер: Февраль 2014

M_2Окончание. Начало в № 1 (253) январь 2014 г.

По подобным причинам Испании пришлось изгнать евреев четыреста лет назад, а Австрии – спустя несколько веков. Во все века христианская Европа была вынуждена сворачивать активность евреев. Если еврей подключался к торговле машинами, то христианин должен был ее оставить. Если еврей занимался врачебной практикой, то он был самым лучшим и открывал свой бизнес. Если он культивировал сельское хозяйство, то другие фермеры должны были заняться чем-то другим. Так как не было никакой возможности успешно конкурировать с ним в любой профессии, за неконкурентоспособных граждан должен был вступиться закон и защитить христианский дом от бедности.
Все, чем бы ни занимались евреи, привело к тому, что законодательным путем они были изгнаны практически отовсюду. Евреям было запрещено заниматься сельским хозяйством; им не разрешалось заниматься юридической практикой; им было запрещено заниматься медицинской практикой, разве что – среди евреев; евреям были запрещены ремесла. Даже места для обучения и научные учреждения должны были быть закрыты для этих ужасных антагонистов.
Однако, почти лишенный занятия, еврей нашел таки способы зарабатывать деньги и даже способы разбогатеть. А также – способы хорошо инвестировать свои барыши. В ростовщичестве ему не было отказано. В предлагаемых тяжелых условиях еврей без мозгов не смог бы выжить, а еврей с мозгами должен был держать их в хорошей форме и хорошо заостренными – или же умереть с голоду. Века ограничений лишь в отношении одного инструмента, который закон был не в состоянии у него отнять – его мозга – сделали этот инструмент чрезвычайно мощным; столетия принудительного игнорирования еврейских рабочих рук атрофировали их, и теперь еврей никогда их не использует.
Протестанты преследовали католиков, но не отбирали у них средства к существованию. Католики же преследовали протестантов с кровавой и ужасной ненавистью, но они никогда не отлучали их от сельского хозяйства и ремесел. Почему же? Лишь беспристрастный взгляд рассмотрит подлинное религиозное преследование, а не профсоюзный бойкот под личиной религиозных расхождений.
Евреи испытали травлю и всяческие препоны в Австрии и Германии, а в последнее время – и во Франции; но Англия и Америка предоставили им открытое поле деятельности и возможность выжить. Шотландия предлагает им такое же поле деятельности, не обременяя никакими обязательствами, но не так уж много охотников находится. В Глазго живут несколько евреев, и один – в Абердине, но это потому, что они не могут достаточно заработать, чтобы уехать.
Я убежден, что распятие имеет не так много общего с отношением мира к евреям; и что причины этого старше самого явления, подтверждавшегося опытом Египта и сожалением Рима за то, что они преследовали неизвестное количество людей, называвшихся христианами, ошибочно считая, что преследуют евреев.
Еврей – это угорь с ободранной кожей, который, по-видимому, привык к этому.
Я убежден, что в России, Австрии, Германии девять десятых враждебности по отношению к еврею происходят от неспособности обычного христианина успешно конкурировать со среднестатистическим евреем в бизнесе – в честном или сомнительном. В Берлине несколько лет назад я прочитал речь, в которой оратор откровенно призывал к изгнанию евреев из Германии; и мотивация этого агитатора была такая же искренняя, как и само его предложение.
Это было так: восемьдесят пять процентов успешных адвокатов Берлина были евреями, и примерно такой же процент крупных и прибыльных бизнесов всех видов в Германии находился в руках лиц еврейской национальности! Разве это не удивительное признание? Это был всего лишь еще один способ доказать, что среди 48 млн. жителей, из которых только 500 тыс. были записаны евреями, восемьдесят пять процентов мозгов и вся порядочность приходилась на долю евреев.
Я должен настаивать на этой честности – она является сутью успешного бизнеса, если подходить к этому по большому счету. Конечно, это не исключает полностью негодяев, даже среди христиан, но, тем не менее, это хорошо работающее правило. Цифры некоего оратора, возможно, были неточными, но мотив преследования евреев выделяется ясно, как божий день. Этот выступавший утверждал, что в Берлине находятся банки, газеты, театры, большие бизнесы, судоходства, предприятия, связанные с добычей полезных ископаемых, и промышленные предприятия, там заключаются большие армейские и городские контракты, связанные с прокладкой новых трамвайных путей, и очень много другой собственности высокой стоимости, а также малых предприятий, – и все это находится в руках евреев.

