Большой ТРАМПлин для Ближнего Востока

Петр ЛЮКИМСОН | Номер: Август 2017

По следам визита американского президента в Израиль

Итак, все это уже почти история — и споры о расписании визита Дональда Трампа в Израиль, и о том, будет или не будет включено в него посещение мемориального комплекса «Яд ва-Шем», и красная ковровая дорожка длиной 80 метров, в конце которой по требованию премьер-министра Нетаньягу выстроились все министры.
Против столь официозного приема, кстати, выступила только министр культуры Мири Регев, заявившая, что не желает быть декорацией на столь дешевом спектакле и не очень-то хочет пожимать руку президенту, который все еще является «темной лошадкой».
Жара, кстати, в день приезда Трампа стояла удушающая, в связи с чем министр абсорбции Софа Ландвер пошутила, что церемония встречи превратилась в теракт против правительства Израиля.
И депутат Орен Хазан, израильский мини-Жириновский, прорвавшийся в первые ряды и сделавший «селфи» с несколько ошалевшим Трампом, тоже не более чем история, о которой завтра никто не вспомнит. Хазан, конечно, еще какое-то время будет купаться в лучах мировой славы и с удовольствием прочтет изложение скандальных подробностей своей биографии в американских СМИ, но уже скоро никто не будет помнить его имя. Будут просто говорить:
«А, это тот прикольный чувак, который сфотографировался с Трампом!».
Так что разговоры о том, что Хазан опозорил Израиль на весь мир, сильно преувеличены. На самом деле он повел себя так, как на его месте повел бы почти любой молодой израильтянин с улицы. Ну, припозднилась у него молодость, так это тоже бывает… Вопрос на самом деле заключается в том, каким образом длившийся 27 часов визит президента Дональда Трампа в Израиль действительно войдет в историю. Запомнится ли он рукой Трампа, дважды отвергнутой его супругой Меланией, или тем, как Мелания вдруг перестала быть «снежной королевой» в общении с супругой израильского президента Нехамой Ривлин, или трогательным подарком Нехамы оставшемуся дома 10-летнему сыну Трампа… Или все же чем-то другим, куда более значительным?
А визит этот в самом деле был историческим, и по-настоящему это стало понятно, когда Дональд Трамп пообщался с раввинами у Стены Плача, а затем помолился у нее, вложил в Стену записку и долго молча молился про себя… Да, у Стены Плача в свое время появлялись и Билл Клинтон, и Джордж Буш, и Барак Обама, но все они делали это не в тот период, когда занимали пост президента США, потому что на такое посещение «спорной» территории госдеп всегда налагал негласное табу. Дональд Трамп стал первым президентом США, который сломал это табу.
И то, что позже под распространенной госдепом фотографией президента в черной кипе у Стены Плача появилась подпись «Иерусалим. Израиль», тоже было отказом от старого табу. Никогда прежде, несмотря на давно принятый закон, объявляющий Иерусалим столицей Израиля, под сделанным в этом городе снимком президента не стояла такая подпись. «Иерусалим», — скромно подписывалась фотография, а где он, этот самый Иерусалим, в каком царстве-государстве, государственному департаменту США как будто было неведомо. Возможно, именно такая «мелочь», как подпись под фотографией Трампа у Стены Плача, и заставила премьер-министра Нетаниягу заявить на брифинге, что впервые в жизни он вдруг ощутил надежду на реальные перемены на Ближнем Востоке.
Впрочем, большинство комментаторов связывают эти слова премьера с заявлением Дональда Трампа о том, что ему удалось убедить арабских лидеров начать налаживать отношения с Израилем, не дожидаясь окончательного урегулирования израильско-палестинского конфликта.
