ПРАЗДНИК ДАРОВАНИЯ ТОРЫ

| Номер: Май 2013

Lag_1Праздник Шавуот мы отмечаем в честь величайшего события в нашей истории – Синайского Откровения. В этот день в 2448 году от сотворения мира (1312 г. до н.э.) сыны Израиля получили от Всевышнего Тору и Десять Заповедей – морально-этическую основу всей нашей цивилизации.
Шавуот выражает глубокую идею о том, что физическое освобождение от рабства и даже завоевание политической свободы не имеют особого значения до тех пор, пока не достигнута свобода духовная, основанная на признании власти Всевышнего и Его заветов.
В сидуре (молитвеннике) Шавуот называется «временем Дарования Торы нашей». На вопрос, почему его не называют «временем принятия Торы нашей», мудрецы отвечают, что лишь Дарование Торы можно отмечать как знаменательный момент, произошедший некогда в прошлом, тогда как принятие Торы – вечный процесс, не ограниченный ни временем, ни пространством.
Название Шавуот, которое дано этому празднику в Торе, буквально означает «недели» и это обусловлено тем, что его отмечают после отсчета семи недель, начиная со второго дня Песаха. В Талмуде употребляется также название Ацерет («завершающий праздник»), выражающее идею о том, что день дарования нам Торы неразрывно связан с днем нашего освобождения из рабства.
Шавуот, как и другие наши праздники, тесно связан со Страной Израиля. Это подчеркивается двумя другими его названиями: Хаг-гакацир – «праздник жатвы» – и Йом-габикурим – «день первых плодов», ибо он совпадает с началом жатвы пшеницы и сбором плодов, которые приносили в Иерусалимский Храм в качестве благодарственной жертвы.
Шавуот, как и все еврейские праздники, начинается вечером (предыдущего дня, то есть в 2013 году – вечером 14 мая), с заходом солнца. Однако, празднование не начинают до «выхода звезд», ожидая, чтобы окончились сорок девять полных суток «счета Омера» (дней между Песахом и Шавуотом; вручение Торы произошло ровно через семь недель после исхода из Египта, поэтому день этот называется Шавуот – «Праздник Недель»). Но законы, связанные с праздником, вступают в силу, конечно, с момента захода солнца.
Шавуот имеет статус «праздника из Торы» – Йом-Тов; в этот день запрещено все то, что, с точки зрения законов субботы, считается работой (кроме варки еды и перенесения огня).
Когда существовал Храм, евреи в Шавуот совершали восхождение в Иерусалим и приносили бикурим – первые плоды урожая. Сегодня, когда Храм еще не восстановлен и мы не можем отпраздновать Шавуот так, как это предписывается Торой, главное для нас – это попытаться вновь пережить Дарование Торы, ощутить его как событие нашей жизни.
В первую ночь праздника принято не спать, а изучать Тору. Этот обычай носит название Тикун – в дословном переводе «исправление (мира)». Мудрецы Каббалы указывают распорядок занятий на всю ночь праздника Шавуот, который включает чтение отрывков из Письменной Торы, Устной Торы, книги Зогар, а также изучение 613 заповедей. Обычай устраивать Тикун основан на словах из Зогар, главной книги Каббалы, восхваляющих тех, кто не спит ночью в Шавуот, предвкушая час получения Торы.
Lag_2У наших отцов существовал обычай начинать учить маленьких детей Торе именно в Шавуот. Рано утром детей вели в синагогу, как сказано в Писании: «И было на третий день, при наступлении утра…» (Исход 19:16). Приносили табличку, на которой написаны буквы алфавита и несколько отдельных стихов. Например: «Моше заповедал нам Тору, наследие общины Яакова» (Второзаконие 33:4). Учитель читал каждую букву, а ребенок повторял за ним. Учитель клал на табличку немного меда, а ребенок слизывал мед с букв. Пекли специальный медовый пирог, на котором были написаны стихи из Торы, и после окончания урока детям давали съесть этот торт.
И для взрослых, ранее не учивших Тору, самый лучший способ отпраздновать Шавуот – приступить к ее изучению.
Существует обычай украшать дом и синагогу зеленью, цветами, ветвями деревьев, напоминающими нам о зелени, росшей вокруг горы Синай, когда мы получили Тору. Символическая параллель: сиван – месяц расцвета природы, дарование Торы – расцвет еврейского народа.
Накануне праздника, зажигая праздничные свечи, произносят следующие благословения:
Борух Ато А-дой-ной Э-лой-эйну Мелех Оойлом Ашер Кидшону Бмицвойсов Вцивону Леадлик Нейр Шел Йойм Тойв.
