Ту-Бишват – еще один Новый Год | Еврейский Обозреватель

Ту-Бишват – еще один Новый Год

| Номер: Февраль 2015

T_1Ту-Бишват, 15-е число еврейского месяца Шват (в 2015 году выпал на 4 февраля) отмечается как «новый год деревьев».
Ровно середина месяца, полнолуние, день к этому времени года удлиняется почти на два часа. Это пора, когда самые раннецветущие деревья в Земле Израиля пробуждаются от зимнего сна и начинают новый цикл плодоношения.
Формально новый год деревьев имеет отношение к различным видам десятин, которые должны были отделяться от урожая, выросшего в Святой Земле. Эти десятины были различны в разные годы семилетнего цикла Шмиты. Точкой отсчета, начиная с которой завязавшиеся плоды считались относящимися к урожаю следующего года, и был день Ту-Бишват.
Праздник этот отмечается с незапамятных времен. Хотя предписаний о нем в письменной Торе нет, он упоминается в Мишне. В этот день принято есть фрукты, в особенности виноград, фиги, гранаты, оливки и финики — то есть те плоды, которыми Тора прославляет Израиль – «страну пшеницы и ячменя, и виноградных лоз, и смоковниц, и гранатовых деревьев, масличных деревьев и финикового меда».

Около четырех столетий тому назад сложилась традиция каббалистов Цфата встречать новый год деревьев праздничным седером, подобным пасхальному: выпивать традиционные четыре бокала вина, в разных пропорциях смешивая красное и белое вино, в определенном порядке съедать фрукты, которыми славится Израиль, читать стихи Торы, где упоминаются эти растения, фрагменты Талмуда, и, конечно, книги Зогар.
Как сказали наши Мудрецы, человек называется «миром в миниатюре», и все, что есть в мире, существует также и в микромире – в человеке. В частности, это проявляется в том, что человек включает в себя четыре аспекта, соответствующие четырем «царствам» (минералы, растения, животные и люди), которые находят проявление также в его духовной жизни как уровни постепенного возвышения.
Начальная ступень – это уровень царства минералов. Ее идея – пассивное восприятие при отсутствии индивидуальной прогрессивной динамики, что в принципе соответствует периоду младенчества и раннего детства в жизни человека.
От «минерала» человек поднимается до «растения». На уровне этого царства из одного злакового зернышка вырастает целый колос, несущий множество зерен, и из одного семени вырастает дерево, приносящее множество плодов. У человека это проявляется в том, что воспринимаемое им и изучаемый им материал подвергается обдумыванию и обработке, приобретая многомерность осознания, и, насколько только возможно, используется им для собственного развития.
С этого уровня, по прошествии времени, и приложив существенные духовные и физические усилия, можно подняться до уровня «царства животных». Для человека это будет проявляться в способности преодолевать собственное естество, если оно несет нежелательные свойства, а также воздействовать на собственное окружение, и, помимо этого, в способности менять место пребывания и не быть привязанным к своему окружению.
Но и это еще не высшая ступень, и нужно все равно стремиться достичь уровня еще более высокого, а именно – «царства людей». Людям, помимо имеющего отношение к актуальным вещам чисто практического мышления, присущего и животным, многие из которых (лиса, например) известны своей хитростью и практической сноровкой, присуща также способность мыслить отвлеченно. И это должно проявляться даже в духовной жизни человека: в том, чтобы он не удовлетворялся изучением лишь предметов, необходимых для того, чтобы знать, что делать, а что не делать. Но чтоб он занимался также познанием Творца (как сказано: «Знай Б-га отца твоего»), относящимся к области «внутренней Торы», которая в нашем поколении раскрывается и разъясняется в учении хасидизма.
Как понятно из вышесказанного, началом человеческих деяний является возвышение от уровня «минерала», ограничивающегося лишь восприятием, к разряду «растения». В календарном цикле это начало соответствует дню Ту-Бишват, Новому Году деревьев (как сказано в Торе: «Человек – древо полевое»), от которого мы переходим к Новому Году животных, и затем – к Новому Году человечества (Рош-Ашана), сущность которого заключается в провозглашении Всевышнего владыкой мироздания.
***
Весело, с хорошим настроением отпраздновали 4 февраля Ту-Бишват киевские евреи, пришедшие в культурно-просветительский центр имени Ларисы Роднянской на вечер, организованный Еврейской конфедерацией Украины.
Гости узнали об истоках и традициях Ту-Бишвата. Было много веселья и интересного общения. И, конечно же, много разных вкусностей, которыми следует угощаться в этот праздник.
А изюминкой вечера стал просмотр знаменитого мультфильма «Бобэ майсы» режиссера Елены Касавиной.