«СТАЛО ДОВОЛЬНО СТРАШНО», – говорит еврейская молодежь Европы

| Номер: Март 2015

Ev_4Минувший год был, среди прочего, отмечен и всплеском антисемитизма, в основном, в странах Европы. Так, во Франции зафиксировано 1000 антисемитских инцидентов, что вдвое превышает показатели 2013 года, в Великобритании количество проявлений антисемитизма стало рекордным за последние 30 лет, в Германии число антисемитских актов выросло на 50%, а в Бельгии – на 30%.
Эксперты подчеркивают, что чаще всего евреи подвергаются нападениям со стороны исламистов, особенно в странах с большими мусульманскими общинами. Это не новая тенденция, просто ее более невозможно заметать под ковер. Если в 1990-е годы 32% преступлений против евреев во Франции было совершено мусульманами и 68% ультраправыми, то в 2002 году на счету мусульман был 81% нападений на евреев и лишь 9% преступлений взяли на себя правые радикалы. Еще в 2011 году Центр Симона Визенталя предостерегал евреев от путешествий на юг Швеции, поскольку на насчитывающую 800 человек еврейскую общину Мальме пришлось… 400 антисемитских инцидентов. Стоит напомнить, что почти треть населения Мальме составляют мусульмане. Уже в прошлом году в северном пригороде Парижа Сарсель с криками «Смерть евреям!» несколько сот арабов атаковали синагогу. Бойня в еврейской школе в Тулузе и расстрел заложников в кошерном супермаркете в Париже, теракт в Еврейском музее Брюсселя и синагоге Копенгагена стали символом вызова, брошенного евреям Европы в последние годы.
Предлагаем вашему вниманию мини-интервью с нашими молодыми соплеменниками из стран ЕС.


Для молодых евреев эта вспышка агрессивного антисемитизма стала шоком и тревожным напоминанием о Холокосте.
Мы приводим высказывания шестерых молодых евреев из разных стран Европы, включая датчанку, лично знавшую Дана Узана, убитого при нападении на синагогу в Копенгагене.

Антисемитские акции в Европе

Антисемитские акции в Европе

Яэль, 24 года, Дания
Я испытываю противоречивые чувства. С одной стороны я ощущаю себя в безопасности, но с другой – нет. Я знала, что рано или поздно нечто подобное должно произойти, так что для меня это не стало неожиданностью. Мы несколько раз просили власти, чтобы они усилили охрану.
Я обычно говорила «привет» Дану, когда видела его в синагоге. Один из моих лучших друзей, хоронивший Дана, тоже часто дежурит у синагоги, и вполне мог оказаться на его месте.
Я пошла в синагогу, когда там поминали Дана, но при этом мне было страшно. У меня есть американский бойфренд, и я думаю, что хотела бы эмигрировать. Мне кажется, я не буду чувствовать себя здесь в достаточной безопасности, чтобы растить детей.
Конечно, мне очень важно было увидеть соотечественников, которые пришли поддержать нас, но меня страшит весь этот расизм.
Если припомнить историю еврейского народа, то становится ясно, что сейчас быть евреем в Европе небезопасно. Вы видите, как это медленно надвигается. Точно так же было накануне Второй мировой войны: антисемитизм все растет и растет, и я вижу, что он снова приближается. Я не хочу погибнуть в Освенциме.

Николя, 25 лет, Франция
Быть французским евреем сегодня нелегко. Нас постоянно спрашивают, есть ли здесь у евреев будущее. Я думаю, что да, есть.
Я не живу в страхе, но когда я иду в кошерный супермаркет, я не могу избавиться от мысли, что это место – возможный объект нападения.
Антисемитизм растет с каждым годом, и сами французы все больше и больше осознают, что он вырос. Наш президент поддержал нас и заявил, что Франция не будет Францией без евреев. Я с этим абсолютно согласен.
Кто-то из евреев хочет уехать в Израиль, и я их понимаю. Но я не поеду в Израиль только из чувства страха. Я думаю, если кому-то и нужно покинуть Францию, так это не евреям, а тем, кто насаждает ненависть.

