СВОБОДА. ОТ ЧЕГО И ПОЧЕМУ?

Михаил Гольденберг | Номер: Декабрь 2012

В рядах демократической интеллигенции возникли настороженность и даже паника по поводу вхождения в наше законодательное собрание представителей националистической партии «Свобода». А почему обеспокоенность о проблеме националистических настроений обострилась только сейчас? Разве изменилось что-то в той части общественного сознания, которая ответственна за толерантность, по сравнению с 2004-м годом, или с 1989-м, например?
Разве антисемитские настроения, или ксенофобские чувства к чужаку, издавна присутствовавшие в бытовом обиходе, в семейном воспитании и на «улице», исчезли за время Независимости? Они глубоко впечатались в психологию низов и верхов во всех странах, где проживала или проживает еврейская диаспора. Да что там говорить, и где не проживала, тоже. Такова данность. И наши уроки толерантности, проводимые в дни (!) борьбы с фашизмом и антисемитизмом, напоминания о Хрустальной ночи и о концлагерях незначительно изменяют отношение к этому вопросу. Особенно у тех подростков и молодежи, которые от родителей, бабушек и дедушек слышат несколько иные мнения по этой теме.
И зачем далеко ходить? Год 2010-й, предвыборные баталии, в которых боевые порядки выстраивались политтехнологами. Вы думаете, в тот период им зря платили огромные гонорары? Отнюдь. Они, действительно, профессионалы. Им хорошо известно, на каких струнах электоральной «балалайки» можно сыграть, чтобы привлечь внимание к своим заказчикам. Или чтобы убрать их же конкурентов. И зазвучала заказная струна с песней о еврейском происхождении Арсения Яценюка и жены его Терезы. Режиссировали это пение те самые профессионалы-политтехнологи, тонко познавшие менталитет избирателей, особенно их отношение к еврейскому вопросу. И сработало! А мы продолжаем попытки узреть положительные изменения в массовом сознании народа Украины, ищем причины, приведшие к урнам тех избирателей, которые сбросили в них агрессивную часть этого сознания.
Не думаю, что причина подъема «Свободы» выше 10% кроется в протестном выборе разочаровавшихся сторонников «Батькивщины» и «Удара» в связи с возникшими между ними разногласиями, чем и пытаются объяснить этот результат некоторые политологи. Но отчасти, предположу, что это объяснимо реакцией далеко не радикально настроенных украинцев на закон об основах языковой политики, задевший их национальное достоинство. Не знаю, все ли из них повернулись именно к «Свободе», но таких немало.
Кроме некоторой части «протестных свободовцев» основу партии составляют сторонники популистских обещаний «своего»: Своей власти и Своей собственности. То есть, им путь к процветанию Украины видится через политическую и национальную люстрацию. А о «не своем» достоинстве, то есть, о месте представителей «не титульных» национальностей конкретно и красочно говорят ксенофобские лозунги, созвучные мыслям партийцев. И в данном контексте популизм, как форма аргументации своей политической программы голосом народа (vox populi), обретает буквальный смысл. Во всяком случае, относительно части populi.
Вряд ли нужно опасаться того, что уставные положения «Свободы» в ближайшее время станут Законами Украины. Опасаться нужно бедности и неустроенности большинства украинских граждан. И главная задача любой власти в преодолении этого социального катаклизма. Но катастрофическое состояние большинства порождает не столько размышления о реальных причинах этого, сколько потребность в поиске виновных. А мы (то бишь, «виновники»), как и тысячи лет назад, как и во всех странах нашего рассеяния, под рукой. Так что, ничего нового под луной, да и под солнцем тоже. Беда не в проходимости «Свободы», а в непроходимом густом лесе ксенофобии, который вырос на почве, хорошо сдобренной замесами сложного исторического, религиозного, политического и психологического состава.
Именно эти «удобрения», особенно их политическая составляющая, должны оставаться в центре нашего внимания. И одних наших усилий в воспитании толерантности в обществе недостаточно для преодоления многовекового слоя накопившихся предрассудков. Эта проблема должна разрешаться профессиональным и целенаправленным вектором системы образования на государственном уровне. Сегодня Украина такая, какая есть, какой она проявилась на выборах. И это был определенный тест, показавший пока отрицательный результат на ее беременность светлым будущим. И независимость, завоеванная украинским народом, как путь в это будущее, поставила его перед выбором направления – идти по пути обретения свободы от мрака средневековья, или по бездорожью, ведущему в никуда.

Михаил Гольденберг, Председатель Николаевской областной еврейской общины специально для «Еврейского обозревателя»