Роман Полонский: «Наша главная ставка — Еврейское самосознание»

Михаил Френкель | Номер: Май 2012

С тех пор, как главой Еврейского Агентства стал известный в прошлом диссидент и правозащитник Натан Щаранский, развитие еврейского самосознания как успешного залога алии стало важнейшим направлением в деятельности «Сохнута».
Недавно в Киеве побывал один из ближайших соратников Щаранского глава отдела «Сохнута» «Русскоязычное еврейство» РОМАН ПОЛОНСКИЙ. В эти дни состоялась его беседа с главным редактором «Еврейского обозревателя» МИХАИЛОМ ФРЕНКЕЛЕМ.

— Я всегда рад приезжать в столицу Украины и бывать в нашем теплом и приятном представительстве с его замечательными работниками, — начал разговор господин Полонский.. — А непосредственным поводом для нынешнего визита стало прибытие сюда делегации из еврейской федерации Лос-Анджелеса.
— Федерация — один из основных спонсоров Еврейского Агентства?
— Да. Как известно, «Сохнут» в основном получает деньги от спонсоров из США и Европы через «Керен Йесод». Эти люди делают очень много для развития еврейской жизни, за что мы им, естественно, очень благодарны. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы они увидели всю ту работу, которая здесь делается «Сохнутом», и еще раз оценили и поняли, насколько важна их помощь.

— В последние годы после мирового финансового кризиса много разговоров о том, что помощь американских спонсоров все время уменьшается, потому что есть проблемы и в самих США. Насколько это сказывается на взаимодействии «Сохнута» с этими спонсорами?

— Да, сказывается. Но в последнее время эта тенденция уменьшилась. Действительно, после 2008 года было резкое снижение поступления средств. Но сейчас мы вышли на какой-то более-менее определенный уровень. И я не могу сказать, что интерес к еврейской жизни уменьшился. Он был все время. Но готовность помогать и возможность вкладывать была меньше. Сейчас мы видим, что уровень спонсорской помощи растет и мы очень рады этой тенденции.

— А какая стратегия сейчас является основной в работе «Сохнута»? Ведь она менялась на протяжении его работы. В частности, какую долю в деятельности агентства сейчас занимает постсоветское пространство?

— Начнем с того, что ныне по-прежнему почти половина всех новых репатриантов приезжает из бывшего СССР. Причем в последние годы мы видим определенное увеличение этой алии. И, что самое интересное, происходит это в больших городах — Киеве, Москве, Санкт-Петербурге. Мы видим высококвалифицированных, образованных молодых людей, которые ищут для себя интересные перспективы. Они связаны с еврейской жизнью, и в итоге приезжают в Израиль. Это очень радует. Поэтому наша задача — создать для них соответствующие условия абсорбции, что мы, собственно говоря, и делаем. Сейчас мы получили дополнительно два миллиона долларов для того, чтобы создать подходящие пути абсорбции именно для таких молодых людей. Это даст им возможность продолжить обучение на исторической родине и вступить в израильское общество на достаточно высоком уровне. И, естественно, мы будем очень рады всем тем, кто примет участие в этих программах и приедет к нам в Израиль.
При этом я хочу отметить, что очень много евреев по-прежнему остается на территории бывшего СССР и наша ответственность как еврейского агентства распространяется не только на тех, кто приезжает в Израиль, но и на тех, кто остается здесь. И не только во имя будущей алии, хотя я лично верю в то, что не будет достойной алии без свободного и сознательного выбора и без усиления еврейской самоидентификации. Однако мы верим и в то, что продолжение жизни еврейского народа на территории бывшего СССР, существование сильных еврейских общин — это тоже в интересах всех евреев, в том числе и израильтян. Поэтому мы работаем на территории бывшего СССР, как и в других местах планеты, используя наши основные стратегии. Они включают в себя еврейские летние и зимние лагеря, посещение потенциальными олим Израиля. Это может быть Таглит, это может быть МАСА.
РОМАН ПОЛОНСКИЙ Это может быть новая программа, которую мы сейчас создаем — она очень привлекательная для студентов или людей работающих, которые могут взять отпуск летом и приехать в Израиль. Они здесь могут и поучиться, и поработать, принять участие в разных программах. Это также поддержка разных неформальных молодежных организаций. И это, естественно, сама алия. Она открыта для участников любых программ, начиная буквально с 14 лет.

