Благословивший жизнь Яаков и его сыновья

| Номер: Август 2018

Франсуа Мэтр. Яаков благословляет сыновей. 1475–1480 гг.

Франсуа Мэтр. Яаков благословляет сыновей. 1475–1480 гг.

Рав Кук считал весьма отрицательным явлением этноцентризм, предполагающий сосредоточение только на проблемах собственного народа, когда общечеловеческая перспектива пропадает из вида. Такой подход проистекает из ограниченности интересов, сложившейся в еврейском народе в течение многих веков галута, побуждавшего еврейство отказываться от своей истинной универсальной сущности. «Когда евреи становятся этноцентристами, они забывают, что предопределены для жизни не только внутри еврейства, но и в более широкой среде, дабы вносить свою лепту в человечество», – писал рав Бенцион Боксер.
Нельзя не учитывать, что сформировался еврейский народ в Египте, то есть там, где царили рабство и идолопоклонство – одни из главных доселе не изжитых пороков человечества. Но «не страшись низойти в Египет, ибо народом великим сделаю тебя там», – говорил Всевышний сомневающемуся по поводу переезда в Египет Яакову. Там сыновья Яакова – родоначальники двенадцати колен Израилевых – получили предсмертное напутствие и благословение своего отца. Именно в Египте Всевышний обратился к Моше из горящего куста, сказав: «Место, на котором ты стоишь, есть земля святая». «Любая точка на земле, где Всевышний проявляет Себя, является святой», – подчеркивается в классических комментариях Сончино к Торе.
«Берешит», гл.49: третий еврейский патриарх Яаков (Израиль), почувствовав приближение смерти, призывает своих сыновей. Но то, что он говорит им, не вполне соответствует привычному нам пониманию напутствия и благословения. В сказанном им называются многие аспекты земного бытия, их позитив и негатив, присущие как евреям, так и неевреям. Почему? Ведь речь идет о его потомстве. Полагаю, в этом одна из библейских аллегорий. То, что Яаков говорит о пороках и достоинствах человечества как о личных проявлениях его сыновей, является, на мой взгляд, его запретом потомкам дистанцироваться от реалий земного бытия. И только после этого он благословляет сыновей.