Марк Твен в оксфордской мантии. 1907 г.

Марк Твен в оксфордской мантии. 1907 г.

Этот оратор говорил, что еврей прижимает христиан к стенке по всему фронту, что все это мог бы сделать сам христианин, чтобы наскрести себе средства на жизнь, и что еврей должен быть изгнан, и побыстрее – нет никакого другого способа спасения христиан.
Здесь, в Вене, осенью прошлого года некий оратор заявил, что все эти катастрофические детали касались также и Австро-Венгрии; и он категоричным тоном потребовал изгнания евреев. Когда на трибуну выходят политики и, не краснея от стыда, уверенно рассказывают публике как именно надо поступать, это свидетельствует о том, что на них есть спрос, и они знают, где ловить голоса избирателей. Обратите внимание на важный момент упомянутой агитации; на тот аргумент, что христианин не может конкурировать с евреем и что, следовательно, его кусок хлеба находится в опасности. Человека такой аргумент гораздо больше вдохновляет на ненависть, чем какая-нибудь деталь, связанная с религией.
У большинства людей необходимость в хлебе и мясе стоит на первом месте, на втором находится религия. Я убежден, что гонения на евреев не связаны в какой-либо большой степени с религиозными предрассудками. Нет, еврей является добытчиком денег; и в зарабатывании оных он представляет очень серьезное препятствие для менее способных соседей, которые находятся в том же самом поиске. Я думаю, что именно в этом беда.
При оценке глобального значения еврея отмечают, что он не поверхностный, а глубокий. Со своей мудростью, ранней, не по годам, еврей обнаружил в одно прекрасное утро, что некоторые люди поклоняются идолам, некоторые поклоняются героям, некоторые поклоняются власти, иные поклоняются Богу, и что обо всех этих идеалах они спорят и никак не могут объединиться, – но что все они поклоняются деньгам; поэтому еврей и сделал деньги окончательной целью своей жизни, чтобы их получать.
Эта цель была у него в Египте тридцать шесть веков назад; она была у него в Риме, когда ошибочно, вместо него, преследовали христиан; и эта цель осталась у него до сих пор. Еврею пришлось заплатить большую цену; его успех сделал весь человеческий род его врагом – но он заплатил за него, ибо этот успех принес ему зависть, и деньги – единственная вещь, за которую люди будут продавать и душу, и тело.
Он давно заметил, что обычный миллионер пользуется уважением, владеющий двумя миллионами – глубоким почтением, миллиардер – вызывает обожание. Мы все знакомы с этим ощущением, мы видели, как оно выражается. Мы заметили, что, когда обычный человек упоминает имя миллиардера, в его голосе слышна такая смесь благоговения, почтения и вожделения, которые горят в глазах француза, когда он натыкается на сантим другого человека.

ПУНКТ 3 «Могут ли евреи что-нибудь сделать, чтобы исправить ситуацию?»
Я думаю так: не надо пытаться учить мою многоопытную бабушку, как поглощать яйца. Но есть хорошо апробированная схема, выражающаяся в народной мудрости: одна хворостина слаба, зато в вязанке хвороста она — сила.
Предположим, что вы пробуете применить такую схему. В Англии и Америке каждый еврей числится в переписной книге как еврей (даже в случае, если он сам себя таковым не считает). Создайте полки добровольцев, состоящие исключительно из евреев, и когда ударяют барабаны, мобилизуйтесь и идите на фронт, чтобы был неуместен упрек, что «среди вас есть несколько massenas (выходцы из городка Массена, графство Св. Лаврентия, штат Нью-Йорк — И.Ф.), которых страна кормит, а им не по вкусу за нее бороться».
Вслед за этим в политике создайте сплоченное объединение, и там, где вы можете, сделайте ваш голос решающим, а где это невозможно, добейтесь, насколько это возможно, хороших условий.
Вы, евреи, осели уже во всех странах, но ваше присутствие в них не имеет каких-либо политических намерений. Вы не кажетесь организованными, за исключением ваших благотворительных организаций. В этой сфере вы всемогущи, там вы заставляете себя признавать должным образом — и вам не нужно никого умолять о помощи. Это показывает, что вы деятельны, когда вы объединяетесь с определенной целью. И тогда — из Америки и Англии — вы сможете поддерживать и материально помогать своим соплеменникам в Австрии, Франции и Германии.
А вот — жалостливый рассказ бедного еврея из Галиции. Две недели назад, когда там были беспорядки, на него напали крестьяне-христиане и лишили всего, что он имел. Он рассказал, что его избирательное право не представляет для него никакой ценности, и он жалеет, что не может быть освобожден от голосования, потому что от него, действительно, лишь один ущерб, независимо от того, за какую партию он проголосовал. Если к власти придет другая партия, то она возьмет свой реванш и без него.
Эти евреи составляют девять процентов населения Австро-Венгерской империи, но они не могут повлиять на программу какого-либо кандидата. Если вы отправите туда наших ирландских парней, то я думаю, что они организуют ваших соплеменников и изменят расклад сил в Reichsrath (парламенте Австрии).
Но при этом ошибочно мнение, что евреи не способны повлиять на политику империи. Проблема в том, что их голоса рассеяны среди многочисленных партий, и они теряют свои преимущества, которые были бы при их концентрации. В Америке евреи тоже разбросаны, но вы об этом знаете больше, чем я.
Говоря о концентрации, доктор Герцль имеет четкое представление о ее значении. Слышали ли вы о его плане? Он хочет собрать евреев всего мира в Палестине, со своим собственным правительством — я полагаю, под протекторатом султана. На съезде в Берне в прошлом году были делегаты отовсюду, и это предложение было встречено благосклонно.
Я не султан, и я не возражаю; но если эту концентрацию самых изворотливых мозгов в мире собираются организовать в свободной стране (за исключением Шотландии), то я думаю, что властители постараются это намерение остановить. Им явно не захочется, чтобы еврейская нация ощутила свою силу. Если бы лошади знали свои возможности, мы бы больше на них не ездили.