Антисемитские акции в Европе

Антисемитские акции в Европе

Виктор, 21 год, Венгрия
Быть евреем в Восточной Европе – это отдельная история. Я всегда должен производить хорошее впечатление, потому что я – единственный еврей среди многих моих знакомых.
Когда я выхожу на улицу, то не могу надеть свою кипу или майку со Звездой Давида, потому что, когда я ношу их, то не ощущаю себя членом венгерского общества.
Я верю в перемены и в то, что еще на моем веку мы сможем изменить образ мышления людей. Я не хочу испытывать страх от того, что я – венгерский еврей. Я не хочу уехать отсюда и жить в Израиле, я хочу остаться и жить здесь.
Однако вторая по величине политическая партия страны Йоббик – антисемитская, и это очень серьезная проблема. Сходная ситуация была перед Второй мировой войной. И нам надо что-то с этим делать, потому что мне не хочется верить, что все может повториться.

Лора, 20 лет, Великобритания
Я не думаю, что жизнь молодых евреев в Лондоне заметно изменилась после всех этих нападений. Я всегда ощущала себя в безопасности и частью процветающей интеллектуальной общины.
Конечно, новость о нападениях шокировала нас, мы были расстроены и напуганы, но при этом ничего не изменилось. Я и мои друзья размышляли о том, каково это, когда на тебя нападают, но эти нападения единичны. И пока мы не убедимся в том, что такое может случиться и здесь, рано сеять панику.
Мой отец с семьей в 1970-е годы уехал из Ирака в поисках спасения от ужасных преследований, и здесь они нашли это спасение. Нападения вызвали ужас и панику, но мы по-прежнему чувствуем себя в безопасности в Великобритании.

Итай, 21 год, Голландия
Сегодня быть голландским евреем довольно страшно. Моя племянница с племянником ходят в ту же еврейскую начальную школу, куда ходил и я, только теперь ее охраняют солдаты с оружием.
Каждый раз, когда я встречаюсь со своими еврейскими друзьями, разговор заходит об угрозах и безопасности. Несколько лет назад такого не было.
Я не хочу сказать, что нужно постоянно чего-то опасаться, потому что когда люди перестают жить нормальной жизнью, террористы от этого только выигрывают.
Но я не вижу, как можно остановить такие нападения, я не могу с уверенностью сказать, что сделай мы то или это, через 10 лет все будет нормально. Так что я боюсь, что мои дети тоже будут жить в страхе.
И все же я считаю, что как еврею мне здесь безопасно. И я не думаю, что имеет смысл уезжать из Европы в Израиль. Я чувствую себя намного больше голландцем и европейцем, чем израильтянином. Мой дом – здесь.

Антисемитские акции в Европе

Антисемитские акции в Европе

Бенджамин, 21 год, Германия
Жизнь для немецких евреев не поменялась, однако быть евреем в Германии уже значит, что моя повседневная жизнь отличается от жизни других.
Да, эти нападения были страшными. Но я ходил в еврейскую школу и в синагогу, и перед ними давно уже дежурила полиция.
Я чувствую себя полноправным членом немецкого общества. Большинство моих друзей не евреи. И все же носить кипу на улице по-прежнему невозможно. Мне нужно подумать дважды, прежде чем сказать кому-то, что я еврей. Я знаю, что иногда лучше об этом умолчать.
Я сталкиваюсь с антисемитизмом, слышу оскорбления типа «этот грязный еврей». Однажды я вместе со школой исполнял песню в память о жертвах Холокоста. Тогда ученики другой школы стали бросать в нас мелочью, а потом напали на нас.
Такое было всего несколько раз, и люди часто вступались за нас. Правительство также помогает тем, что открыто говорит об этом.
Но есть и новый тип антисемитизма, в основном обусловленный отношением людей к Израилю, хотя большинство евреев – не обязательно израильтяне. Многое из этого исходит от иммигрантов-мусульман. Я считаю, что мы с ними можем сосуществовать, но этому мешает радикализм. И все же если здесь произойдет такое нападение, этого будет недостаточно, чтобы я захотел уехать. Здесь я чувствую себя дома.

На снимках: