Школа чудес | Еврейский Обозреватель

Школа чудес

| Номер: Ноябрь 2016

shifrin-eduardЧудеса рассматривались всегда как доказательство существования Творца. Это важнейший элемент любой религии. Чудеса всегда были объектом острых дискуссий и в иудаизме.
В продолжение бесед о науке и религии крупный бизнесмен и ученый, фигурант списка Forbes и меценат Эдуард Шифрин в интервью Jewish.ru рассказал, как с точки зрения физики объясняются чудеса, и чудеса ли это вообще.

– Эдуард Владимирович, вы под чудом что понимаете? Насколько в наше время корректно говорить об иных чудесах, чем чудеса техники?
– Наиболее распространённым определением чуда и иудейские источники, и неиудейские называют событие или явление, нарушающее ход законов природы. В таком понимании, на мой взгляд, заложена ущербность. Если мы предполагаем – что-то нарушает законы природы, то тем самым подразумеваем, будто мы знаем и понимаем все законы природы. На самом деле сегодня нам известна лишь малая часть существующих законов природы, и мы до конца не понимаем сущности даже тех законов, которые, как считаем, знаем.
Могу привести пример: если мы поднимем мяч и отпустим его, он упадёт на землю. Никто не называет это чудом по двум причинам: первая – подобные явления мы видим так часто, что считаем их естественными, вторая – нам известен закон всемирного тяготения Исаака Ньютона. Однако, по моему мнению, и падение мяча можно считать чудом, так как сущность закона тяготения нам неизвестна. Как и неизвестно, каким образом Всевышний придал этот закон миру. Чудом, как мне кажется, следует считать само сотворение нашего мира и придание ему управляющего им закона.

shifrin_1– Закона всемирного тяготения или какого-то другого конкретного закона?
– Я не оговорился – именно закона, а не законов. Убеждён, что все законы природы, которые мы наблюдаем, являются следствием одного, единого закона, который Всевышний придал нашему миру и который скрыт от нас за плотной завесой. В книге «Тания» в разделе «Врата единства и веры» Альтер Ребе пишет: «Глаза неразумных, представляющих себе Сотворение неба и земли, ослеплены, не способны они узреть громадную разницу между делами человека, который творит из уже существующего, лишь изменяя форму и вид, кусок серебра превращая в сосуд, и творением из ничего неба и земли. Ведь это чудо большее, чем, например, разделение вод Красного моря, когда Всевышний заставил море отступить под напором сильного восточного ветра, дующего всю ночь, и воды расступились и встали стеной. Если бы Всевышний остановил на минуту ветер, воды тут же снова бы обрушились вниз, как это им свойственно по природе, и уж, разумеется, не продолжали бы стоять стеной, хотя это свойство воды тоже было сотворено из ничего и постоянно возобновлялось».
Согласно учению Аризаля, Всевышний создал наш мир, излучив один, единый луч божественного света. Этот единый луч света по определению не мог нести в себе множественности – он нёс единство. Как объясняет Маймонид, одной из главных характеристик Творца является отсутствие в нем множественности, Его единство. И Маймонид же постулирует, что Всевышний является единственной причиной нашего мира и его единственной формой.
– Это единство, на ваш взгляд, находит какие-то научные подтверждения?
– К пониманию того, что миром управляет один, единый закон, начинает приходить и современная наука. Так, уравнение Эйнштейна E = mc2 объединило в одно целое массу и энергию. Общая теория относительности Эйнштейна, по сути, объединила в одно целое пространство и время. В настоящее время учёными-физиками доказано, что четыре известные нам силы (сила тяготения, электромагнитная сила, сильное и слабое ядерные взаимодействия) в момент Большого взрыва представляли собой единую силу. Наличие нематериальной, духовной субстанции в момент Сотворения свидетельствует о наличии духовной составляющей во всех объектах Творения – от человека до элементарных частиц. Тезис о духовности всех объектов Творения был в свое время провозглашён Баал Шем Товом и Альтер Ребе.
