ДВЕ СТРАСТИ ДАВИДА СИГАЛОВА

Юрий ВИЛЕНСКИЙ | Номер: Июнь 2018

Сентиментальность… Это состояние души, определяемое как чувствительность, многогранно. И все же особый отклик в моей душе вызывают люди, посвятившие себя святому делу – врачеванию детей, хрупких цветов нашей жизни. Во всяком случае, трогательные и сентиментальные чувства вспыхивают во мне всякий раз, когда я всматриваюсь в контуры старинной постройки – здания бывшей поликлиники у входа на территорию известной киевской больницы «Охматдет».
Совсем рядом, по проспекту Победы, с рассвета и до заката потоком несутся машины – словно знак суетности бытия. Но если подняться чуть вверх и остановиться у старой поликлиники, то перед глазами открывается вид на другие корпуса «Охматдета», лечебного учреждения, все этапы истории которого символизируют стремление к самой светлой и великой цели – всесторонней защите и охране здоровья матери и ребенка. И яркой величиной в этой благородной панораме перед нами предстает личность известного киевского врача-педиатра и признанного коллекционера-мецената Давида Лазаревича СИГАЛОВА.
Давид Сигалов, родившийся в Переяслав-Хмельницком в 1894 году, принадлежал к так называемому «булгаковскому поколению». В 1912 году после блестящего окончания гимназии с золотой медалью, что позволило ему преодолеть «процентную норму», Давид был принят на медицинский факультет Киевского университета Святого Владимира. Кстати, в то же самое время, на два курса старше, там учился и сам Михаил Булгаков.

Уже через два года грянула Первая мировая война и, хотя университет и продолжал работать, большинство старшекурсников-медиков были направлены на фронт. Среди них был и Сигалов, которому пришлось стать полковым врачом, несмотря на совсем молодой возраст. После контузии Давид был демобилизован, работал детским врачом в родном тихом городке, и лишь к двадцатым годам вернулся в Киев. Как раз в то время в нашем городе происходило становление педиатрии как науки. В частности, на переломе ХІХ и ХХ столетий кафедру и клинику педиатрии, построенную на благотворительные средства, основал и в течение многих лет возглавлял один из лучших ученых в этой сложной и часто драматической медицинской отрасли профессор Василий Егорович Чернов. Он и подготовил целую плеяду талантливых детских врачей, среди которых был и доктор Сигалов.
Прекрасный клиницист, определявший диагноз больного ребенка не только с помощью знаний, но и с помощью врачебной интуиции, Давид Сигалов всегда большое внимание уделял профилактике детских заболеваний, постоянно настаивал на пользе свежего воздуха и соответственно закаливания для своих маленьких пациентов.
Это не означает, что доктор Сигалов пренебрегал лекарствами – их тщательный выбор помогал бороться с бронхитами и пневмониями еще до появления антибиотиков. Мне помнится, например, рецепт превосходного средства против кашля, составленный Сигаловым, причем из весьма простых составляющих, в частности, из фитина. Помню об этом, потому что в детстве я довольно часто болел, перенес скарлатину и коклюш, и в самые трудные для меня и для моей мамы моменты выздоравливать мне помогал именно Давид Лазаревич. Его рекомендации были целительными, он давал их во время своих посещений, благо жили мы совсем близко.
После войны Давид Лазаревич сначала обитал в одном из старых зданий по Владимирской улице, но потом дома эти заменил безликий многоквартирный гигант напротив Оперного театра, и доктору предоставили небольшую жилплощадь по ул.Михайловской. Как раз стены той двухкомнатной квартиры и стали хранилищем для многих уникальных живописных полотен, ведь Давид Сигалов был известен и как серьезный коллекционер. Собственно, в его жизни были две проникновенных страсти – преданность врачебной практике и любовь к изобразительному искусству.
Но пока поговорим о страсти первой – о медицине. Еще в довоенный период Давид Лазаревич был приглашен в состав кафедры педиатрии Института усовершенствования врачей. Там он передавал коллегам свой клинический опыт, в котором гармонично сочетались глубокие знания и диагностическая интуиция.

