Путин боится восстания.

Эллиот Резник | Номер: Апрель 2015

Интервью с Главным Раввином Украины Яковом Дов Блайхом

Раввин Яков Дов Блайх

Раввин Яков Дов Блайх


Прошел год с тех пор, как Россия аннексировала Крым, а Владимир Путин все никак не обращает внимание на реакцию Запада. Несмотря на санкции и осуждение со стороны ЕС и США, Путин продолжает вооружать пророссийских сепаратистов на востоке Украины и некоторые аналитики полагают, что в ближайшее время он даже может завезти ядерное оружие в Крым.
Когда в Украине воцариться спокойствие и каковы будут ее границы после этого, — никто не знает. В то же время, население Украины и 300 000 евреев, которые в ней проживают, пытаются как можно терпимее относиться к происходящему.
Для того, чтобы узнать мнение изнутри, Jewish Press беседовала с хорошо осведомленным человеком, Главным Раввином Украины, Яковом Дов Блайхом. Хасид из общины Карлин-Столин, Рав Блайх живет в Киеве с женой и восемью детьми.

Как живут евреи в Украине сегодня? Чувствуют ли они себя в безопасности? Испытывают ли они беспокойство?

Раввин Блайх: Евреи беспокоятся не больше, чем остальные. Ситуация сегодня такова, что на востоке Украины находятся российские террористы и террористы, которых поддерживает Россия. Они воюют и убивают без разбора. Они пытаются показать, что представляют сепаратистское движение, но, при этом, они вооружены до зубов Россией.

А какое же отношение ко всему этому имеем мы, евреи? Евреи являются лишь частью этой войны, поскольку они граждане Украины. В самом начале россияне прилагали массу усилий, пытаясь обманным путем продемонстрировать, что это еврейский вопрос. Они говорили: «Мы идем в Украину, потому что мы должны помочь евреям, которые находятся в опасности из-за угроз украинских фашистов». Но нам удалось остановить пропагандистскую машину, и что особенно важно, это то, что евреи не остались в «дураках», и их не сделали виновными в этой войне.

Сколько евреев проживает в Восточной Украине, где сейчас сосредоточены основные военные действия?

По нашим данным год назад до вторжения России там проживали примерно 20 000 евреев. Сейчас, вероятнее всего, 6,000 — 10,000 человек. Многие из них пожилые люди, многие — немощны, есть также и молодые люди, которые не хотят начинать свою жизнь заново. Приблизительно 2000 евреев уехали, сделав «алию», а остальные находятся либо где-то в Украине, или в России. Мы называем их ВПЛ — «внутренне перемещенными лицами».

В прошлом году в своем интервью Вы сказали, что в Украине евреи чувствуют себя безопаснее, чем евреи, которые проживают во Франции. Это действительно так?

Тысяча процентов. В Украине евреи не боятся выглядеть так, как принято у евреев. Мы ходим по улицам в ермолках и никто на нас не нападает. Здесь, Слава Б-гу, нет исламистских фундаменталистов.

В прошедшем месяце в Минске в Беларуси Украина, Россия и пророссийские сепаратисты подписали соглашение о прекращении огня. Как вы думаете, будут придерживаться этого соглашения?

Это сложный вопрос, потому что даже сейчас его не полностью выполняют. Террористы продолжают стрелять, и мы знаем, что осуществляется ряд перегруппировок. Представители НАТО заявляют, что они наблюдают, как, до сих пор, террористам продолжают передавать много оружия из России. Если в течение дня в украинской прессе отсутствует информация о том, что кто-то убит, это уже очень хорошая новость.
[Можно утверждать, что] формально соглашение о прекращении огня выполняется, но вопрос в том, достаточно ли это для того, чтобы перейти ко второму этапу, а именно, к законным выборам и к заключению определенных договоренностей, при которых [районы, которыми хотят обладать пророссийские сепаратисты], получат какую-то автономию, но при этом останутся частью Украины. На данном этапе мы не думаем, что это может произойти. Пока, похоже на то, что россияне, возможно, пытаются создать ситуацию так называемого «замороженного конфликта», которую они создали в Молдове и Грузии.

Что для Путина является эндшпилем (конечной целью)?

Вы знаете, на идиш, есть поговорка, «Tracht nisht vas die ferd tracht veil die ferd tracht nicht» — «Не пытайтесь понять, что думает лошадь, потому что лошадь не думет …».

