Евреи на Руси

АЛЕКСАНДР НАЙМАН, специально для «Еврейского обозревателя» | Номер: Ноябрь 2013

Предсказание апостола Андрея о Киеве

Предсказание апостола Андрея о Киеве

Древнерусские летописи содержат легенду о том, что создание Киева было предсказано евреем, апостолом Андреем Первозванным, который посетил «горы Киевские» и сказал: «Видите горы сия яко на сих горах въсияеть благодать Божия; имать и городъ великъ быти, и церкви мьногы имать Богъ въздвигнути». Андрей, который в «Повести временных лет» назван братом Петра, поставил на киевских горах крест, который должен был символизировать господство новой веры в этом регионе. Согласно Евангелия, Андрей был сыном Ионы, родился в Галилее, был учеником Иоанна Крестителя, а затем привел своего брата Петра к Иисусу. На киевские холмы Андрей пришел около 40-го года н.е. Андрей был распят на кресте, а его память христиане чтут в последний день ноября. Именно Адрею были посвящены такие строки:


Наш древний предок –
набожный семит,
На Русь пришедший
с Ближнего Востока,
Его глаза
с такой поволокой
И в них огонь
Божественный горит.

Памятник апостолу Андрею стоит на Михайловской площади Киева неподалеку от Андреевской церкви. Некоторые ученые, в частности академик НАН Украины Е.Прицак, считают, что именно хазары основали Киев как пограничную крепость в первой половине VIIІ ст. Он также утверждает, что хорезмиец Кйуа, министр вооруженных сил Хазарии, который участвовал в строительстве киевской крепости, мог быть прототипом летописного князя Кия. А по мнению Вернадского, основание Киева хазарами состоялось около 840 года. В сборнике «Труды ІІІ Архелогического съезда» (К., 1878) содержится утверждение Юргева о том, что Киев был основан хазарами. По другим источникам, именно в этом году Киев был захвачен хазарами.
О давней истории иудейской общины Киева свидетельствует также сказание крымских евреев (крымчаков) о переселении в Крым киевских евреев в VIII ст. Эта легенда передавалась у крымчаков из рода в род и в известной мере подтверждается их древним рукописным молитвенником. Писатель Юрчев в «Записках общей истории» отстаивает версию основания Киева хазарами. Профессор Малишевский отмечает: «…как известно, хазары распространили свою власть на славян роских, Киев и земли, вокруг него во второй половине VIII ст… и больше ста лет владели Киевом… Во второй половине ІХ ст. власть хазар в Киеве сменилась на господство варяго-руских князей». У русского историка Карамзина можно прочитать, что один из киевских наместников кагана по его приказу отправил послов из Киева к французскому королю Людовику Благочестивому в середине ІХ ст.
В комментариях к летописи Джагфара Тирихи утверждается, что «(Бахши) Башню — официальное булгарское название г.Киева, был основан в 620 г. по приказу хана Курбата (Кубрата). Кроме того, булгары называли город «Кый» (отсюда славянское его название «Киев», а его цитадель — «Шамбат». В произведениях византийского императора Константина Багрянородного можно также встретить слово «Самбатас» как название Киева. Константин также свидетельствовал, что Хазария смогла пережить кризис 830-х годов, быстро возобновила свое могущество, укрепив ее системой крепостей, готовясь к отпору «угрозы из севера». Возможно, название «Шамбат» и «Самбатас» происходят от «Самбатион» — к названию легендарной реки, к которой, как писали средневековые иудейски авторы, должны были прийти исчезнувшие колена Израиля.

Князья Владимир Всеволодовичем и Святослав Изяславович.  Миниатюра из Радзивиловской летописи

Князья Владимир Всеволодовичем и Святослав Изяславович.
Миниатюра из Радзивиловской летописи

Е.Прицак полагает, что в основе названия «Шамбат» лежит слово «шаббат», что на иврите значит «суббота». Известно, что это название связано с организацией субботних ярмарок, которые были основаны теми, кто стремился избежать конкуренции с иудейскими торговцами. Соответствующее название, возможно, получила и крепость, которая должна была охранять купцов, которые приезжали на эти ярмарки. Еще одно еврейское название Киева «Циов» («Цион») отмечено в трудах профессоров Хвольсона и Закревского.
Летопись Джагфара повествует о взятии хазарами Киева в 858 г. Когда военачальник отряда галиджийцив и хазар Ас-Халиб подошел к Киеву, вожак городских ополченцев Джир-асу закрыл трое ворот и приготовился оказывать сопротивление. Но посланец хазарского бека Ильяса пришел к городу и объявил, что если город войдет в состав каганата, то получит статус столицы отдельного от Кара-Булгара княжества Русь. Тогда «Значительная часть жителей столицы была этим смущена и обратилась к Джир-асу с требованием немедленно сдать город хазарам… Обе стороны договорились о том, что Джир получает титул русского бека и правит под наблюдением хазарского наместника Ас-Халиба, а город выплачивает Хазарии дань и помогает войсками. Ас-Халиб со своим отрядом въехал в город и занял свое место. У одних ворот, получивших название Яхудских, учредили хазарскую таможню, а часть города была отдана под хазарский квартал».
В определенной мере подтверждение гипотезы об основании Киева хазарами свидетельствует, найденное в генизе каирской синагоги письмо, которое оказалось самым давним письменным документом киевлян. Письмо было написано на пергаменте евреями города в первой половине Х ст. В нем евреи города извещали единоверцев других стран, что Яаков бар Ханука «стал жертвой злодейства: его брат одолжил деньги в нееврея, а Яаков поручился за него. И вот брат поехал в дорогу, но пришли разбойники и убили его, забрали деньги. Тогда пришли кредиторы и взяли Яакова, на шею его повесили железные кандалы, сковали ноги его. И там (у них) пробыл он он целый год. А затем мы взяли его на поруки и заплатили 60 монет, а еще осталось долгу 40 монет…» Копия этого документа представлена в экспозиции «История и культура евреев» в Национальном музее истории Украины.
С этим письмом Яаков поехал по еврейским общинам мира, чтобы собрать деньги для выплаты долга. Возможно, он таким образом дошел до Каира, но неизвестно или удалось ему выполнить свою миссию. В углу письма стоит «резолюция», которую, очевидно, поставил хазарский чиновник. Он написал тюркскими рунами одно слово «Хокурум», которое значит, — «Я прочитал». Вероятно, этот чиновник знал иврит. Среди имен людей, которые подписали письмо, еврейские (председатель общины Авраам и другие) и хазарские (Кьябар, Саварта, Манас, Манар, Кафин), что свидетельствует о взаимодействии еврейской общины Киева с представителями хазарских властей.
Есть гипотеза, что в Киеве до его завоевания Русью правили хазары. Некоторые письменные источники прямо называют этот город хазарским, сообщая, что киевляне платили дань их «(Кию, Щеку и Хориву) роду, хазарам». Последние жили в урочище Козари, которое упоминается в Ипатьевской летописи за 945 год. Урочище располагалось в районе впадения реки Почайны в Днепр. Среди кварталов тогдашнего Киева один имел название «Козари», а другой «Жидове». Около последнего квартала находились Жидовские врата (в районе нынешней Львовской площади). Эти врата были частью городской стены, строительство которой завершено 1037 году. Врата вспоминаются в Ипатьевской летописи за 1146 и 1151 годы. М.Грушевский пишет, что «жидовский участок — «Жидове» был на горе за Жидовскими вратами… Название давнего киевского района «Копырев конец» (около Львовской площади), возможно, происходит от народа кабиров (кабарив), которые входили в состав каганата.