Майкл Дуглас. Он еврей?

Михаил ФРЕНКЕЛЬ | Номер: Август 2015

(Мы и внегалаХический разум)

Майкл Дуглас на вручении премии «Генезис»

Майкл Дуглас на вручении премии «Генезис»

– Скажите, вы еврей?
Пожилой мужчина, задавший этот вопрос, пристально вглядывался в мое лицо.
– А разве на ступенях синагоги в кипе на голове может стоять кто-то другой? – иронично осведомился я.
– А… знаете, всякое бывает…
Что ж, действительно бывает. Знавал я еврейку по фамилии Шевченко. А вот Клара Цеткин, которую явные и латентные антисемиты уже немало лет обвиняют в том, что она Международный женский день «привязала» к еврейскому празднику Пурим, на самом деле еврейкой вовсе не была. В этом еще в 30-е годы прошлого века к своему величайшему удивлению и разочарованию убедились серьезные ребята из гестапо.
Да, внешность не всегда о чем-то явно говорит. Например, есть одна известная актриса в России с ярко выраженной славянской внешностью, а она оказывается – таки да по Галахе. А вот украинский премьер-министр, внешне похожий на ученика иешивы, так он – вовсе нет. У него даже документ имеется об «арийском» происхождении до четвертого колена. Он его во время очередной предвыборной кампании обнародовал.
Да и кого сегодня вообще можно считать евреем?

Если спросить об этом ультраортодокса, то он тебя в споре слюной забрызгает, доказывая, что даже полшага отступления от Галахи смертельно для еврейского народа. С другой стороны – кто из живших на просторах Страны советов евреев не гордился причастностью к нашему народу «негалахических» Высоцкого и Каспарова?
Вообще-то эта тема для еврейских дискуссий чрезвычайно обширна и имеет множество аспектов. Об одном из них мне хотелось бы сказать пару слов. Но прежде приведу мнение по данной проблеме человека, своим жизненным путем заслужившим, чтобы к его словам прислушивались. Речь о знаменитом советском отказнике Иосифе Бегуне, которого не могли сломить ни тюрьмы, ни преследования тоталитарного режима. В июльском номере нашей газеты была опубликована его статья, в которой он, в частности, говорил:
«Я понимаю, что само понятие «еврейский народ» – спорное, знаменитый вопрос «кто еврей?» не имеет однозначного ответа, споры об этом продолжаются. Я, к сожалению, склоняюсь к тому, что мы не являемся единым народом – у нас существуют слишком серьезные мировоззренческие различия. Евреи диаспоры – очень сложный феномен, кого именно там считать евреем – вопрос тоже неоднозначный, прежде всего, потому, что там очень далеко и глубоко зашел процесс ассимиляции. Например, в Америке принято считать, что еврей – это тот, кто хотя бы один раз в году ходит в синагогу, как правило в Йом-Кипур – то есть их еврейство определяется через их принадлежность к религиозной общине. Но есть немалая часть американского еврейства, которая и в Йом-Кипур не ходит в синагогу… Если полагать так, то выходит, что эти люди – больше не являются частью нашего народа? Нередко можно слышать – да, они не евреи. Я категорически с этим не согласен, так как не считаю религию определяющим фактором еврейства наших дней».
Лично я, возможно, не был бы так категоричен в отношении религии, но с тем, что не только она ныне определяет кто еврей, а кто нет, согласен.
Как по мне, проблема здесь весьма серьезная. И создана она на самом деле не самим иудаизмом, во многом спасшим наш народ от исчезновения во время многовековых скитаний в галуте. Проблема в субъектах, безапелляционно присвоивших себе, и особенно это ощущается в Израиле, право от имени Всевышнего и государства определять еврей ты или нет.
Но это опять-таки очень обширная тема. А, как я уже сказал, сегодня хотелось бы поразмышлять немного о другом аспекте современного еврейского вопроса. О чем именно? А вот о чем – если послушать многих еврейских политиков, публицистов и раввинов, врагом еврейского народа номер один, более опасным, чем ХАМАС, Хизбалла и Исламское государство вместе взятые, является ассимиляция. Действительно – она всегда опустошала еврейские ряды. Еще в Средневековье кто-то не выдерживал нелегкого груза еврейской судьбы, гонений и переходил в ислам или христианство. Вспомним хотя бы несколько десятков тысяч марранов, которые предпочли иную религию изгнанию из страны, где они привыкли жить. Затем уже в просвещенные времена очень часто евреи, особенно это касалось людей, желавших добиться больших жизненных успехов, а также творческой интеллигенции, старались идентифицировать себя с культурой страны, в которой они жили, и потому принимали религию ее народа. Какие значительные имена мы встречаем среди них? Гейне стал великим немецким, а не еврейским поэтом. А Пастернак и Мандельштам – гениями русской литературы. А Маркс? А Дизраэли? А прекрасный врач Александр Дмитриевич, бывший Исроэль Бланк, дважды вылечивавший Тараса Шевченко от серьезных болезней? И бывший, как потом выяснилось, дедушкой вождя революции. Список можно продолжать долго. Как правило, их супруги не были еврейками или тоже принимали христианство. Такую же судьбу, как эти известные деятели культуры и науки, выбирали себе и многие рядовые граждане.