Как бы то ни было, состоявшуюся в отеле «Кинг Дэвид» встречу с глазу на глаз с Дональдом Трампом сам Нетаниягу назвал на брифинге потрясающей. «Причем когда я говорю «потрясающая», это объясняет все. Мы прекрасно понимаем друг друга. Я хочу поблагодарить вас, господин президент, за ваши обязательства относительно мира и безопасности Израиля. Мы высоко ценим изменение отношения политики США по отношению к Ирану. Народ Израиля благодарит вас за это», — сказал премьер, появившись перед журналистами.
Но многим почему-то больше запомнилась другая фраза премьера: «Рассказывают, что великий Авраам Линкольн говорил, что нет в мире города, который он хотел бы увидеть больше, чем Иерусалим. Господин президент, дорогой Дональд! Нет в мире города, в котором ты можешь быть более желанным гостем, чем в Иерусалиме. Добро пожаловать в Иерусалим! Добро пожаловать в Израиль!».
Это было, конечно, красиво, но не более того. А вот слова о том, что Нетаниягу, — то как военный, то как дипломат, а затем как политик, занимающийся арабо-израильским конфликтом, — впервые чувствует надежду, похоже, шли от самого сердца.
И все же главные события развернулись во второй день визита. День этот начался с поездки высокого гостя в Бейт-Лехем, на встречу с лидером ПА Махмудом Аббасом. Здесь Трампа, помимо почетного караула, встречали палестинские дети, и это выглядело, если честно, куда трогательнее, чем толпа министров.
Но к этому времени все телеканалы мира уже были сосредоточены на теракте в Манчестере, и Трамп не замедлил воспользоваться этим обстоятельством. «Символично, что мы встречаемся именно в столь непростой день, — сказал он председателю ПА. — Следует помнить, что хорошего террора не бывает. Любой террор заслуживает самого жесткого осуждения и должен быть осужден!». Это был прямой намек на то, что лидер ПА не только ни разу напрямую не осудил теракты против Израиля, но и, восхваляя шахидов, в какой-то мере солидаризировался с ними. Трамп ясно дал понять, что ждет от Абу-Мазена однозначного осуждения террора, а также прекращения выплат зарплат сидящим в тюрьмах террористам и пособий их семьям, иначе ни на какую поддержку со стороны США, включая материальную, ПА рассчитывать не стоит. И это тоже было что-то новое, особенно с учетом огромного подарка, который сделал палестинцам Барак Обама накануне ухода в отставку.
В руководстве ПА не скрывали своего разочарования: в ходе этой встречи Дональд Трамп ни разу не упомянул идею создания «двух государств для двух народов», зато «излишне педалировал» тему террора. Вот почему сразу после его отъезда Абу-Мазен поспешил дать пресс-конференцию, на которой заявил, что действительно заверил президента в готовности начать диалог с Израилем, но при этом его позиция осталась неизменной: «Мы по-прежнему настаиваем на том, что мир возможен только на основе создания двух государств для двух народов со столицей Палестинского государства в Иерусалиме».
В самих населенных пунктах ПА тем временем проходили демонстрации против визита Дональда Трампа, сопровождаемые сжиганием чучел, внешне слегка напоминающих американского президента. Последний акт является языческим и категорически запрещен исламом, но кого сегодня волнует чистота ислама?! А вот заявления Трампа по поводу ХАМАСа вывели из себя десятки тысяч жителей ПА.
Ну а затем был визит президента с супругой и их свиты в «Яд ва-Шем» и то событие, которое изначально было обозначено всеми, как центральное: речь Дональда Трампа в Музее Израиля.
Кстати, как потом рассказал спикер Юлий Эдельштейн, по всем правилам Трамп должен был произносить эту речь в кнессете, и именно так изначально все и планировалось. Однако затем обе стороны поняли, что в этом случае слишком велика угроза того, что некоторые депутаты выкриками попытаются сорвать выступление Трампа, поэтому выступление было перенесено в Музей Израиля, а участники этого мероприятия прошли строгий отбор. Во всяком случае Орен Хазан в их число уже не попал.