Однако, я считаю, что эндшпиль Путина, чтобы Украина была дестабилизирована настолько, чтобы народ России никогда бы не захотел сделать то, что сделали украинцы, а именно — подписать соглашение об ассоциации с Европой, — потому что это разрушило бы его диктатуру в России. Путин боится, что, если уровень жизни украинцев повысится, потому что они станут частью Европы, у него начнутся проблемы. Он боится восстания.

Интересен тот факт, что, если для евреев в Украине, Путин — враг, то многие евреи в России считают его большим другом.

Позвольте мне сказать вам следующее: это не еврейская война. Евреи в этой войне ни на чьей стороне. Евреи Украины — на стороне Украины, а евреи в России — на стороне России. Очень важно это понимать.

У евреев в России есть свой президент, который по каким-то причинам делает для них то, что он делает. Там же есть еврей при суде, есть раввин при правительстве — это другой тип общества, и, если это их устраивает, хорошо. Но в Украине евреи хотят демократии. Мы считаем, что демократическое общество – самое лучшее для процветания иудаизма.

Каков иудаизм в Украине? Сколько есть общин? Сколько раввинов?

В Украине около 40 раввинов, которые работают с 300,000-350,000 евреев Украины. Самая большая община находится в Киеве, где есть три больших синагоги и еще пять меньших синагог, в которых евреи молятся. Есть также пять дневных школ. Работает школа ivrit b’ivrit, где дети учатся на иврите, школа для религиозных детей, а также дневные школы для детей, которые не являются религиозными. В Украине доступны многие кошерные продукты. Производят кошерное мясо, кошерное молоко, кошерные молочные продукты, и т.д. Это действительно большая община с большим количеством успешных раввинов. В Днепропетровске работает Раввин Каменецкий, который является очень известным раввином Хабада. В Одессе — это Раввин Бакшт, у которого есть школа и детский дом Тиква. В Харькове – Раввин Москович – успешный Раввин Любавич. Во Львове работает Раввин Болд из общины Столин, и у него замечательная община. В Житомире у Раввина Вильгельма очень успешная община.

Значит, мы говорим не только о пожилых евреях, которые пережили советский коммунизм?

Нет, вовсе нет. Здесь очень много молодых евреев.
Вы должны понимать, что Украина в течение многих лет была действительно очень, очень еврейским местом. И правда, что украинцы и евреи враждовали на протяжении целых поколений, но, как правило, этот процесс развивался следующим образом: к примеру, возьмем погромы 1648-54 годов во времена Хмельницкого. В течение шести лет были погромы, а после этого евреи очень хорошо жили со своими украинскими соседями.
Если вы когда-нибудь прочитаете Шолом-Алейхема, вы увидите истинную картину того, какой была еврейская жизнь в Украине. Это были взаимоотношения любви и ненависти. Они могли быть дружескими и тесными, а потом вдруг проявлялся антисемитизм. Например, сразу после Первой мировой войны в Украине было много погромов, и во время Второй мировой войны многие украинские националисты встали на сторону нацистов. Но, если Вы посмотрите на 400-летнюю историю Украины, подавляющую часть времени евреи жили в мире с украинцами.
Причина, по которой я говорю вам это, потому что я все время слышу: «Ах, украинцы – антисемиты». Действительно, было много антисемитизма, но, если вы обратите внимание на то, через что прошли евреи России — где 400 лет не прекращался антисемитизм — это не войдет ни в какое сравнение.
Я не оправдываю любые проявления антисемитизма. Все, что я говорю — это только то, что, в основном, евреи и украинцы жили хорошо вместе, и сегодня мы пытаемся построить новое плюралистическое демократическое общество, в котором каждый будет чувствовать себя комфортно. Это то, что хотят евреи Украины.

Вы упоминали ряд раввинов общин Любавич и Столин, которые служат евреям Украины. Есть ли в Украине раввины не хасидского направления? Если нет, то это только потому, что евреям в Украине больше по душе хасидский темперамент?

Только раввин Бакшт в Одессе – раввин не хасидского направления.
Исторически Украина была родиной хасидизма. Хасидизм зародился в Украине. Много лет подряд меня просили найти разницу между иудаизмом в России и в Украине. И я пришел к выводу, что различие связано с историческими корнями. Большинство евреев живут в России, потому что они покидали свои местечки в поисках интеграции в гражданское общество. В отличие от них, большинство евреев в Украине росли в маленьких местечках, где их окружали хасиды, и в атмосфере хасидского тепла.
Поэтому, разговаривая с евреями в Украине, я чувствую, что они больше стремятся принять тепло и основы иудаизма, какими они есть. В то время, как в России, евреи задают вопросы, учатся, они хотят понимать. Это совершенно другой подход к иудаизму.

Автор: Эллиот Резник