РАДУЙСЯ В ПРАЗДНИКИ ТВОИ! ПУРИМ | Еврейский Обозреватель

РАДУЙСЯ В ПРАЗДНИКИ ТВОИ! ПУРИМ

| Номер: Март 2016

Purim_2Сказано в Торе: «Радуйся в праздники твои!» – то есть в любой праздник положено радоваться и веселиться. Однако в Пурим нам предписывается совсем уж безудержное веселье, вплоть до такого умопомрачения, что «должен человек напиться» до такого состояния, чтобы не отличать «благословен Мордехай» от «проклят Аман». Притом что, казалось бы, Пурим несколько уступает по уровню святости другим праздникам, в том смысле, что он не упоминается в Торе, а установлен Мудрецами, и в этот день не запрещено совершение различного вида работ – в отличие от других праздников, когда существуют определенные ограничения, подобные субботним запретам. А многими Пурим вообще воспринимается как второстепенный праздник.
Однако, написано в Талмуде, в Пурим евреи приняли на себя окончательно и бесповоротно то, что они некогда начали исполнять. Речь здесь идёт о Торе. Дарованная Свыше во время Синайского откровения Тора окончательно была принята ими именно в Пурим. Не у горы Синай, а именно в Пурим!

Добровольно и с песнями
Дело тут в том, что у горы Синай евреи приняли Тору, так сказать, добровольно-принудительным образом. Как описывается в Мидраше и в книге Зогар, Всевышний сделал так, что гора Синай оторвалась от своего подножья и нависла над ними. То есть выбор, который стоял перед евреями, был довольно нехитрым: либо принять Тору, либо сами понимаете, что… И евреи сделали свой «добровольный» выбор!
Однако, по сути это нависание горы вовсе не означало вынуждения под страхом смерти. Физическое воплощение этого действа проистекало от духовной идеи свершавшегося, которая заключалась вот в чём: евреям Свыше было дано раскрытие абсолютной любви Творца, которое буквально облекло всё их существо. В Каббале понятие горы ассоциируется с любовью. Не даром Авраам называется горой, потому что вся его сущность заключалась в безграничной любви. Это беспредельное раскрытие любви Свыше привело их в состояние битуль – полного забвения своего эго, отречения от своего «я» – и вынудило принять Тору, то есть буквально лишило их свободы выбора.
Таким образом, состояние битуль в тот момент было достигнуто еврейским народом благодаря воздействию Свыше. В противоположность этому, что произошло во время Вавилонского изгнания? Во время страшного декрета Амана, когда всему еврейскому народу грозило уничтожение, евреи добровольно приняли на себя Тору. Причем не просто добровольно, а буквально с самопожертвованием. Ведь указ касался лишь тех, кто назывался «иегуди». Корень этого слова обозначает благодарность и признание – признание Творца и Его власти. Стоило лишь отречься – и можно было избежать уничтожения! Так вот, евреи, не только не понуждаемые насильно к принятию Торы, но и всеми внешними обстоятельствами гонимые к противоположному, добровольно вернулись к Торе. Поэтому и говорится, что в Пурим евреи окончательно приняли на себя то, что они когда-то начали исполнять.
И это не было инициировано Откровением Свыше, как во время Дарования Торы, а явилось актом самопожертвования во имя Творца.
В Талмуде есть высказывание о том, что человек совершает грех исключительно потому, что в него вселяется дух глупости. В объяснение этому в книге Тания приводятся слова царя Соломона, который, будучи мудрейшим из людей, изрекает следующее: «Увидел я, что есть преимущество мудрости над глупостью, подобное преимуществу света над тьмой».
Внесистемная администрация
Теперь мы можем понять, почему веселье праздника Пурим настолько превосходит радость всех прочих праздников. По поводу веселья этих дней в Торе сказано: «Радуйтесь, праведные, во Всевышнем». Здесь используется четырехбуквенное имя Творца, известное как Тетраграмматон. Таким образом, радость праздников, устанавливаемых Торой, сопоставляется с этим именем. Тетраграмматон обозначает всю структуру мироздания. Каждая его буква соответствует одному из миров: Ацилут (мир Эманации, мир Б-жественных атрибутов), Брия (мир Сотворения), Йецира (мир Формирования) и Асия (мир созидания, нижней частью которого является наш материальный мир). И духовная сущность этих праздничных дней всецело находится внутри системы сотворённых миров. Назначение этих праздников, как и любой другой заповеди Торы, заключается в привлечении Б-жественного света в сотворенные миры, представляющие собой систему каналов трансформации этой энергии, поддерживающую творение в существовании. Радость же, являющаяся частью исполнения этих заповедей, как бы усиливает интенсивность привлекаемого в мироздание света.
Purim_4Духовный же уровень праздника Пурим, идея которого заключается в самопожертвовании, которое выше разума, превосходит даже самый высокий уровень структуры сотворённых миров – сфиру Хохма мира Ацилут, которая соответствует понятию Высший Разум, мудрость Всевышнего. Пурим превосходит всю систему четырех миров, и поэтому сказано, что этот праздник даже выше, чем великое имя Всевышнего. Именно по этой причине Свиток Эстер – это единственная из книг Священного Писания, в которой ни разу не упоминается имя Творца. Теперь понятно, что это не говорит о ее второстепенности, наоборот – в этом проявляется совершенно особое преимущество, наивысший уровень праздника Пурим.
Поэтому и веселье его превосходит радость всех остальных праздников, вплоть до того что нужно напиться. Дабы соотнестись с уровнем, превосходящим ступень Высшего Разума, с уровнем, где раскрывается Бесконечный свет, который выше миров, по отношению к которому абсолютно все едино, нет никакой разницы между духовным и материальным, добром и злом, благословением Мордехая и проклятием Амана – настолько высок уровень этого дня.

Границы Безграничности
Можно сравнить Пурим с другими праздниками. Каждый из них ознаменован теми или иными чудесами, произошедшими некогда с нашими предками. Например, Песах, праздник Исхода, который сопровождался такими чудесами, что просто волосы дыбом встают: десять казней, рассечение моря и т.д. Шавуот – Дарование Торы. Ну тут и говорить нечего: это все сопровождалось такими спецэффектами, что любое чудо блекнет. В праздник Суккот мы вспоминаем слой Облаков Славы, который окружал еврейский стан во время их скитаний по пустыне, охраняя от врагов, диких зверей, скорпионов и т.д., – даже горы на пути сглаживал, если нужно было. То есть каждый раз происходили те или иные чудеса, назначение которых – явным образом раскрыть в мироздании идею о том, что у этого мира есть Хозяин; у того, что мы называем естественным порядком вещей, законами природы и т.п., есть Законодатель. Он установил эти законы, и, когда Ему понадобится, они будут отставлены в сторону, а в мире будет происходит то, что Ему угодно.
В этих чудесах раскрывается Бесконечный Б-жественный свет, но свет такого уровня, к которому применим некий аспект ограниченности: для того, чтобы это раскрылось в мироздании, необходимо нарушить физические законы. Во время же пуримского чуда ни одна из естественных закономерностей не была нарушена. Это чудо облеклось в физические рамки бытия – именно потому, что оно исходило из того уровня, для которого нет никакой разницы между физическим и духовным, сотворенным и Б-жественным, добром и злом и т.д. Именно поэтому когда придет Машиах, все великие праздники будут упразднены, а Пурим останется с нами, потому что в это время сама сущность Творца явным образом раскроется в материальном мире – без разрушения целостности рамок физического бытия.
Основано на трактате «Хайав Адам» из книги «Ликутей Тора»

Автор: Рав Эли Коган