«Улица в Севилье», Александр Головин, 1908 г. Из коллекции Давида Сигалова

«Улица в Севилье», Александр Головин, 1908 г.
Из коллекции Давида Сигалова

С началом войны кафедра прекратила работу. Многие ее сотрудники, призванные на фронт, в частности, молодой врач Скловский, сын создателя знаменитой киевской амбулатории «Капля молока» Евгения Скловского, погибли в боях. Давид Лазаревич вместе с воспитанниками детских домов (всего более 400 детей) был эвакуирован в Пензенскую область, работал там в госпитале и лечил подопечных раненых столь же умело, как и маленьких своих пациентов.
После войны – вновь Киев. Более двадцати лет Сигалов руководил своей кафедрой в составе Института усовершенствования врачей. Его совершенно справедливо величали профессором, хотя он имел лишь ученую степень кандидата наук, защитив диссертацию по теме «Пневмонии у детей раннего возраста». Вообще научных трудов Давид Лазаревич оставил после себя немного, ведь он всегда отдавал предпочтение именно практической работе. И вместе с тем его «школа» – это многочисленная когорта врачей-педиатров, сердцем и разумом посвятивших себя лечению детей, защите их здоровья.
Среди воспитанников Давида Лазаревича выделяется академик АМН СССР и Украины, член Американской академии педиатров, почетный гражданин Киева Елена Михайловна Лукьянова, чье имя сегодня носит Институт педиатрии, акушерства и гинекологии НАМН Украины. С началом войны молодой студентке Елене Лукьяновой пришлось бросить учебу в медицинском институте и стать подпольщицей и медсестрой в партизанском отряде на родной Черниговщине. После победы девушка вернулась на студенческую скамью, а затем уже молодым врачом-педиатром попала под заботливое крыло Давида Лазаревича. Собственно, как раз Сигалов разглядел в Лукьяновой незаурядный врачебный талант. Елена Михайловна до конца своих дней невероятно трепетно и сердечно вспоминала о Давиде Лазаревиче, всегда называя его главным своим учителем.
Сам Давид Лазаревич после войны трудился в знаменитом «Охматдете», о котором мы вспоминали выше. Помнится его 80-летний юбилей, который широко отмечался всей больницей. Он был гордостью этой известной на всю страну детской клиники, и о годах его работы там напоминает мемориальная доска, скромная, но с невероятно теплыми памятными словами.
А теперь – о художественной галерее в маленькой квартире на ул.Парижской Коммуны, как тогда именовалась Михайловская. Давид Лазаревич собирал картины много лет, тратил на эту свою страсть все средства и сам при этом жил очень скромно. Он коллекционировал разные картины, но особо любил живопись «серебряного века». В его коллекции были работы Константина Коровина, Сергея Жуковского, Филиппа Малявина, Зинаиды Серебряковой, Константина Богаевского, Валентина Серова, Александра Бенуа, Михаила Врубеля, Бориса Кустодиева. Свое необыкновенное собрание Сигалов завещал Музею русского искусства на Терещенковской, который теперь называется Национальный музей «Киевская картинная галерея».
В свое время, накануне вынужденной эмиграции, дома у доктора Сигалова побывал создатель бессмертной повести «В окопах Сталинграда» Виктор Некрасов. С волнением и грустью перед расставанием с Киевом всматривался он в картины, сплошь заполнившие стены маленькой квартиры. Однажды и мне посчастливилось побывать в этом уникальном домашнем музее. Как-то я встретил Давида Лазаревича на нынешнем Майдане Независимости – он шел один, постаревший, ссутулившийся, не привлекая внимания. Я поздоровался, мы поговорили, и он пригласил меня к себе.
О Сигалове мне не раз с восторгом рассказывала Фаина Семеновна Горер, юрист и знаток искусства, его давняя знакомая и страстная поклонница. Запомнился такой рассказанный ею случай. Поздно ночью позвонил Давид Лазаревич и взволнованно сообщил – в квартире прорвало водопровод, вода быстро поступает, картинам грозит опасность. «Что делать?» – спрашивал он в растерянности. «Позвоните в райком партии!» – посоветовал муж Фаины Семеновны Григорий. Давид Лазаревич так и сделал – и действительно в считанные минуты прибыла аварийная бригада, воду откачали, полотна не пострадали.
В 1984 году в Музее русского искусства состоялась выставка работ из коллекции Сигалова, посвященная его 90-летию. В следующем году Давида Лазаревича не стало. Но полотна из его коллекции, которые с 1986 года находятся в музейном фонде, выставляются каждые пять лет, некоторые находятся в постоянной экспозиции. В 2016 году в честь 30-летия обретения этого уникального собрания живописи музей представил выставку избранных работ художников конца ХIХ-начала ХХ века, и афишу этой выставки под названием «Коллекция Давида Сигалова» украшал натюрморт «Цветы Армении» работы Мартироса Сарьяна.
Вот так доктор Сигалов остался в сердце и в душе нашего города – «он между нами был…». Конечно, Киев должен помнить о таком человеке как Давид Лазаревич и, наверно, было бы справедливо, если бы на прекрасных киевских просторах появилась, наконец, улица, носящая его имя.

Юрий ВИЛЕНСКИЙ, специально для «Еврейского обозревателя»