Президент начал свою речь с выражения соболезнования жертвам кровавого теракта в Манчестере. «Мы все наблюдали это страшное зрелище… Мы видели прекрасные лица детей и подростков, погибших в результате этого очередного преступления против человечества, — сказал Дональд Трамп. — Я уже говорил это и повторю снова: мы должны вырвать сам корень террора, уничтожить его чудовищную идеологию и защитить наших мирных граждан и граждан планеты. Все народы, весь цивилизованный мир должен присоединиться к этой борьбе. И этот мой визит на Ближний Восток преследует ту же задачу: объединить народы региона вокруг общей цели, чтобы нанести поражение террору, который угрожает всему миру».
Затем Дональд Трамп высказал свое отношение к Иерусалиму, подчеркнув неразрывную связь этого города с еврейским народом. «Это великая честь, — продолжил он, — находиться здесь, в древнем Иерусалиме, стоять перед гражданами Израиля и всеми жителями Ближнего Востока, которые хотят мира и спокойствия. Иерусалим — это святой город. Как велико его историческое значение и наследие! Как древни и вечны узы, связывающие эту землю с еврейским народом! Они уходят вглубь тысячелетий, во времена царя Давида, звезда которого развевается сейчас на бело-голубом флаге Израиля».
От Иерусалима президент перешел к подчеркиванию связи всей Святой Земли с еврейским народом: «В течение многих поколений еврейский народ терпел преследования и унижения. Не раз предпринимались попытки его полного уничтожения. Но, несмотря на это, евреи выжили и процветают. Я потрясен достижениями еврейского народа! И я обещаю вам: мое правительство всегда будет на стороне Израиля! Я призываю все человечество — евреев, христиан, мусульман, представителей всех племен, религий и конфессий — черпать вдохновение в Иерусалиме, отложить в сторону ненависть и все споры и внушить детям всего мира надежду, которая давно живет в наших душах».
А затем высокий гость перешел к главному. «В Саудовской Аравии, — продолжил Трамп, — меня принимал король Салман, очень мудрый человек. Там я призвал наших друзей в мусульманском мире присоединиться к нам, чтобы строить стабильный и безопасный мир. И оказалось, что многие лидеры готовы объединить с нами свои усилия для достижения этих целей. Никакие споры не могут продолжаться вечно… Ни один отец и ни одна мать не хотят, чтобы их дети жили в таком мире, где правит террор, где убивают детей и теряют любимых. Ни один ребенок не рождается с ненавистью в сердце. Запрещено учить детей ненавидеть и убивать!
Цивилизованный мир не может смириться с тем, что где-то убивают невинных людей с помощью химического оружия. И потому я говорю всему миру: мы должны создать коалицию, которая объединится ради победы над террором и радикализмом, которая обеспечит нашим детям будущее, полное мира и надежды. Но для достижения такого будущего на Ближнем Востоке мир должен признать важную роль Израиля.
Израиль не раз становился объектом ненависти и террора. Многие израильтяне были убиты в терактах, погибли в результате взрыва или удара ножом. ХАМАС и «Хизбалла» обстреливали его территорию ракетами. Где еще дети сегодня должны тренироваться, чтобы успеть добежать до бомбоубежища за определенное время? ИГИЛ обозначил мирных граждан своей целью, а Иран призывает к уничтожению Израиля. Иран уничтожит Израиль?! Не в период каденции Дональда Дж. Трампа, поверьте мне!».
Касаясь израильско-палестинского конфликта, Трамп заявил: «Мы знаем, что и израильтяне, и палестинцы хотят, чтобы у их детей появилась надежда. Мы знаем, что мир возможен, если люди смогут отложить в сторону свою боль и разногласия и дать обязательство разрешить конфликт, который продолжается уже почти полстолетия и даже больше. Я уже много раз говорил, что считаю своим личным долгом помочь израильтянам и палестинцам достичь мира. Сегодня утром я встречался с Абу-Мазеном, и я могу вас заверить, что палестинцы готовы протянуть руку навстречу миру.
