«ВЕЛИКОЕ СЧАСТЬЕ» СЕРГЕЯ ЮРСКОГО

| Номер: Март 2015

Сергей Юрский с женой Натальей Теняковой

Сергей Юрский с женой Натальей Теняковой

16 марта исполнилось 80 лет Сергею Юрскому – первому Остапу Бендеру советского экрана. Образ «великого комбинатора» в исполнении Юрского стал классикой советского кино, а сам актер приобрел в народе двойную фамилию – Бендер-Юрский. На момент съемок легендарного фильма Юрскому было 33 года, как и Бендеру в романе Ильфа и Петрова. «Мне тридцать три года – возраст Иисуса Христа. А что я сделал до сих пор?…» – спрашивал себя герой Юрского.
Годы спустя актер может похвастаться не только солидным списком ролей. Подобно «великому комбинатору» он совмещает в своей жизни сразу несколько профессий, выступая одновременно в качестве постановщика спектаклей, сценариста, писателя.

Сергей Юрский родился 16 марта 1935 года в Ленинграде, в театрально-музыкальной семье. Юрский – не псевдоним, как считают многие, а настоящая фамилия актера. Псевдонимом она была для его отца – художественного руководителя Ленинградского цирка Юрия Жихарева.

Из воспоминаний Сергея Юрского: «Мой отец был известным режиссером, актером, театральным деятелем. Он был родом с Украины, взял себе псевдоним Юрский в честь известного украинского актера и театрального деятеля Гната Юры, поклонником творчества которого являлся. Со стороны мамы у меня еврейские корни. Моя мама Евгения Михайловна была очень талантливым музыкальным педагогом. … Об актерстве я мечтал с детства. Отец часто приводил меня на работу в цирк, и я, стоя за кулисами, представлял, как буду выступать клоуном на манеже».
Со временем мечта связать свою жизнь с цирковым искусством претерпела изменения, и в какой-то момент Сергей решил стать театральным актером. Однако, как это часто бывает в театральных семьях, родители не очень хотели, чтобы он связывал свою жизнь с театром. Узнав о подобном решении сына, они изначально приняли его весьма прохладно. Именно поэтому свой творческий путь Сергей начал несколько позднее, чем большинство других актеров. Окончив школу в 1952 году (получив, кстати, при этом золотую медаль), он поступил на юридический факультет Ленинградского университета. Там молодой человек начал впервые играть в студенческом театре. Именно здесь, а не в учебных классах, он делал свои самые значительные успехи, и именно здесь, на студийной сцене, росло и крепло в Сергее убеждение, что его настоящее призвание – театр. Его любила публика, представить себе будущее без сцены было все труднее, и в какой-то момент парень просто оставил юриспруденцию и, наперекор родителям, решил поступать в Ленинградский театральный университет. Здесь на курсе Леонида Макарьева молодой актер совершенствовал свое врожденное мастерство. И очень скоро это принесло свои плоды. До сих пор Сергей Юрьевич с особой благодарностью вспоминает об уроках Макарьева, об учебных работах и репетициях под его руководством. Макарьев первым увидел в юноше острохарактерного актера, уже с 1-го курса начав готовить с ним роль Карандышева в «Бесприданнице» А.Н.Островского.
После окончания 2-го курса Юрский был принят в Большой драматический театр имени М.Горького. Первой его ролью на этой сцене была роль Олега в спектакле «В поисках радости» В.Розова. А первое свое выступление молодой актер запомнил на всю жизнь.

Из воспоминаний Сергея Юрского: «Это было как раз в канун Нового года. Мой первый спектакль. Пришел за три часа до начала. И угораздило меня зайти в буфет. Вижу – сидит легендарный Виталий Полицеймако. Он подзывает меня и спрашивает: «Вы сегодня впервые на подмостках играете?» Я киваю. «А вы традицию-то первого выхода знаете? – говорит он. – Чтобы сцена вас приняла, надо полить ее спиртным». Я лечу в магазин, покупаю две бутылки шампанского. Иду за кулисы, щедро поливаю сцену и успокаиваюсь. Тут надо заметить, что в БДТ было очень жестко с алкоголем. Товстоногов категорически не переносил спиртного в стенах театра. И вдруг за полчаса до премьеры учуял за кулисами явный запах алкоголя. Он в панике бросился искать виновных. Обежал весь театр, но все трезвые. Полицеймако подозвал меня к себе и тихо спросил: «Полили? Ну теперь отвечайте за это…»
Тем не менее премьера прошла успешно, пьеса Розова долго оставалась в репертуаре, а актерская работа Юрского в спектакле была отмечена искренностью и непосредственностью исполнения.
Так начался ленинградский период творчества артиста – очень насыщенный и очень успешный. «Синьор Марио пишет комедию» А. Николаи, «Океан» А. Штейна, «Божественная комедия» И.Штока, «Три сестры» А.П.Чехова, «Карьера Артура Уи» Б.Брехта, а также многие другие постановки сделали молодого актера настоящей звездой БДТ, принесли ему заслуженную любовь и уважение зрителей.