Майкл Дуглас и Кэтрин Зета-Джонс с детьми на церемонии  «Генезис» в Иерусалиме

Майкл Дуглас и Кэтрин Зета-Джонс с детьми на церемонии
«Генезис» в Иерусалиме

В новые времена особых размеров ассимиляция достигла в пределах двух наиболее могущественных государств планеты – США и СССР. Причины, правда, были совсем разные. В Америке ассимиляция происходила, что называется, от хорошей и свободной жизни – в этой жизни не было необходимости в поддержке общины. В Советском же Союзе заложенный Сталиным в первые послевоенные годы государственный антисемитизм заставлял многих евреев «мимикрировать» под окружающую среду. В этих условиях браки с неевреями давали хороший шанс будущим детям не испытывать горьких обид при поступлении в вуз и на работу. Однако, если в Штатах реформисты хоть как-то пытались спасти ситуацию, приглашая на свои молебны и праздники не только евреев и евреек, но и их жен, мужей, и «негалахических» детей, то в СССР это делать было некому, и число евреев «по паспорту» сокращалось.
Совершенно гротескную, но правдивую историю рассказала мне знакомая коллега-журналистка. Она – еврейка, вышла замуж за серба. У них родилась дочь. Девочка с детства проявляла хорошие математические способности, участвовала в олимпиадах и после окончания школы решила поступать на мехмат Киевского государственного университета. Какие «тенденции» по еврейскому вопросу в те годы царили в данном учебном заведении, автору этих строк известно не понаслышке. Но это отдельная личная история.
Да, нравы были еще те. И поэтому моя знакомая очень переживала за дочь, хотя в «пятой» графе паспорта девушки значилась «правильная» славянская национальность. Толковая девочка таки поступила на престижный факультет. Но тогда у матери появились новые опасения. Она боялась, что когда однокурсники узнают о еврействе ее дочки, то станут к ней плохо относиться. Однако финал этой истории был не грустным, а забавным. На первой же вечеринке вино развязало молодым людям языки. И оказалось, что примерно 90% студентов в группе тоже «хромают» на пятую графу. Хэппи-энд! Голливуд отдыхает.
Так было. Но сегодня, когда, согласно статистике, евреев в Израиле больше, чем в остальном мире, насколько актуальна борьба с ассимиляцией?
Да, актуальна! – твердят еврейские общественные деятели, политики, и само собой раввины. Особенно с учетом того, что статистика далеко не всегда выявляет истину. И в США, и в Европе, и на бывшем постсоветском пространстве еще достаточно людей, которые, даже в условиях отсутствия соответствующей графы в документах, по разным причинам опять-таки не спешат подтверждать свое еврейство.
Итак, бороться с ассимиляцией надо. Ведь евреев на планете так мало! Но как это сделать? Если не вдаваться в нюансы, то существуют два способа противостояния «распылению» еврейского народа. Первый – борьба с межнациональными браками, и второй путь наоборот – возвращение в лоно еврейства тех, кто отошел от него, и их детей.
Мой опыт изучения проблемы свидетельствует о том, что первый путь в условиях современного глобального мира контрпродуктивен. Евреи, Барух hа-шэм, уже не живут в гетто, и кагал никого не может заставить поступать против его выбора. Здесь мы, если хотим быть честными перед собой, должны сказать, что у этой, казалось бы, сугубо внутренней еврейской проблемы есть очень важный внешний аспект. Хочу в этой статье ввести в обиход придуманный мною ироничный термин «внегалаХический разум». Так вот, согласно ему – то есть современному, просвещенному, демократическому, принятому в цивилизованном обществе мировоззрению – жениться нужно по любви. Об этом, к слову, едва ли не более всех писали величайшие поэты и мыслители из числа евреев.
И что же выходит? Евреи, с одной стороны, учат весь мир жить по любви, а для самих себя оставили специфические законы. Согласитесь, как-то нехорошо получается. На это несоответствие мне не раз в достаточно деликатной форме указывали представители «внегалахического разума», люди, вполне симпатизирующие евреям. Значительно более резко об этом твердят антисемиты, протащившие в свое время тезис о евреях-расистах даже в резолюцию Генеральной ассамблеи ООН.