И сегодня наша основная задача — это создать единую стратегию сотрудничества с евреями диаспоры. Здесь главным мы видим усиление еврейской самоидентификации, желания людей быть участниками большой еврейской семьи. А где они это будут делать — в диаспоре или в Израиле — это их свободный выбор.
Что же касается весомости и важности этого региона, то я могу сказать, что совсем недавно «Сохнут» принял очень важное решение о создании специального отдела. Он называется «Русскоязычное еврейство», и включает в себя не только бывший СССР, но и русскоязычное еврейское население Америки и Канады. Вскоре у нас будут посланники также в Австралии и Германии. И это говорит о том, что ЕА придает этому фактору очень большое значение. Мы ведем речь о двадцати процентах еврейского населения мира. Мы говорим о миллионе русскоязычных евреев в Израиле, о 800 тыс. на пространстве бывшего СССР, о 850 тыс. в Америке, 250 тыс. в Германии, 30 тыс. — в Австралии, 30 тысячах в Канаде. Это огромный русскоязычный мир. Но это — еврейский мир, произрастающий из единых корней и разделяющий какие-то общие ценности.

И нужно не забывать, что Агентство сегодня возглавляет Натан Щаранский. «Русскоязычным» отделом руковожу я. Отдел по фандрейзингу возглавляет Михаил Гальперин — выходец из Одессы. И вообще, русскоязычное представительство в сегодняшнем «Сохнуте» очень значительно, и вне всякого сомнения, это оказывает влияние на всю его деятельность.
— Ваш ответ родил у меня один серьезный вопрос. Будем откровенны — довольно долго у некоторых сотрудников «Сохнута», «Натива» и израильского посольства была тенденция считать, что евреям в Украине оставаться не нужно. Нам в свое время даже прямо говорили: «Если вы отсюда не уедете, вас тут быстро перережут». Сейчас эта тенденция изменилась. С чем это связано?
— Что касается «Сохнута», то еще раз напомню о том, кто его возглавляет сегодня. Это автор известных всему миру книг «В защиту демократии» и «Самосознание». Натан Щаранский в свое время выступал в достаточно уникальной роли человека, который с одной стороны был сионистом и боролся за право евреев на выезд из СССР. С другой — он был правозащитником и выступал за изменение внутренней ситуации в Советском Союзе. И сионисты говорили ему: «Какое тебе дело до тех, кто остается здесь? Наше дело — уехать, а здесь хоть трава не расти».

А правозащитники, в свою очередь, упрекали: «Как ты, человек, который думает о правах человека во всем мире, можешь бороться за свою отдельную узкую еврейскую проблему?». Я думаю, что главное — вот это сочетание, понимание того, что одно невозможно без другого, одно проистекает из другого. Это очень для нас важно. Человек не может бороться за права всех людей, если у него нет сильной национальной идентификации. Но в то же время он должен осознавать, что если он обладает сильным еврейским самосознанием, то при этом должен уважать права других людей и быть демократом и либералом.

Мне трудно говорить о том, что было в Сохнуте в 90-е годы и даже позже. Мы пришли в агентство три года тому назад. И Натан сразу же провозгласил, что усиление еврейской самоидентификации, самосознания — это генеральный путь.

Я вам приведу такой пример. Есть дерево, когда на нем созрели плоды — они спелые и их нужно собирать. А есть ситуация, когда дерево нужно поливать, иначе плодов не будет. А есть еще одна ситуация, при которой на дереве растут разные плоды. В природе такого не бывает, а в человеческой жизни сплошь и рядом — когда на «дереве» растут разные плоды и все они нам важны. Мы сегодня в ситуации, когда мы поливаем дерево, когда мы усиливаем еврейское самосознание, чтобы эти плоды появились. Но плодами может быть не только алия, плодами может быть активное участие в еврейской жизни в диаспоре, плодами может быть спонсорская деятельность в пользу Израиля, плодами может быть защита Израиля, волонтерская деятельность. Главное — поднять еврейское самосознание.

Период, когда в «Сохнуте» кто-то мыслил категориями «чем хуже евреям в диаспоре, тем лучше» закончился. Сегодня мы знаем, что путь к алие и к продолжению жизни нашего народа лежит через укрепление еврейского самосознания. А это очень трудно, практически невозможно осуществить без еврейской жизни, без общин Украины, России и других стран. И поэтому я вижу сейчас много молодых людей, которые приехали в Израиль в результате свободного выбора. Они побывали на МАСЕ, они побывали на Таглите, они пожили немножко в Израиле, они поняли, что эта страна им нравится, что они хотят здесь быть. И это их свободный выбор. Я уважаю выбор тех, кто побывал на Святой Земле и вернулся, работает в Украине и продолжает сохранять крепкую связь с Израилем, потому что это люди с высоким еврейским самосознанием.