Мы оперируем таким понятием – материя, но мы не знаем, из чего она состоит: нам, например, неизвестен состав электронов и кварков. Вполне логично предположить, что в основе материи лежит духовная составляющая, и на уровне глубокой реальности материальное и духовное едины. Согласно книге «Сефер Йецира» и каббале, духовные миры и наш физический мир были сотворены из букв святого алфавита. Буквам соответствуют звуки, эти звуки образуют волны в медиуме, которые переносят энергию, и эти энергии представляют собой волновые гармоники. Оговорюсь, что к речениям Всевышнего это можно применить только по аналогии. Но отсюда можно сделать вывод, что качественного различия между духовным и физическим миром нет. Различие заключается в их структурированности.
– Ну и когда же физики «откроют» этот единый закон?
– Моисею, согласно еврейской традиции, открылись 49 врат мудрости. Всего же их, согласно каббале, 50. Маймонид считал, что не открывшийся Моисею пятидесятый уровень – это познание самого Творца. Комментируя пассаж из Торы «не может увидеть Меня человек и остаться в живых», Маараль из Праги писал: «На 50-м уровне постигается единство всего сущего». Исходя из этого, можно предположить, что постигнуть единый закон нам никогда не дано.
– Возвращаясь к чудесам, их суть науке дано будет познать?
– Мудрецы Талмуда основывали своё толкование чудес на фразе из книги Экклезиаста, известной в еврейской традиции как «Коэлет»: «Нет ничего нового под солнцем», полагая, что Всевышний, придав миру при Сотворении закон, заранее заложил в него и будущие чудеса. Так, например, морю при его сотворении было приказано в определённый момент расступиться. О запланированности чудес еще в момент Сотворения мира пишет и Саадия Гаон в своём комментарии к «Коэлет». И Маймонид в книге «Наставление колеблющимся», основываясь на вышеприведённом отрывке из «Коэлет», также утверждает, что чудеса были запланированы уже при Сотворении мира.
С точки зрения науки можно сделать предположение, что в закон, данный при Сотворении, заложена возможность динамически управлять набором состояний любых систем. В послании «О воскрешении мёртвых» Маймонид делит чудеса на две категории: возможные и невозможные. Возможные чудеса, как, например, нашествие саранчи в Египте, происходят по законам нашего мира. В то же время к невозможным он относит чудеса, необъяснимые природными законами. Однако с этим не вполне можно согласиться. Что бы сказал Рамбам, который был врачом, если бы увидел, как умерший человек возвращается к жизни? Несомненно, он назвал бы это невозможным чудом. Однако сегодня возвращение человека к жизни после клинической смерти является повсеместным явлением и объяснимо законами природы. Из этого следует, что все явления, которые мы считаем чудесами, происходят по закону, который Он придал миру при его Сотворении. По мере развития науки мы всё больше и больше будем понимать закон Всевышнего, однако до конца мы не осознаем его никогда.
Если резюмировать, во-первых, мы не знаем всех законов природы. Во-вторых, мы не понимаем сущности тех законов природы, которые, как считаем, знаем. В-третьих, чудо – это Сотворение Всевышним нашего мира и придание ему единого закона, которым Он абсолютно управляет. А четвёртое – единый закон, который Всевышний придал нашему миру в момент Творения, с тех пор не менялся.
– Вы только что говорили, что этот закон динамичен. Теперь – что неизменен. Нет ли здесь противоречия?
– Нет. В этом законе заключены все возможные варианты состояния любых систем, в том числе чудесные состояния, об этом я еще расскажу. В закон также заложены возможности контроля и управления состоянием всех систем нашего мира без подавления, насилия и нарушения причинно-следственных связей.
Что же касается «неизменности», то она тут понимается в несколько ином ключе. В «Коэлет» сказано: «Всё, что сотворил Всевышний – к этому ни убавить, ни прибавить». Нахманид писал: «И Он извлёк из полного и абсолютного “ничего” тончайшую основу, не обладающую материальностью, созидающую энергию, готовую принять форму и перейти из потенциального состояния в действие, и это – первоматерия, которая у греков называется “аюли”. Но после “аюли” Он уже ничего не творил, а только формировал, ибо из “аюли” он извлёк всё существующее, и облачал в различные формы, и преобразовывал их». Виленский Гаон говорил: «Всё, что существовало и будет существовать до конца времён, было сотворено в те первые шесть дней». При этом в книге рабби Иегуды Галеви «Сефер Га-Кузари» написано: «Согласно природе, жизнь идёт своим чередом, а согласно Торе – обычный порядок может измениться. И гармония между ними состоит в том, что обычный порядок изменяется только по заложенному в природе закону, так как эти изменения обусловлены изначальным желанием Всевышнего и подготовлены в шесть дней Творения».