ПУНКТ 4 «У евреев нет никакой партии, они — не участники политического процесса»
Возможно, вы разоблачили себя. Можно ли доверять вам, сэр, если вы можете говорить об этом без угрызений совести? Кто должен позволять или запрещать евреям (как и любой нации) жить в свободной стране и заботиться о своей безопасности?
Угнетенный еврей обрел право на все соболезнования в свой адрес за прежние времена жизни в условиях жестокой автократии, потому что он был слаб и одинок, и у него не было никакой возможности получить помощь. Но сейчас у него есть эти способы, и они у него были в течение столетия, но я не вижу, чтобы он попытался серьезно их использовать. Когда революция во Франции освободила его, это был акт милосердия со стороны других людей; но еврей не стал содействовать собственному освобождению — как это было и в Англии. Найдете ли вы богатого или известного еврея, выступившего в качестве помощника «Двенадцати Здравомыслящих Людей Франции», которые выступили во главе с великим Э.Золя против самого позорного третирования евреев нового времени?
В Соединенных Штатах еврей изначально рождался свободным — разумеется, ему не нужна была помощь. В Австрии, Германии и Франции он обладает правом голоса, но есть ли от этого значительная польза? Еврей, кажется, не знает, как применить это право для наилучшего эффекта. Со всеми его великолепными возможностями и всем его жирком богатства, еврей и по сей день не является политически важной фигурой в любой стране. В Америке еще в 1854 году невежественные ирландские подручные каменщиков, обладавшие своим собственным мироощущением, заставили с собой считаться. А ведь за пятнадцать лет до этого мы вряд ли даже знали, на кого похож ирландец.
Вы скажете, что еврей везде был немногочисленным. В сущности, это ничего не значит, если принять за наглядный урок историю ирландцев. Но я перехожу к вашей немногочисленности в настоящее время. Во всех парламентских странах вы могли бы, несомненно, избирать евреев в законодательные органы, — и даже один член такого органа иногда представляет собой силу, с которой считаются. Насколько глубоко вы сами обеспокоены своим положением в Австрии, Франции и Германии? Или даже в Америке, если на то пошло? Вы отмечаете, что евреи не виноваты в беспорядках, произошедших в австрийском парламенте, и с удовлетворением добавляете, что в этом органе нет ни одного еврейского депутата. Вы считаете это своей заслугой?
Австрия открывает для еврея возможность избирательного права на достаточно либеральных условиях, и безусловно, он сам виноват, что находится в политической тени.
И еще по поводу вашей немногочисленности. Я упомянул о еврейском населении Германии, равном 500 тыс. Я добавлю еще немного — 6 млн. в России, 5 млн. — в Австрии, 250 тысяч — в США. Привожу эти цифры по памяти, я прочитал их в Энциклопедии «Британика» десять или двенадцать лет назад. Тем не менее, я в них абсолютно уверен.
Если эти статистические данные верны, то мой аргумент не так уж убедителен, каким он должен быть относительно Америки. Но он достаточно убедителен в отношении Австрии, где десять лет назад 5 млн. евреев составляли девять процентов от населения Австрийской империи. Ирландцы управляли бы Царством Небесным, будь у них подобная сила.
Когда я прочитал в Энциклопедии «Британика», что еврейское население Соединенных Штатов составляет 250 тыс. человек, написал редактору, что я был лично знаком с бОльшим количеством евреев, и что его цифры, без сомнения, — опечатка, вместо 25 млн.
Ответ от него я не получил. Однако начал всем об этом рассказывать, и люди говорили мне: у них есть основания подозревать, что из-за бизнеса многие евреи, ведущие сделки, в основном, с христианами, не заявляют себя евреями в переписи населения. Посмотрите на Нью-Йорк, и посмотрите на Бостон, Филадельфию, Нью-Орлеан, Чикаго, Цинциннати, Сан-Франциско — как ваш народ кишит в тех местах! Как и повсюду в Америке, вплоть до самой маленькой деревни.
Почитайте надписи на витринах магазинов; Гольдштейн («золотой камень»), Эдельштейн («драгоценный камень»), Блюменталь («долина цветов»), Розенталь («долина роз»), Вайльхендафт («аромат фиалки»), Зингфогель («певчая птичка»), Розенцвейг («ветка розы») и весь этот восхитительный список красивых и завидных имен, которыми с давних времен Пруссия и Австрия награждали вас, евреев.