Итак, речь идет о сопричастности евреев к общечеловеческим проблемам земной жизни – неприукрашенной, пестрящей множеством пороков, в общем, такой как есть. Видимо, поэтому и названы более чем приземленные аспекты земного бытия, такие как торговля, приобретение богатства, физический труд, ратный труд и т.п.
Например – «3евулун на побережье морском обитать будет, и он на берегу корабельном». «Его всегда найдешь на берегу корабельном, в гавани, куда суда доставляют товары, ибо Зевулун занимался торговлей», – объясняет Раши.
Или – «От Ашера, тучен хлеб его, и он доставит яства царские». «Имя Ашер означает «счастливый» или «удачливый». Со значением имени связан смысл благословения, полученного Ашером», – сказано в «Сончино». Еще – «…окунать будет в елей (оливковое масло – Е.Д.) ногу свою» («Дварим» 33:24). «В уделе Ашера будет много масличных деревьев», – отмечал Раши.
Еще Аристотель называл оливковое масло «жидким золотом». Его и доныне так называют. Полагаю, то, что Ашер «окунает в елей ногу свою», подразумевает его богатство. С этим связан еще один любопытный факт.
Двенадцать сыновей Яакова были рождены не только его женами Леей и Рахелью, но и их рабынями. «И родила Зилпа, рабыня Леи, второго сына Яакову. И сказала Лея: «Это мое счастье. Ибо будут девушки восхвалять мое счастье». И нарекла ему имя Ашер» («Берешит», 30:12-13). Почему «будут девушки восхвалять» названное Ашером счастье Леи? Вероятно, потому что уж очень любят девушки богатых, везучих, успешных. Везение, успешность… Всегда ли логически объяснимы их причины?
Физический труд: «Иссахар – осел костистый (ширококостый). …И он увидел покой, что хорош он, и землю, что приятна она, и преклонил он плечо свое, чтоб нести, и стал преданнейшим тружеником. Костистый – это указывает на большую физическую силу» («Сончино»). Что же при такой физической нагрузке означает фраза «И он увидел покой, что хорош он»?
Людям, живущим физическим трудом, в определенной степени проще и спокойней жить, чем тем, кто занимается интеллектуальной деятельностью. Заглушил мотор или выключил станок – и реален полноценный отдых, смена впечатлений. А одержимому идеей – научной, творческой, философской – ни разум, ни сердце так просто не выключить. Порой ни днем, ни ночью не оставляет человека мысль, давит, требует разрешения, четких формул, ответов на самые неразрешимые вопросы… Но нельзя не учитывать, что «золотые руки» – также дар Б-жий. Как говорится, каждому свое.
Упомянуты и воины, защитники отечества: «Гад, рать выступит от него, и он возвратится по своим следам». Каково участие Всевышнего в военных действиях? Известный афоризм «В окопах нет атеистов» дает исчерпывающий ответ на этот вопрос. Что значит «возвратится по своим следам»? Полагаю – какой дорогой воин шел, освобождая свою землю, такой и вернется, не завоевав, не прихватив чужого.
Интеллект, человеческая мысль – их олицетворением является, на мой взгляд, успешно управлявший огромным Египтом Йосеф. «Росток плодоносный Йосеф, росток плодоносный при источнике, побеги – каждый через ограду переступает. Огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы, но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, поддержанные Б-гом Яакова… Всесильным отца твоего, Который помогает тебе», – говорит ему отец.
Подлинная, несущая что-либо новое, охватывающая все сферы человеческого бытия, преодолевающая многочисленные преграды человеческая мысль подобна плодоносной ветви на могучем стволе интеллекта. Многочисленные ограды-преграды не становятся препятствием для ее распространения, утверждения и, соответственно, обретения окружающим миром ее плодов.
Творчество, выражаемое с помощью слова: «Нафтали – лань вольная, он воздает речи прекрасные». «Лань вольная (легконогая). Лань, которая вольна бежать, куда пожелает», – объяснял Раши, что подразумевает, на мой взгляд, свободные устремления мыслей, идей, фантазии.
Благословляя творческий потенциал человека, Яаков говорит и о том, что становится «оградой», то есть препятствиями на его пути: «Будет Дан змеем на дороге, подобно випере на пути его, что жалит пяты коня, и падает всадник его навзничь. На помощь Твою надеюсь, Г-споди».
Випера – вид змеи. «Подобно випере – означает подстерегать», – объяснял Раши. Что здесь подразумевается? Полагаю – препятствия на пути достижения цели. От кого они исходят? Бывает – от обстоятельств, но зачастую и от затаившихся в засаде «випер». Они жалят не человека, а его коня, и в этом главное коварство происходящего. Человек остается живым и здоровым, но полноценно (без коня) продвигаться к своей цели уже не может. Вот и падет навзничь, как убитый. Убитый морально… Подняться, восстановиться – это требует значительных внутренних усилий и ресурсов. Может, поэтому говорит Яаков: «на помощь Твою надеюсь, Г-споди». Но, может быть, в этих словах еще и просьба о вразумлении мыслящих? Ведь именно Творец «вкладывает мудрость в сердце и дает смысл разуму» («Иов», 38:36).
«Биньямин – волк терзающий, утром есть будет ловитву, а вечером разделит добычу». «Он волк, который терзает добычу», – говорил Раши. Может быть, здесь подразумеваются «двуногие хищники», которые, прикрываясь красивыми идеями, возвышенными словами о благе других, устраивают войны, революции, террор, травлю инакомыслящих и т.п. Главное для них – их личные интересы. Ведь в первую очередь они урывают кусок себе («утром едят ловитву»), а объедки, оставшиеся к вечеру, делят между столь ими «защищаемыми и оберегаемыми» остальными.
«Шимон и Леви, братья, орудия злостные их мечи. …Проклят их гнев, ибо могуч, и их ярость, ибо жестока она», – говорит Яаков о двух других своих сыновьях. «Умение убивать незаконно присвоено ими», – подчеркивает Раши. Третий еврейский патриарх проклинает имеющую множество проявлений человеческую жестокость. Наверное, потому что «волки», присвоившие себе право убивать как физически, так и морально, очень сильно влияют на жизнь и облик общества.
Яаков говорит о сохраняющих и утверждающих подлинную человеческую мораль: «Йегуда, тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. От насилия ты, сын мой, удалился. Не отойдет скипетр от Йегуды, и законодатель из среды потомков его, пока не придет Примиритель (Машиах), и ему повиновение народов».
И царь Давид, и его сын Соломон принадлежали к колену Йегуды. Машиах, который устранит вражду, ненависть, угнетение, подчиненность злу и приведет к Б-гу все народы земли, также из этого колена.
Разумеется, невозможно назвать всех – и евреев, и неевреев – способствовавших совершенствованию человеческой морали, но «скипетр от Йегуды, и законодатель из среды потомков его» подразумевают, на мой взгляд, главенствующую роль подлинных этических законов, основы которых были даны Всевышним потомкам Яакова.
Так в чем же суть последнего наставления Яакова сыновьям? Полагаю – достойно принять земное бытие и не отгораживаться от него. «Если ты видишь, что нужно исправить, и знаешь, как это сделать, значит, ты нашел место в мире, которое Б-г оставил для тебя. Но если ты видишь только, как оно безобразно и неправильно, тебя самого надо исправлять», – говорил выдающийся раввин ХХ века Менахем Мендл Шнеерсон. И сыновья Яакова, не выясняя, почему у родного брата все иначе, не жалуясь на несправедливость и трудности, не торгуясь, принимают сказанное отцом и в награду благословляются им.
Ученику, который пожаловался на несовершенство и несообразность мироздания, рабби Менахем Мендл из Коцка ответил: «Ты мог бы сделать лучше? Если да, чего же ты ждешь? Принимайся за работу!»