– Обычно, когда говорят о чудесах, вспоминают библейские времена. А какова вероятность чудес в нынешнем?
– Ну, чудеса, конечно, относятся к экстрамаловероятным явлениям. Хотя, как я уже говорил, в чём-то все явления нашего мира являются чудесными, поскольку являются следствиями единого закона, который Творец придал нашему миру. Однако некоторые события в нашем восприятии мы выделяем – как правило, те, которые случаются крайне редко. Например, если обезьяна, посаженная за рояль, случайно сыграла бы инвенцию Баха, мы бы восприняли это как чудо. Как чудо мы бы восприняли, если бы на тысяче игровых автоматов одновременно выпала одинаковая комбинация.
Приведенные выше примеры событий не противоречат законам природы, однако являются экстрамаловероятными. Вероятность их проявления отличается от нуля на бесконечно малую величину. Для того чтобы экстрамаловероятное явление проявилось, необходимо огромное количество экспериментов, проведенных в ровно таких же условиях в течение гигантского промежутка времени. Всё это дало основание толковать чудо с точки зрения науки как демонстрацию экстрамаловероятных явлений в нашем мире.
shifrin_2Однако Последний Любавический Реббе Менахем-Мендл Шнеерсон возражал против такой трактовки, он писал: «Это правда, с точки зрения современной науки никто не может сказать, что чудеса, описанные в Торе, невозможны. Но также категорически запрещено сводить все чудеса к явлениям, уникальность которых заключается в их низкой вероятности».
– Как вы разрешаете для себя это противоречие?
– Противоречие только кажущееся. Действительно, чудеса – это экстрамаловероятные явления, так как они случаются крайне редко. Ребе прав, экстрамаловероятность является необходимым условием проявления чуда, но недостаточным – и это важно, и в этом Ребе прав тоже! Так как экстрамаловероятное явление может произойти теоретически в любой момент времени, а чудо и является чудом потому, что происходит в нужное время и в нужном месте. О достаточном условии я еще расскажу.
– Если между чудесами и вероятностью такая связь, то существует ли вероятность для самого Творца?
– Если вдуматься, квантовая механика имеет вероятностный характер. Согласно принципу неопределённости Гейзенберга, мы не можем точно определить позицию и импульс частицы. В результате мы не можем точно определить её дальнейшее состояние. Оперировать мы можем только вероятностями. В то же время вмешательство наблюдателя приводит к коллапсу облака вероятностей, и частица занимает определённое положение. Данный факт привёл к появлению Копенгагенской интерпретации, сущность которой сводится к принципу: существует только то, что мы измеряем. Сегодня в квантовой физике переход системы из состояния суперпозиции, которая включает в себя набор всех возможных состояний, в одно конкретное состояние, которое мы наблюдаем, объясняется декогеренцией, то есть процессом утечки квантовой информации из системы при её взаимодействии с окружающей средой. В ходе любого взаимодействия происходит обмен информацией, и в случае, если этой информации достаточно для разделения компонентов суперпозиции, система теряет квантовые свойства, приобретая взамен классические характеристики, такие как размер, вес, цвет и так далее.
На основании этого некоторые исследователи и философы поспешили сделать заключение, что причинно-следственных связей больше не существует. Однако не все с этим согласились. Эйнштейн считал квантовую механику неполным и промежуточным описанием реальности, он говорил: «Мы видим только хвост льва, самого льва мы не видим». Он также сказал: «Б-г не играет в кости». Эйнштейн считал, что за вероятностной завесой квантовой механики лежит иная реальность (или реальности), которая не имеет вероятностный характер.
– Вы находите какие-то законы квантовой физики в Торе?
– Любавический Ребе в своем комментарии к тому пассажу в Торе, в котором Адам дает имена всем живым существам, писал: «Только после придания Адамом им имён каждое существо получило свои конкретные особенности». Отметим, что с точки зрения квантовой физики Адам создал новую информацию, которой система до этого не обладала.