«Благословен Ты, Б-r, Всесильный наш, Владыка вселенной, освятивший нас Своими законами и заповедавший нам зажигать свечи в честь праздника».
Борух Ато А-дой-ной Э-лой-эйну Мелех Оойлом Шеэхейону Вкиймону Вэигиону Лизман Азе.
«Благословен Ты, Б-г, Всесильный наш, Владыка вселенной, который даровал нам жизнь и поддерживал ее в нас и дал нам дожить до сего времени».
Вечером с наступлением праздника устраивают большую трапезу. Перед ней делают кидуш (освящение над бокалом вина). Днем также устраивают праздничную трапезу с кидушем.
В этот день принято есть молочную пищу – в память о том, что, когда евреи получили Тору, законы о кошерном мясе и о разделении мясного и молочного были трудны и непривычны для них и они некоторое время ели только молочную пищу. С тех пор, отдавая дань прошлому, на Шавуот перед обедом едят что-либо молочное и лишь затем в отдельной посуде подают праздничные мясные блюда. При этом следует помнить и соблюдать законы, разделяющие мясной и молочный стол.
Главное событие праздника – это, безусловно, слушание Десяти Заповедей во время чтения свитка Торы сразу же после утренней молитвы. Все присутствующие при этом встают, заново переживая тот благоговейный трепет, который первый раз евреи испытали у горы Синай. В этот момент важно не понимание священного языка и смысла заповедей, а сам факт присутствия и участия в происходящем. Поэтому все евреи – мужчины, женщины и дети (включая младенцев) – должны быть в эти минуты в синагоге и, как три тысячи лет тому назад, слышать слова Десяти Заповедей, вне зависимости от того, понимают они священный язык или нет. Ведь их души способны воспринять святость происходящего!
Во второй день праздника Шавуот (так же, как и в Йом-Кипур, Шмини-Ацерет и в последний день праздника Песах) после чтения Торы, те, у кого нет кого-то из родителей, читают поминальную молитву Изкор за души умерших родственников и принимают обещание сделать пожертвование в их заслугу.
В древнем Израиле было расхождение мнений насчет даты праздника. Существовало две больших секты, которые расходились в некоторых пониманиях Торы. Парушим (Фарисеи) считали, что счет должен был начинаться со второго дня Песаха, так как Песах, как и все праздники считались Шабатом. Цадуким (Саддукеи) считали, что нужно дождаться седьмого дня недели по счету и начинать считать с него. С разрушением храма Цадуким исчезли, и мнение Парушим осталось. Поэтому сегодня омер (урожай) всегда отсчитывается со второго дня Песаха и таким образом Шавуот празднуется шестого числа месяца Сивана ежегодно.
В эпоху Храма этот праздник сопровождался обрядами, знаменующими жатву, но в настоящее время помимо нескольких правил нет никаких конкретных символов праздника Шавуот. В Суккот мы строим шалаш, в Хануку зажигаем ханукальную менору, в Пейсах едим мацу, а в Шавуот нет подобных заповедей.
Сегодня некоторые люди празднуют Шавуот так. Вечером при наступлении Шавуота спать не ложатся, а вместо этого всю ночь изучают Тору. По древнему обычаю Тора изучается всю ночь напролет до рассвета. Мудрецы рассказывают, что Израильтяне в ночь Шавуота проспали, и Моше пришлось их будить, чтобы они вышли из шатров и приняли заповеди от Б-га. Считается, что такая традиция и началась, чтобы нашими действиями сегодня исправить и изгладить недостойное поведение наших предков в древние времена. Итак, всю ночь многие бодрствуют, проводя время в изучении Торы.
Другая современная традиция, связанная с этим праздником, наставляет нас читать книгу Рут во время службы в синагоге. Эту книгу читают именно в Шавуот, потому что события, описанные в ней, происходили как раз во время этого праздника, в период жатвы. Есть традиция, которая говорит, что в пищу принимать положено молочные продукты. Многие пытались объяснить эту традицию тем, что когда Израиль принимал Тору, они приготовили пир в честь этого события, но когда узнали из заповедей о некошерных животных, не стали есть их мясо, а насытились молочными блюдами. Все же настоящей причины и истории образования этой традиции не знает никто.
С древних времен паломники, приходя в Иерусалим на этот праздник, приносили с собой овощи и фрукты в Храм, и поэтому образовался обычай в наши дни украшать дома в общинах цветами и зелеными ветвями. Сегодня в диаспоре многие общины в память об этом приносят корзины с фруктами в синагогу или жертвуют эти плоды нуждающимся.