Из воспоминаний Сергея Юрского: «Ленинградский период, конечно, был самым счастливым в моей актерской жизни. Это половина, причем первая половина жизни, родина. Свою популярность в Ленинграде объясняю счастливым сочетанием ролей и прекрасными свойствами российских зрителей. Они ценят, любят, понимают театр, не забывают.
Мои самые дорогие роли – Чацкий, Илико, Мольер. Дорогих партнеров много, очень много. Их перечень мне легко сделать, но он будет велик: Копелян, Шарко, Лавров, Басилашвили, Данилов, Попова, Тенякова, Плятт, Раневская, Хазанов, Евстигнеев, Филатов… Для меня всегда самое важное – театр…»

Но все же главным событием того периода оказалась роль Чацкого в постановке Г.Товстоногова «Горе от ума» А. Грибоедова.
Именно эта актерская работа поставила Юрского в один ряд с признанными деятелями театра, обеспечив его новыми интересными ролями, а также принесла ему в 1968 году звание Заслуженного артиста РСФСР. Вообще работа под руководством главного режиссера БДТ Товстоногова – отдельная и очень важная для Юрского страница творческой жизни, даже несмотря на их дальнейший разлад.

Из воспоминаний Сергея Юрского: «Товстоногов рано стал театральным учителем. Среди его учеников немало заметных и выдающихся режиссеров. Вспоминая мэтра, все они говорят, что он учил, не подавляя, а давая простор развитию индивидуальности.
…Я не был его учеником, а был его актером и впитал его школу через практику двадцати лет общения и нескольких тысяч представлений на сцене БДТ. Я бесконечно люблю его – в буквальном смысле слова. Судьба развела нас, и он давно покинул этот мир. И век уже другой, и я много лет иду своей дорогой по другому пространству с другими сотрудниками. Но сегодня, как и прежде, он остается первым и главным режиссером в моей жизни».