Могу привести и другие примеры. Когда нам предстоит принять решение и у нас несколько вариантов действий, то наше будущее состояние описывается облаком вероятностей имеющихся вариантов, но после того как решение уже принято, облако вероятностей схлопывается, и мы принимаем одно конкретное состояние. В священной книге «Зоар» написано, что исход сновидения полностью зависит от его интерпретации. Следовательно, до момента интерпретации сновидение может считаться реальностью с многочисленными вероятностными исходами. Однако когда сновидение получило интерпретацию, вероятностное облако схлопывается.
– Так все-таки существует ли вероятность для Всевышнего?
– Мне кажется, что вероятностный характер мира является некой формой завесы, отделяющей нас от истины более глубокой реальности или реальностей. Всевышний находится вне времени и обладает абсолютным знанием, и конечно, он знал, какие имена Адам даст всем живым существам. Всевышний знает, как будет проинтерпретирован сон. Из этого мы делаем вывод, что для Него вероятностей не существует. Перед Ним одновременно находятся все возможные состояния системы, и Он может выбрать любое из них по Своему желанию. Для Всевышнего вероятность не существует как объективная, то есть не зависящая от Него реальность. То, что кажется объективным нам в силу позиции локального наблюдателя, для Него таковым не является. Атрибут вероятности, как и другие атрибуты Всевышнего, эманирован в сторону творений, то есть в нашу сторону.
– Не могли бы вы пояснить на примере?
– Например, чудо разделения моря. В Торе сказано: «И гнал Б-г ветер…» Порыв ветра огромной силы по законам природы возможен, однако то, что порыв ветра был именно такой силы, которая достаточна для разделения моря, и дул в нужном направлении в нужное время и в нужном месте и не затронул стоящих на берегу евреев, является событием крайне маловероятным. Но для Всевышнего вероятность не существует.
Ещё одно чудо – выпадение манна в пустыне. Поскольку манн съедобен, можно предположить, что он является органическим веществом. Съедобные органические вещества обычно состоят из углерода, водорода, азота и кислорода. Все эти элементы присутствуют в атмосфере Земли. Физические законы не запрещают спонтанное соединение этих элементов в атмосфере Земли, однако это событие экстрамаловероятно. Но для Всевышнего вероятность, повторюсь, не существует.
То же самое – развержение земли и поглощение ею Кораха. Физические законы не просто не запрещают появление трещин в земле, более того – они-то как раз и наблюдаются в процессе землетрясений, однако то, что земля разверзлась в нужный момент времени в нужном месте и поглотила определённую группу людей, является экстрамаловероятным событием. Но для Всевышнего, скажу снова, вероятность не существует.
– Ну, уж остановку солнца вам никак не объяснить!
– Почему? Точно объяснить мы, конечно, не можем, но сделать предположение на основе наших знаний и представлений можем. shifrin_3Речь ведь, возможно, идет о субъективном замедлении времени. Из специальной и общей теорий относительности мы знаем, что время – относительно и в разных подсистемах может протекать с различной скоростью. Субъективное восприятие времени нашим мозгом может различаться.
Схожий характер имеют и описанные в Торе и других святых книгах случаи чудес. Например, связанные с огнём. Из «Берешит Раба» мы знаем, что Авраам был брошен в огненную печь и не сгорел. Моисею был явлен куст, объятый огнём, который не сгорал, т.н. неопалимая купина. Чудо Хануки – масло, которого хватало на один день, горело восемь.
– Как вы относитесь к таким вещам, как машина времени? С вашей точки зрения, это вообще возможно?
– Внимательно читая Тору и другие священные книги, мы не обнаруживаем чуда переноса во времени, в прошлое или в будущее. И это не случайно. В этом есть великий смысл. В ХХ веке в научном мире началась большая дискуссия о природе времени и о возможности путешествия в нём. Она продолжается до сих пор. Сейчас в научном сообществе нет единого мнения о природе времени: является ли оно фундаментальным свойством нашего мира или субъективным свойством нашего мозга. Физические уравнения не запрещают течения времени в обратном направлении. При этом путешествий во времени никто никогда не наблюдал.