— Недавно я чуть было не попал впросак. Один журналист прислал к нам в редакцию материал, в котором возмущался тем, что ряд известных представителей научной элиты Великобритании призвали к бойкоту своих израильских коллег. Автор материала с большущим возмущением клеймил этих, как он их назвал, «ученых, но дремучих антисемитов». Материал был в целом написан неплохо, и я уже собирался его опубликовать. Но выручила многолетняя интуиция. Решил перепроверить факты. И что оказалось? Да, призыв к бойкоту был, но те, кто к нему призывал, оказались британскими учеными… еврейского происхождения. Очевидно, так они хотели показать окружающим свою «беспристрастность» в ближневосточном конфликте…

— Я, честно говоря, не думаю, что «Сохнут» вообще должен работать с такими людьми. Потому что они очень заидеологизированы. Ведь это не новость, что всегда в еврейской среде существовали субъекты, которые отрицали свое собственное еврейство, отрицали Израиль, говорили что он не нужен. Поэтому я не вижу серьезной целью «Сохнута» сосредоточить свои усилия на этих людях. Они во многом безнадежны. Основные наши усилия должны быть направлены на другое.

Мы в свое время в СССР были евреями, потому что никем другим нас никто не воспринимал. Мы росли в ситуации, при которой мы не выбирали своего еврейства. Оно существовало как данность. Ныне же быть евреем — это выбор. Например, растет ребенок в семье, где бабушка еврейка или дедушка еврей, или даже все евреи, но никаких традиций нет. Что, собственно, связывает его с еврейством? Раньше это был государственный антисемитизм, сегодня его нет. В этой ситуации приходим мы и открываем, что еврейство сегодня — это очень интересно, это философия, это традиции, это замечательная страна, это новейшие технологии, это музыка, это культура. Поэтому для нас очень важно эту, иногда очень скрытую черту, существующую в людях с еврейскими корнями, выявить, сделать ее ведущей и потом вызвать на основе этого гордость за свой народ, чтобы каждый из нас мог сказать: «Быть евреем — это хорошо! Это — модно, клево! Евреи — прекрасная нация и я горд тем, что я принадлежу к ней». Вот, мне кажется, на что должны быть направлены все наши усилия.

— А здесь и я позволю себе сказать откровенно. За немалые годы сотрудничества с «Сохнутом» мне не раз приходилось слышать от его сотрудников о том, как важно для них сотрудничество с еврейской прессой. Однако, увы, со временем слов в наших взаимоотношениях стало заметно больше, чем дел.

На протяжении девяностых годов в Иерусалиме ежегодно проходили грандиозные конгрессы еврейских журналистов. На них присутствовали и выступали самые высокие должностные лица Израиля, известные политики других стран. Здесь проходил интереснейший обмен опытом работы, организовывались увлекательнейшие поездки по Израилю, после которых во многих странах мира рождались, публиковались и шли в телеэфир разнообразнейшие материалы о жизни еврейского государства…
Но вот уже более десяти лет как такого праздника у нас нет. Да, понятное дело, что при нынешних непростых экономических временах вряд ли может идти речь о больших конференциях. Но ведь нет вообще ничего.
Между тем, тезис о том, что тот, кто владеет информацией — владеет миром, по-прежнему остается актуальным. В связи с этим как президент Ассоциации еврейских СМИ Украины хотел бы от имени коллег спросить вас: «А разве все же не существует возможности более тесного сотрудничества «Сохнута» и еврейских СМИ?». По-нашему мнению каких-то заоблачных средств на это не потребовалось бы. А польза еврейскому делу могла бы быть большая.

— Уважаемый Михаил, мы ведь с вами коллеги. Я в прошлом — журналист, вел политическую программу на 9-м канале израильского телевидения, работал на радио, сотрудничал практически со всеми русскоязычными изданиями. Поэтому я, думается, очень хорошо понимаю значимость прессы.

— Особенно в условиях, когда делается упор на возрождение еврейского самосознания.

— Естественно, но остаются проблемы, о которых мы уже сегодня упоминали. Нужно искать средства. Задач много, а бюджет, как говаривали в советские времена, не резиновый. И, тем не менее, повторю, сотрудничество с еврейской прессой для нас действительно важно и, полагаю, мы приложим все усилия, чтобы оно активизировалось.

— Тем более, что работающие в ней люди никогда, в отличие от иных коллег, не скрывали своего еврейского происхождения, чувств и уважения к истории и культуре своего народа.

— А что в независимой Украине до сих пор есть журналисты, боящиеся, как в советские времена, упоминать о своих еврейских корнях?

— Да, есть. И, к слову, некоторые из них вполне «галахические».

— Это странно. Но тем более нам нужно идти на сотрудничество с теми из журналистов, кто готов помогать в нашей работе. И здесь нам есть над чем подумать и что решить.

А завершая наш разговор, я хотел бы подчеркнуть, что сегодня Еврейское Агентство и его русскоязычный отдел видят свою основную задачу в том, чтобы помочь тем, кто хочет оставаться евреем. А также содействовать тем, кто не ощущает себя евреем, осознать свое еврейство, и сделать тот выбор, который с их точки зрения является правильным. Наша задача — предоставить им все возможности для того, чтобы такой выбор состоялся.