Марк Твен с женой и дочерьми. 1884 г.

Марк Твен с женой и дочерьми. 1884 г.

А вот пример грубого и жестокого преследования в Европе вашей нации: евреев заставляли либо платить за вывески с красивыми фамилиями, либо принимать отвратительные и часто неприличные имена.
И евреев, получивших эти одиозные имена, было много, ибо они были слишком бедными, чтобы подкупить чиновников для предоставления им более «благозвучных» имен.
Теперь попробуем ответить на вопрос: почему переименовывали еврейские фамилии? Мне рассказали, что в Пруссии давно разрешалось использовать фиктивные имена и часто их менять, чтобы отбиваться от сборщика налогов, избегать военной службы и так далее. Наконец, кому-то пришла в голову идея снабжать всех домочадцев одним и тем же прозвищем, а затем возложить на весь дом прямую ответственность за все дела его обитателей. Евреев заставляли следить друг за другом и доносить, освобождая правительство от неприятных забот.
* * *
В Австрии переименованием занялись лишь потому, что у евреев в некоторых вновь заселяемых регионах не было фамилий, и чаще всего их называли по имени Авраам и Моше, и, следовательно, мытарь не мог отличить одного от другого и, скорее всего, терял разум из-за этих трудностей.
Переименование было отдано в руки военного ведомства, и его бесстыжие молодые лейтенанты создали прелестный хаос. Для них еврей абсолютно ничего не значил, и они давали ему такие прозвища, что заставляли ангелов плакать.
В качестве примера возьмем эти два: Авраам Bellyache («Колики в животе») и Шмуль Godbedamned («Богом проклятый») — они взяты из книги «Namens Studien» («Наука об именах») Карла Эмиля Францоза.
* * *
Если объяснение того, как стали переименовывать евреев Пруссии, правильно, и, если правда, что они фиктивно регистрировались, чтобы получить определенные преимущества, то может быть правдой и то, что в Америке они воздерживаются от регистрации себя как евреев, защищаясь от предрассудков христианского клиента. У меня нет возможности узнать, является ли это мнение обоснованным или нет. Могут быть другие, лучшие способы объяснения, почему в Энциклопедию «Британика» попали только эти бедные маленькие 250 тыс. наших евреев. Я могу, конечно, ошибаться, но убежден, что в Америке мы имеем огромное еврейское население.

70-летие Марка Твена. 1905 г.

70-летие Марка Твена. 1905 г.