Распространённым аргументом противников теории путешествий во времени является известный «парадокс отца»: что будет, если человек, перенесённый в прошлое, убьёт своего отца? Наше состояние и состояние всего мира в любой момент определяется цепочками из миллиардов причин и следствий, берущих своё начало в Сотворении мира. При этом причинно-следственные цепочки каждого отдельного человека влияют на весь мир. Перенос человека в прошлое или будущее приведёт к изменению хотя бы одного звена цепочки причин и следствий, и в результате будет изменено состояние всего мира и всех людей помимо их воли. Отсюда мы видим, что перенос во времени противоречит одному из фундаментальных законов Всевышнего – закону о свободе выбора и лишает людей возможности раскаяться.
– Так как же Всевышний творит чудеса?
– По мнению некоторых мудрецов Талмуда, а также ряда еврейских философов, таких как Саадия Гаон и Маймонид, необходимость возникновения чудес была заложена Всевышним в закон, который он придал нашему миру в момент его Сотворения. То есть совершение чудес не требует вмешательства Всевышнего. А по мнению Нахманида и основоположников хасидизма, Всевышний вмешивается в мир при совершении чудес и производит супернатуральные явления, то есть меняет приданный Им закон. Я бы объяснил это противоречие следующим образом: приданный Всевышним нашему миру при его Сотворении закон никогда не меняется, но имеет два режима применения. Первый – назовём его условно запланированным – без активного вмешательства божественного или человеческого интеллекта. Второй – режим активного подчинения интеллекту, при котором закон остаётся таким же, каким был придан миру при его Сотворении, однако работает под воздействием человеческого или божественного интеллекта.
Могу пояснить на примере. При Сотворении мира Всевышний придал ему закон, который по плану последовательно сформировал протоны, нейтроны, атомы, молекулы, звёзды и галактики. И так продолжалось до тех пор, пока не появилась структура, обладающая интеллектом – человек. Последний Любавический Ребе рассказывал, как предыдущий Ребе, Йосеф-Ицхак Шнеерсон, будучи ещё мальчиком, гулял с отцом в лесу. Отец повествовал ему об учении Баал-Шем-Това, а мальчик подошёл к дереву и сорвал лист. Отец упрекнул его, сказав: «Сорвав лист, ты изменил ход всего Творения».
Что же произошло на самом деле? Согласно первому, запланированному режиму действия закона, лист должен был висеть на дереве до осени и упасть сам. Однако интеллект мальчика дал команду его мозгу, тот, в свою очередь, руке, которая сорвала лист. То есть мальчик перевёл закон во второй режим работы – активного подчинения интеллекту. При этом, несмотря на изменение режима действия, сам закон не изменился: сила гравитации осталась силой гравитации, электромагнетизм остался электромагнетизмом и так далее.
– В какой степени сам человек, без Всевышнего, способен творить чудеса?
– Данное нам право менять режим действия закона при помощи нашего интеллекта и является нашим подобием Всевышнему. Однако наш интеллект влияет на закон ограниченно, а интеллект Всевышнего – абсолютно. В книге «Войны Господа» Ральбаг пишет, что только человеческий интеллект может изменить ход случайных природных событий. Представьте, что группа людей помещена в огромный дворец, в котором много помещений, еды и питья. А в центре дворца висит экран, на котором раз в день появляется число, состоящее из пятидесяти цифр, сгенерированных случайным образом. И люди смогут покинуть дворец только тогда, когда на экране появится число, полностью состоящее из единиц. Люди понимают, что вероятность этого события стремится к нулю. Экран меж тем подсоединён к компьютеру, находящемуся в отдельном, недоступном для этой группы людей помещении. А в помещении находится Некто. Он запустил программу, генерирующую подбор из пятидесяти цифр. Некто не вмешивается в работу компьютера, но люди не знают, что Некто заложил в программу два режима. Первый – описан выше. А во втором режиме Некто, отключив случайную выборку, может составить пятидесятизначное число из одних единиц. В один прекрасный день Некто переводит программу во второй режим, люди видят на экране спасительное число, понимают, что произошло чудо, и покидают дворец.