Несмотря на счастливую творческую жизнь в Ленинграде, на множество замечательных ролей в БДТ, после двадцати лет работы в 1978 году Сергею Юрскому пришлось уйти из родного театра. Есть несколько версий этого ухода – запрет зоринского «Диона», где актером была сыграна главная роль; ревность режиссера Товстоногова к режиссеру Юрскому (уже тогда он занялся и режиссурой. Сначала саморежиссурой на концертной эстраде, потом – Хэмингуэй на телевидении, затем «Мольер» и «Фантазии Фарятьева» в театре).
Хотя скорее всего одной из главных причин невозможности продолжения работы в БДТ стала нелюбовь к Юрскому ленинградских партийных боссов и пристальное внимание КГБ к его деятельности. «Меня тогда вызвали в КГБ и сообщили, что такого актера как Сергей Юрский больше не существует», – вспоминал потом Сергей Юрьевич. В свое время актер публично осудил ввод советских войск в Чехословакию, кроме того он открыто общался с опальным Солженицыным, а этого власти уже не могли простить. Имя актера, дискредитировавшего «высокое звание советского человека», стали снимать с афиш, вырезать из программ и титров.
Так Юрский вынужден был покинуть Ленинград. Вместе с ним из БДТ ушла его жена актриса Наталья Тенякова. Супруги переехали в Москву, где первое время им пришлось жить в гостинице. Однако со временем дела наладились, Тенякова и Юрский начали успешно работать в столице. Сергей Юрьевич стал артистом Московского театра имени Моссовета. Многие театралы ожидали, что он придет к Эфросу или Ефремову, но этого не произошло. В Театре имени Моссовета Юрский поставил «Тему с вариациями» Алешина с участием Р.Я. Плятта, «Не было ни гроша, да вдруг алтын» и «Правда хорошо, а счастье лучше» Островского (в этом спектакле у Юрского играла сама Ф.Г.Раневская), «Орнифля» Ануйя… Юрский ставит не только в театре Моссовета, не менее успешно он работает и на других московских площадках, так среди несомненных удач – «Игроки-XXI» по мотивам пьесы Гоголя, «Стулья» Ионеско, «Провокация» Вацетиса.
Несмотря на то, что киноактером Юрский себя «не считает», многие из его киноролей стали классикой кинематографии. Знаменитым Сергея Юрского сделали, во-первых, первая же крупная роль в комедии Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда», и во-вторых, роль Остапа Бендера в «Золотом теленке» Михаила Швейцера. Затем последовали работы в фильмах «Республика ШКИД», «Интервенция», «Место встречи изменить нельзя», «Маленькие трагедии», «Ищите женщину», «Любовь и голуби», «Конец вечности», «Королев» и многие другие – каждая из этих картин стала важной ступенькой в карьере Сергея Юрского. В общей сложности талантливый актер за свою долгую жизнь исполнил порядка пятидесяти экранных ролей. Он играл Циолковского, Оппенгеймера, Сиднея Рейли, а также многих других интересных персонажей. Такой насыщенной фильмографии можно только позавидовать. Глядя на список ролей, понимаешь, что многочисленные награды актера совсем не случайны. Медаль Пушкина, два ордена «За заслуги перед отечеством», премия фестиваля «Кинотавр», а также звание Народного артиста России – все это лишь малая толика того признания, которого действительно заслуживает наш сегодняшний юбиляр.
Параллельно театральным и киноролям существовала и ширилась концертная деятельность Сергея Юрьевича. Рассказы Чехова, Зощенко, проза Гоголя, Бабеля, Шукшина, поэзия Пушкина, Пастернака, Мандельштама… Для актера подобные выступления – это уникальная возможность побыть и режиссером, и актером, и автором композиции, наверное, поэтому Юрский с особым трепетом относится к такой работе. Благодарный зритель отвечает взаимностью – залы на моноспектаклях, концертах Юрского всегда переполнены. Любой уважающий себя театрал скажет вам, что Юрский – непревзойденный чтец с колоссальным репертуаром, едва ли не лучший среди всей актерской братии. В этой ипостаси его знают и во всем мире. Недаром огромным успехом пользовалась его литературно-театральная программа «Пушкин и другие», с которой он совершил мировое концертное турне по лучшим залам Нью-Йорка, Лондона, Парижа, Иерусалима, Берлина, Киева, Санкт-Петербурга, Вильнюса …
Нередко на концертах звучат и стихи его собственного сочинения. Вне театральной сцены Сергей Юрский также занимается литературным трудом. Он автор нескольких книг, среди которых «Кто держит паузу», «В безвременье», «Попытка думать», «Все время жара».
И сегодня Сергей Юрьевич играет много, практически каждый день в разных театрах. Ведь кроме постоянной работы в Театре имени Моссовета, он еще и артист МХАТ имени А.П.Чехова и театра «Школа современной пьесы». Его постоянной партнершей во всех перечисленных театрах остается Наталья Тенякова, а с некоторых пор вместе с родителями на сцену выходит и дочь актриса Дарья Юрская.
Сергей Юрский – человек редкого таланта и редкого чувства собственного достоинства в профессии. Давайте еще раз послушаем его самого – ведь лучше не скажешь…

Из воспоминаний Сергея Юрского: В моей жизни не раз было такое:… того, что можно назвать радостным пониманием, совпадением взглядов, единомыслием, почти не бывает. Единственные реальные минуты единомыслия – это минуты единения артиста и зрительного зала в момент исполнения. И это великое счастье. Поэтому я очень люблю свою профессию. Ни писатели, ни кинематографисты, попивающие водку в ожидании окончания сеанса, чтобы выйти в зал и прокричать публике: «Я люблю вас!», не знают актерского счастья, когда публика реагирует там, где надо, а иногда неожиданно – это особое счастье – смехом или замиранием там, где ты и не надеялся, и не предполагал. Что бы там ни было, люди стремятся к атмосфере взаимопонимания. А этого не бывает нигде, кроме театра. Поэтому театр никогда не умрет».
Согласитесь, это слова Артиста с большой буквы.