Есть ли ксенофобия в Украине?

Александр Муратов,заслуженный деятель искусств Украины Специально для «Еврейского обозревателя» | Номер: Май 2012

Есть такой анекдот: умирая, старый армянин говорит своим детям: «Берегите евреев!» «Зачем, папа?!» «Когда покончат с евреями, примутся за нас…»

К сожалению, это похоже на правду, и фашиствующие негодяи у нас, увы, есть. В каждом народе существует немалая прослойка, которая все свои беды и неудачи списывает на «инородцев». Инородцами могут быть кто угодно: в России и Украине это евреи, когда-то в Турции — армяне, в Крыму — татары, в Москве — кавказцы и таджики.
Слава Богу, у нас это пока не очень распространено. Хотя доморощенные скинхеды уже есть: то калечат студента еврейской ешивы, то убивают чернокожего парня.

Как-то я с какого-то митинга спускался по улице, ведущей к майдану Незалежности. Шел с тремя парнями из одной из националистических организаций. Вопреки бытующему мнению, настоящие украинские националисты достаточно толерантны по отношению к народам, живущим в Украине. Вдруг мы увидели, как трое чернорубашечников прижали к стене африканца. Бить не били, не хочу врать, но всячески оскорбляли и унижали его. У того в глазах стояли слезы, но некуда было деться. А прохожие шли мимо и делали вид, что ничего не видят. Мы подошли, чтобы отогнать подонков. Но они были весьма агрессивны. Пришлось моим ребятам их изрядно помять, и те разбежались. Но одного мы не отпустили. Мы его заставили извиниться перед африканцем. Это его невероятно потрясло. Мы ушли, а он так и остался стоять в испуге.

А когда мы через неделю шли этой же улицей, нас подстерег с десяток доморощенных скинхедов. Правда, они не рассчитали свои силы, им даже не помогли палки и нунчаки. Отобрав у них эти штуки, мы ими же их и отлупили. А для интереса поговорили с одним из них. Выяснилось, что это нигде не работающий и нигде не учащийся парень из села. Его семья переехала в Киев и жила в общежитии, работая на какой-то стройке. Он нам объяснил свою ненависть к чернокожим тем, что якобы они забирают места в вузах у украинских парней. Я спросил: «А что ты успел закончить?» Выяснилось, что только девять классов. «А как же ты с девятиклассным образованием хочешь претендовать на место в вузе?» В ответ — молчание. То есть свою умственную ущербность и леность он компенсировал насилием над человеком, который его физически слабее. И такое наблюдается постоянно. Непонимание того, что причина их бед заключается не в учебе в киевских вузах чернокожих и не в мифическом засилье евреев, а в их собственной отсталости, толкает таких парней на ксенофобские дела.

Я не великий сторонник капитализма в том виде, в котором он существует в Украине. Я не люблю олигархов, так как, хоть убейте, не могу понять их патологическое стремление к наживе. Но мне абсолютно наплевать на их национальность. Пусть он будет хоть украинец, хоть русский, хоть еврей или армянин. Главное, что он, как правило, хищный расхититель народного добра и тупой накопитель ценностей и денег.
И тут же я с печальной ностальгией вспоминаю богатых меценатов дореволюционных времен: Терещенко, Гинзбурга, Алчевских, Марголиных. Это были культурнейшие люди, оставившие после себя великолепные коллекции произведений искусства, прекрасные храмы и, главное, добрую память о себе. Я снимал фильм об Арнольде Марголине и когда собирал документальные материалы о нем и его семье, на глаза наворачивались слезы — столько эти люди сделали для Украины. Ведь одно дело — собирать то, что было растаскано и уничтожено, и совсем другое — тупо копить дензнаки и ценности для своих таких же тупых наследников, которые все равно все накопленное пустят по ветру, ибо лично не заработанное протекает между пальцами как вода.