Чем мы можем объяснить то, что до сих пор держимся за ветхие определения Галахи? Любой религиозный ортодокс и говорить с вами не станет, сошлется на Господа и все, хотя людям, знакомым с еврейскими священными текстами и историей, хорошо известно, что галахическое определение еврейства по материнской линии возникло гораздо позднее, чем началась жизнь нашего народа. Ведь в самой Торе вначале говорится: Авраам родил Исаака, Исаак родил Якова и так далее. Это – свидетельство того, что принадлежность к народу в самые древние времена еврейской истории определялась по отцовской линии.
Есть более мягкая версия, гласящая о том, что мы не хотим никого привлекать к себе в еврейство для того, чтобы не подвергать человека тем превратностям, которые всегда поджидают евреев. Как по мне, звучит малоубедительно, поэтому очень жаль, что в связи с хорошо известными внутриполитическими реалиями Израиля в стране преобладает путь запретов, а также практикуется прохождение гиюра со справками о «расовой чистоте» прабабушки того, кто хочет вернуться в еврейство. И при этом речь идет не о герах, а о людях, являющихся евреями по крови на три четверти, но, увы, без «нужной бабушки». Это положение вещей, судя по всему, будет продолжаться до тех пор, пока некоторые израильские политики наконец-то не поставят интересы страны выше своих собственных карьерных амбиций.
Вы можете подумать, что я против борьбы с ассимиляцией? Нет, не против, хотя бы потому, что наш народ в середине минувшего века потерял миллионы своих дочерей и сыновей. Просто я за другой путь противоборства ассимиляции, и, полагаю, не я один.
Собственно, написать эту статью меня побудило одно недавнее событие, а именно – вручение премии «Генезис», которую еще называют еврейской «нобелевкой», известному американскому актеру Майклу Дугласу. Для начала хочу сравнить отношение к еврейству знаменитейших звезд Голливуда – Майкла Дугласа и Роберта Де Ниро. Из них двоих как раз Де Ниро – сын итальянца и еврейки – является «галахическим». Однако никакого особого интереса к еврейству он никогда не проявлял. Зато всячески подчеркивает свое итальянское происхождение. Да, он прекрасно сыграл роль гангстера-еврея в знаменитой ленте «Однажды в Америке». Но роль есть роль, не более того. А Де Ниро – действительно большой мастер. Он и папуаса, если будет нужно, убедительно сыграет…
А вот Майкл Дуглас – как раз «негалахический». Настоящая фамилия его отца Кирка Дугласа, знаменитого исполнителя роли Спартака, вполне еврейская – Даниелович. Родители Кирка – ортодоксальные евреи Гершл и Брайна – прибыли в США, спасаясь от погромов в царской России. Мать же Майкла – не еврейка. А нынешняя его жена – красавица-ирландка Кэтрин Зета-Джонс, которая родила ему сына Дилана и дочь Кэрис. И вот как раз Дилан, который с точки зрения ортодоксов уже кто угодно, но не еврей, подвигнул отца обратиться к еврейству. Заинтересовавшийся иудаизмом мальчик в прошлом году прошел обряд бар-мицвы, естественно, у реформистов, чем вызвал отцовскую гордость за свой поступок. К слову, не так давно Дилан, находящийся с семьей на отдыхе в отеле, даже подвергся атаке антисемита, увидевшего на его футболке Маген Давид.
Премия «Генезис», которую Майкл Дуглас получил из рук премьер-министра Израиля Беньямина Нетаниагу, включает в себя и денежный приз в размере одного миллиона долларов. В своем выступлении на церемонии награждения Дуглас отметил, что в возрасте 70 лет он пережил свою новую связь с иудаизмом. «Твердое решение моего сына Дилана пройти обряд бар-мицвы заставило меня задуматься над многими вопросами. Эти размышления изменили меня навсегда. И за это я всегда буду благодарен сыну», – голос Майкла Дугласа дрогнул, когда он произносил эти слова.
«Мой путь к премии «Генезис» и к тому, чтобы стоять на этой высокой сцене, был долгим», – сказал Дуглас. И добавил: «Я рад, что имею возможность сказать эти два слова с большой гордостью – я еврей».
Также Майкл Дуглас заявил, что полученный миллион долларов он направит на благотворительность и на укрепление связей между Израилем и евреями всего мира.
В священных иудейских книгах, кроме галахических законов, есть также и следующее утверждение: «Всевышний отправил в изгнание еврейский народ только для того, чтобы присоединились к нему геры». Интересная мысль, не правда ли?
Майкл Дуглас с гордостью заявил: я – еврей. Но для какого-нибудь представителя ультраортодоксов, со многими из которых мне не раз приходилось беседовать на галахические темы, он «ненастоящий еврей».
А знаете, из них двоих лично я большим евреем считаю Майкла Дугласа.

Автор: Михаил ФРЕНКЕЛЬ