Ищу братьев своих

Раввин Меир Азари | Номер: Январь 2017

Хотелось бы, чтобы израильское общество стало открытым к более широким определениям еврейства. Евреи по отцу – наши братья, и мы не можем оставить их за рамками нашего народа. Помочь им остаться внутри общины – не только заповедь, но и обязательное условие выживания еврейского народа в XXI веке. Так считают многие раввины, которые не видят причин отказывать ребенку в проведении бар/бат-мицвы.

Ежегодно в еврейской диаспоре проходят десятки тысяч церемоний бар/бат-мицвы детей, чья мать – нееврейка. Многие в Израиле возразят: «Этого не может быть». Но не настало ли время для иного взгляда на вещи?
Десятки тысяч смешанных семей, в которых лишь отец – еврей, принимают активное участие в жизни еврейских общин диаспоры, многие репатриировались в Израиль. Отказ в проведении церемонии бар/бат-мицвы – большой удар для детей из таких семей. Вместо того, чтобы помочь им приобщиться к еврейскому миру, мы отталкиваем их собственными руками. А между прочим именно такие семьи составляют сегодня ядро американской еврейской общины. Проверьте состав руководящих органов ЭЙПАКа, еврейских федераций, Бней-Брит или Антидиффамационной Лиги, и вы убедитесь в этом сами.

В Израиле речь идет, прежде всего, о репатриантах из бывшего СССР и их детях, а также о тех израильтянах, которые привезли своих супруг из-за границы. Израильское общество сегодня не менее разнообразно, чем еврейство диаспоры. Жизнь в открытом мире приводит к смешанным бракам, хотим мы этого или нет.
Ортодоксальные лидеры предлагают возвести стены и отгородиться ими от внешнего мира, отвергнув живущих среди нас членов смешанных семей. Но так было не всегда. В прошлом еврейские мудрецы выступали за поддержание дружеских отношений с живущими среди нас неевреями. Рамбам в «Мишне Тора» писал: «Сын Ноаха, желающий исполнить заповедь ради получения вознаграждения – не препятствуют ему исполнить ее как надо. Если принес жертву, принимают у него. Дал пожертвование – принимают у него».
Покойный рав Овадья Йосеф разрешил читать кадиш по нееврейским родственникам. Он, безусловно, был знаком с постановлением другого раввина Азриэля Хильдесхаймера по поводу обрезания ребенка, чей отец – еврей, а мать – нееврейка. Вот что тот пишет: «Не возражай против обрезания, ибо мы обязаны открыть ему окно надежды, обрезать его сейчас по желанию отца, а когда вырастет, сможет легко исполнить волю отца своего… А если не сделаем ему обрезания, тем самым оттолкнем его собственными руками от общины Израиля».
Рав Хильдесхаймер проявляет немалую чуткость и веру в то, что одно доброе дело влечет за собой другое, и это приведет впоследствии ребенка и к гиюру.
Такого рода взгляды стали часто высказываться после Холокоста, когда у многих возникло ощущение необходимости расширить рамки еврейской общины. В этом плане церемония бар/бат-мицвы играет важнейшую роль в укреплении еврейской идентичности смешанных семей, что приводит в будущем к углублению связи с еврейством, а возможно, и к гиюру.
В реальности, когда лишь малая часть еврейского народа живет в соответствии с Галахой, хотелось бы, чтобы израильское общество стало открытым к более широким, инклюзивным определениям еврейства. Израильский ребенок, еврей по отцу, обучающийся в государственной системе образования, заслуживает, чтобы его считали частью еврейского народа в широком смысле слова.
Те, кого отправляли в газовые камеры как евреев, те, кого преследовали вне зависимости от галахического определения, заслуживают быть частью теплого еврейского дома. Как учили нас мудрецы Талмуда: «Велико уважение к людям, ради которого преступают запрет Торы». Тем более что церемонии бар/бат-мицвы не являются заповедью Торы.
Недавно на одном из еврейских мероприятий в США мне довелось услышать трогательный рассказ актера Майкла Дугласа о том, как он провел бар-мицву своему сыну (от нееврейской матери), благодаря чему он и его семья стали частью еврейской общины. Евреи по отцу – наши братья, и мы не можем оставить их за рамками нашего народа. Помочь им остаться внутри общины – не только заповедь, но и обязательное условие выживания еврейского народа в XXI веке.

Автор: Раввин Меир Азари