И после встречи с моим дорогим другом Биньямином Нетаниягу я могу сказать, что он готов протянуть руку навстречу миру. Он хочет мира. Путь к миру не будет легким, мы все это знаем. Нам придется принимать нелегкие, но необходимые и мудрые решения, продиктованные необходимостью компромисса и верой, что мир возможен. Израильтяне и палестинцы могут прийти к соглашению!».
***
Большинство политологов, анализирующих эту речь Трампа, начинают не с того, что было сказано, а с того, о чем не было сказано ни слова.
Те, кто ожидал, что Трамп начнет настаивать на скорейшем возобновлении диалога между Израилем и палестинцами, явно просчитались: об этом не было произнесено ни слова. Те, кто надеялся, что Трамп объявит о переносе посольства в Иерусалим, тоже не услышали об этом ни слова! Но не было ни слова сказано и о том, что еврейские поселения и строительство в них являются препятствием для достижения мира, что многими было воспринято как «зеленый свет» на дальнейшее развитие поселений.
А еще Трамп ничего не сказал о том, что обе стороны в равной степени виноваты в длящемся десятилетия кровопролитии. Что обе стороны в равной степени должны сделать шаги навстречу друг другу и т.д. — все, что говорили абсолютно все его предшественники на посту президента и многие европейские лидеры.
По мнению ряда политологов, это и было главное: Трамп отказался от «принципа симметрии», на котором до него базировались все предложения по урегулированию израильско-палестинского конфликта, и тем самым полностью изменил правила игры. Он четко обозначил, кто на стороне добра (на этой стороне оказался Израиль), а кто на стороне зла (в качестве зла были деликатно названы только ХАМАС и «Хизбалла»).
Далее Дональд Трамп дал понять, что Израиль — это не часть ближневосточной проблемы, а как раз наоборот, ключ к ее решению. До тех пор, пока арабский мир не признает Израиль и его право на Иерусалим, мира в регионе не будет. И наоборот, одолеть террор можно только на основе международной коалиции, органической частью которой наряду с арабскими странами будет Израиль.
Это и в самом деле новый подход, вселяющий некие новые надежды.
Отмечают обозреватели и то, что речь Трампа была прежде всего речью бизнесмена, а не политика. Суть ее сводилась к тому, что террор как бизнес в итоге не принес палестинцам никаких выгод, значит, эту «лавочку» надо закрывать и открывать новую.
Сам мирный процесс рассматривается им как сделка, а в любой сделке обе стороны должны пойти на какие-то компромиссы. То есть такой компромисс потребуется и от Израиля.
Некоторые поняли из речи Трампа, что он вообще не ставит своей целью подписание соглашения об окончательном урегулировании конфликта (об этом в его речи не было ни слова). По всей видимости, считают эти политологи, Трамп понимает невозможность достижения такого соглашения в обозримом будущем, а потому предложит вместо этого подписать некий пакет договоров о взаимопонимании и экономическом сотрудничестве. Причем в качестве сторон в этих договорах будут выступать не только Израиль и ПА, но и Саудовская Аравия и страны Персидского залива.
Но все это пока только гипотезы. Реальность может оказаться совсем иной, и потому давайте дождемся дальнейшего развития событий. Ждать, кстати, недолго.
Если верить газете «Аль-Хайат», Дональд Трамп в ходе беседы с Абу-Мазеном якобы пообещал, что уже в скором времени представит свой план урегулирования РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ.
Судя по речи Дональда Трампа в Музее Израиля, давить он ни на одну сторону пока не собирается, считая, что это может повредить сделке. Но в политических кулуарах не исключают, что все может измениться, и Дональд Трамп может полюбить нас так сильно, что нам станет жарковато в его слишком тесных объятиях. В любом случае, это не ремейк — на таком фильме мы, похоже, пока не были. Так что давайте смотреть внимательно, чтобы по достоинству оценить игру актеров.