Если резюмировать, при Сотворении мира Всевышний придал ему закон, согласно которому он функционирует. Этот закон заключается в физических силах, действующих в нашем мире, их количественных характеристиках и параметрах взаимодействия. Этот закон также определяет связь интеллекта сотворённых в нашем мире существ с интеллектом Всевышнего. И этот закон неизменен, хотя в него и заложена потенциальная возможность проявления любых явлений в нашем мире, в том числе экстрамаловероятных и чудесных. Однако для Всевышнего понятие вероятности отсутствует, так как все возможные состояния системы Ему открыты, и Он может выбирать любое с вероятностью сто процентов. Этот закон имеет два режима действия. Первый режим, «природный», соответствующий одному из имен Творца – Элохим. В этом режиме закон работает соответственно заложенной программе. При этом Всевышний не вмешивается, а только поддерживает его энергетически. Второй режим, «супернатуральный», соответствующий другому имени Творца – Хавайе. В этом режиме Всевышний вмешивается и напрямую подчиняет закон своему интеллекту. Но мы должны помнить фразу: «И ты должен знать, что Хавайе есть Элохим». А чудеса происходят в результате вмешательства Всевышнего и перевода им закона из первого режима во второй. В этом случае понятие вероятности теряет смысл и любое экстрамаловероятное явление становится реальным.
– Сама «механика чуда» с точки зрения физики как объясняется?
– В Торе сказано, что на второй день Творения Всевышний создал свод между нижними и верхними небесами. Если принять гипотезу, что этот свод отделил наш мир материальных форм от духовных миров – а подобная мысль была высказана целым рядом мудрецов Талмуда, – то таким образом была создана квазизамкнутая квантовая система с сильным взаимодействием внутри и слабым незначительным взаимодействием снаружи. Это подтверждается одним из основных положений каббалы, что свет Г-спода достигает нашего мира в сильно редуцированном состоянии. В книге «Тания» в разделе «Святое послание» Альтер Ребе пишет: «В самом нижнем из миров, физическом мире, все существа получают от Творца жизненную энергию в минимальном количестве, и потому эта энергия не может передать им самую суть божественного света, которую содержит в себе индивидуальность, присущая каждому из “звуков речений” Всевышнего». Внутри этой квазизамкнутой системы объекты проявляются относительно друг друга на материальном плане бытия в результате явления квантовой декогеренции – утечки квантовой информации от объекта в окружающую среду. Однако в целом наш universum представляет собой чистое, замкнутое состояние квантовой системы. В этом случае для стороннего наблюдателя наш universum и всё, что его наполняет, будут находиться в состоянии суперпозиции, то есть в наборе всех возможных состояний всех систем.
– От чего зависит, какое именно состояние системы реализуется на материальном плане бытия?
– Я высказал уже предположение, что перед Всевышним открыты все возможные состояния системы. Рискну высказать гипотезу, что проявление того или иного состояния на материальном плане бытия внутри universum’а зависит от распределения интенсивности божественного света. Из этой гипотезы можно сделать дальнейший вывод, что изменение состояния системы происходит в результате перераспределения интенсивности божественного света.
На графике представлено типичное для статистической физики вероятностное распределение состояний. В обычном, натуральном режиме наиболее вероятное проявленное состояние соответствует точке А. Практически невероятное, «чудесное» состояние – точке В. Максимум «интенсивности света» – точке С. Для проявления «чудесного» состояния необходимо смещение максимума «интенсивности света» из точки С в точку D. То есть Всевышний может проявить любое состояние, перераспределяя интенсивность Своего света. Всевышний «видит» все состояния суперпозиции перед собой, это означает, что Его свет взаимодействует со всеми состояниями системы одновременно, проявляя то из них, где свет достигает максимальной интенсивности.
Могу пояснить на примере такой аналогии: в процессе ходьбы наши руки находятся в свободном, «подвешенном» состоянии. Это не требует от нас никаких волевых усилий. В то же время, если мы захотим поднять руку, нам придётся применить усилие. Возможно, аналогично смещение «интенсивности света» Всевышнего из состояния первого режима, запланированного, во второй, активного подчинения, происходит в результате волевого усилия Всевышнего. Но мне хотелось бы, чтобы вы понимали: высказанные мной соображения не являются какой-то окончательной истиной или попыткой математически объяснить поведение Творца. Я лишь поделился своими размышлениями на эту тему.