А что касается ксенофобии, то каждый раз, когда я с ней сталкиваюсь, меня это доводит до бешенства, какого бы народа это ни касалось.
Ничем невозможно оправдать зверства нацистов на оккупированных территориях. Но в то же время ничем нельзя оправдать и отвратительное отношение советских властей к не запятнавшим себя предательством советским немцам. То же самое можно сказать и о крымских татарах.

Не спорю, кто-то из них действительно сотрудничал с оккупантами. Но ведь и многие из них сражались с фашистами. А как тогда быть с Русской освободительной армией генерала Власова, которая насчитывала больше двух миллионов человек? Давайте тогда ненавидеть и русских. У нас многие клеймят как предателей бойцов отрядов УПА, которые, во-первых, с конца 1942 года открыто воевали с вермахтом, а во-вторых, никак не могли быть «изменниками родины», так как никогда не были гражданами СССР. К тому же стоит ли все валить в одну кучу? Одно дело — УПА и бандеровская ОУН и совсем другое — СС «Галичина» и ОУН под руководством Мельника, которые действительно сотрудничали с оккупантами.

Вроде бы уже нет СССР и никто, кроме реликтовых коммунистов, не проповедует социалистические идеалы и не ставит под сомнение независимость Украины, и в то же время многие наши сограждане продолжают клеймить бандеровцев за их борьбу за эту самую независимость и почему-то за антисоциалистические взгляды. Между тем, в постановлении III большого собрания ОУН (1942 год) говорится: «Мы за полное освобождение украинского народа из-под московско-большевистского и немецкого ярма, за построение Украинской самостоятельной соборной державы (УССД) без помещиков, капиталистов, без большевистских комиссаров, энкаведистов и партийных паразитов… Мы за уничтожение большевистских колхозов и немецких общественных хозяйств, за землю крестьянам без выкупа, за свободное хозяйствование и свободное пользование продуктами труда… за то, чтобы крупная промышленность была национально-государственной, а мелкая — кооперативно-общественной, за участие работника в руководстве заводами, за профессиональный, а не комиссарско-партийный принцип руководства». Разве эти постулаты не являются нашими теперешними идеалами?

Александр Муратов

Александр Муратов

И если мне скажут: «Это все прекрасно выглядит на бумаге», я отвечу: «Может быть в известной мере и так. Но разве большевики, обещавшие в социальной сфере то же самое, потом не отступили от своих обещаний?» Причем не в теории, а на практике.

Я уже не говорю о том, что с момента окончания II мировой войны прошло почти 70 лет, и евреи уже немцам фактически простили Холокост. И правильно — сейчас в Германии живут уже совсем не те немцы. Но ведь в Украине тоже теперь не те украинцы. Скажите, пожалуйста, почему я должен извиняться перед евреями за гнусные действия каких-то давних полицаев-подонков?

Я тоже возмущаюсь, когда смотрю по телевизору марш латвийских ветеранов СС. (Кстати, во время гражданской войны на Украине свирепствовали так называемые красные латышские стрелки). Но у меня, как и у всех прочих, не вызывает ненависти весь латышский народ. Просто в каждом народе есть мерзавцы.

А у нас в Украине в национальной сфере царит полный бред. Хотя бы с той же языковой проблемой. Неужели непонятно, что в стране, где живет много этносов, для единства политической нации необходимо какое-то объединяющее начало. И этим началом может быть только украинский язык. Ведь ни о каком идеологическом единстве пока что не может идти и речи. К тому же, кто запрещает русский язык, пожалуй, самый распространенный в Украине? Говорить о двуязычии — явное лицемерие. Ведь все без исключения украинцы прекрасно знают русский язык. Но вот русские почему-то не хотят знать украинский. Так какое же это двуязычие? Что, трудно выучить чрезвычайно близкий славянский язык, если люди при надобности выучивают даже китайский?