ПУНКТ 5 «Будет ли когда-нибудь покончено с преследованием евреев?»
Если из-за религии, то думаю, что оно уже подошло к концу. Если из-за расовых предрассудков и торговли, то полагаю, что это будет продолжаться. То есть, это будет происходить тут и там, в разных точках мира, где преобладают варварское невежество и просто скотская цивилизация.
Среди гуманных цивилизаций еврей, кажется, и в самом деле очень удобно устроился, и имеет больше, чем рассчитывал на свою пропорциональную долю процветания. Так он ощущает себя в Вене. Я предполагаю, что расовые предрассудки не могут быть устранены, однако он может выстоять. Своими заработками и методами, которыми еврей пользуется, по существу будучи иностранцем, где бы ни жил, он не понравится даже ангелам. Я использую это слово «иностранец» в немецком смысле — чужак. Почти все из нас испытывают антипатию к чужим людям, даже нашей собственной национальности. Мы наваливаем кучу саквояжей в незанятом месте рядом с нами, чтобы удержать его за собой, а собака напачкает и идет себе дальше.
Немецкий словарь, кажется, не делает различия между словами «чужак» и «иностранец»; по его толкованию, незнакомец это иностранец — устойчивое выражение. Вы всегда будете по своим способам мышления, привычкам и пристрастиям незнакомцами-иностранцами везде, где вы находитесь. И это, вероятно, навсегда сохранит расовые предрассудки, направленные против вас. Но вы изначально были фаворитами Небес, и ваше размножение и неправедное процветание убеждают меня, что вы вновь соберетесь в этом уютном для вас месте.
Вот случай, который имеет большое значение. На прошлой неделе в Вене сильный град ударил по огромному Центральному кладбищу и вызвал обширные разрушения. В христианской части кладбища, согласно официальным данным, было разбито 621 оконное стекло; погибли более чем 900 певчих птиц; пять больших деревьев и множество мелких были сломаны до щепок, которые ветер рассеял по всей территории; декоративные растения и другие украшения могил были разрушены, более ста могильных фонарей были разбиты; и потребовались усилия 300 рабочих кладбища, чтобы в течение более трех дней убрать обломки — последствия этого шторма. В рапорте появляется такое замечание, — и в его курсиве вы можете услышать зубовный скрежет христиан: «Буря с градом полностью пощадила лишь иудейскую часть кладбища. Ни единой градины не ударило по еврейскому участку!»
Такое отношение меня утомляет.

ПУНКТ 6 «Так что стало с «Золотым Правилом»?»
Оно существует, оно продолжает сверкать и о нем хорошо заботятся. Оно является экспонатом в архивах Церкви, и мы его выносим каждое воскресенье и даем ему проветриться. Но вам, евреям, не разрешается даже попытаться втравить «Золотое Правило» в эту дискуссию, к которой оно не имеет никакого отношения. Это — строго религиозный атрибут, как служка или плита для пожертвований. «Золотое Правило» никогда не вторгалось в бизнес, и преследование евреев — не религиозная страсть, это — страсть бизнеса.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Если статистика права, евреи составляют всего один процент человечества. Это наводит на мысль о неясном туманном клубке звездной пыли, затерянном в сиянии Млечного Пути. Еврей вряд ли может надлежащим образом обязать услышать его, но его слышали, он всегда был услышан. Он так же известен на этой планете, как и любой другой человек, и его коммерческое значение непомерно, исходя из небольшой его численности. Его вклады в мировой список великих имен в литературе, прикладной и фундаментальной науках, искусстве, музыке, финансах, медицине также далеко не пропорциональны по отношению к численности евреев.
Еврей чудесным образом сражался в этом мире во все времена и делал это с руками, связанными за спиной. Он мог гордиться самим собой и извиняться за это. Появились египтяне, вавилоняне и персы, которые наполнили эту планету шумом и блеском, потом исчезли, как видение, и пропали. За ними последовали греки и римляне, наделавшие много шума, но и они ушли. Возникли другие народы, которые некоторое время высоко несли свой факел, но он сгорел, и теперь они сидят в сумерках или напрочь исчезли.
Еврей повидал их всех, победил их всех, и теперь он тот, кем он был всегда, не демонстрируя ни упадка, ни старческой немощи, ни ослабления частей его организма, ни замедления его энергии, ни притупления его живого и пытливого ума. Все смертны, но не еврей; все невзгоды проходят, а он остается. В чем же секрет его бессмертия?

P.S. ОТ РЕДАКЦИИ
Некоторые высказывания классика американской литературы современным евреям с высоты особой чувствительности «послехолокостной» эпохи могут показаться антисемитскими. Но это не так. Да, они нелицеприятны. Однако честны и полны уважения к еврейскому народу. И поучительны. Некоторые исследователи считают, что это эссе Марка Твена сыграло немалую роль и при определении позиции колеблющихся, в конце концов примкнувших к сионизму. И если уж давать дефиницию позиции великого американца, то был он отнюдь не антисемитом, а скорее филосемитом.

Материал предоставлен редакцией еженедельника «Секрет»