Уверен, если мы не начнем всячески искать то, что нас, живущих в этой стране, объединяет, а не разъединяет, ничего хорошего не будет. Как там в когда-то знаменитом мультфильме о коте Леопольде? «Ребята, давайте жить дружно!»
Теперь об иммиграционной политике Украины. Ее, как и все в нашей стране, губит ужасающая коррупция. Ведь подавляющее число нелегальных иммигрантов попадает к нам и прячется внутри страны главным образом за взятки. Казалось бы, неужели нельзя прекратить въезд людей, потенциально могущих остаться здесь без всякой пользы для Украины? Ведь мало кто из иммигрантов собирается работать на земле или в промышленности. Да и какая у нас сейчас промышленность? Все приезжие занимаются мелкой розничной торговлей. И в подавляющем большинстве случаев это не политические беженцы, а просто трудовые иммигранты. Наша страна подписала соглашение с Евросоюзом о недопуске в него с территории Украины иммигрантов из азиатских и африканских стран. Но почему тогда не подписать такое же соглашение с Россией, касающееся наших северо-восточных границ? Не пускать в Украину и все!

Однако это чревато последствиями. Если не позволять приезжать к нам трудовым иммигрантам, то могут запретить украинцам работать в странах Западной Европы. Что будет, если наших трудовых эмигрантов выкинут оттуда? Боюсь, в стране настанут плохие времена. Ведь заработки наших гастарбайтеров — серьезнейшая часть валютных поступлений. Могу себе представить, что тогда начнется в Украине. Неизбежно вспыхнут кровавые бунты оставшихся без средств к существованию людей.
Но кто его знает: возможно хотя бы это подтолкнет нашу власть к полноценному решению экономических проблем. А может быть они ждут, когда жареный петух клюнет их в одно место?

Нас губит (в том числе и в решении национальных вопросов) отсутствие конструктивно и рационально мыслящих людей в высших эшелонах власти. Туда, увы, обычно попадают далеко не самые разумные, а самые преданные какому-то лидеру или партийной доктрине люди. Это в равной степени касается и нынешней, и прошлой власти. Я вспоминаю, кто руководил нашей культурой при всех президентах и не понимаю, как при таком руководстве она могла выжить. Разве что только Иван Дзюба был достоин этого министерского поста. Но его убрали с должности даже не по политическим причинам, а как не соответствующего бюрократическим стандартам.

И так было во всех областях нашей жизни. И в национальном вопросе тоже.
Вот взяли и уничтожили Государственный комитет по делам национальностей и религий, а его функции передали нескольким министерствам. Культурные вопросы, а они чуть ли не главные, разумеется, перешли к Министерству культуры. Там создана соответствующая структура. Но выполняет ли она свои функции?

Нет, нет и еще раз нет! Например, совсем не снимаются фильмы против ксенофобии, не создаются картины, рассказывающие о жизни народов, населяющих Украину. Все это отдано на откуп Экспертной комиссии Государственного агентства по вопросам кино, которое в своих решениях руководствуется чем угодно, только не интересами украинской державы. В производство запускается любая второстепенная ерунда, но только не фильмы, работающие на укрепление единства народов нашей страны.

Не хочу углубляться в причины такого безобразия, но, думаю, если не будет существовать в кино и на телевидении активная государственная пропаганда национальной терпимости и толерантности, то никакие гневные филиппики с разнообразных трибун ничем не помогут, и страна все больше и больше будет скатываться к расизму и нацизму.
Не хочется пессимистически заканчивать статью. Поэтому вспомнил о присланной мне с Донеччины фотографии панно с мемориала Василя Стуса. На панно — лица семидесяти четырех выдающихся украинцев. Среди них Иван Мазепа, Михаил Грушевский, Симон Петлюра, Нестор Махно, Степан Бандера, а также Алексей Стаханов, Иосиф Кобзон, Ефим Звягильский, Сергей Бубка и другие.
Это и есть ­— единение всего народа. Что мешает воплотить его в жизнь?
Мне кажется, над этим стоит подумать.