«220 ЛЕТ ВМЕСТЕ» –Оправдываемся или утверждаемся? »

Михаил Гольденберг, председатель Николаевской областной еврейской общины | Номер: Май 2012

220 лет вместеВ конце апреля в Институте истории и права Николаевского государственного университета им.В.А.Сухомлинского прошла 1-я Международная научно-практическая конференция под названием «220 лет вместе». Тема обсуждения конференции очевидна — ведь ее организатором является Общество еврейской культуры. А возраст города — 220 лет — раскрывает вторую составляющую темы.
Перед подготовкой к конференции важно было определиться в направленности ее научных работ. Памятуя о частом обращении в последнее время к вопросу национальных меньшинств, не хотелось множить ряды стандартных мнений по этому поводу. Было желание раскрыть тему по-новому, чтобы не стать объектом ироничного высказывания Леонида Мациха: «Визави хорош, пока он не превращается в дежавю». Вот этого «дежавю» — повторов затертых цитат и мыслей — важно было избежать.

Чего хотелось еще избежать? Того ракурса, в котором часто муссируется тема пребывания евреев на земле Украины. Этот ракурс сродни попыткам убедить всех в нашей лояльности и преданности. Видимо, подобное стремление диктуется подсознанием как форма самозащиты. Защиты от ставших стандартными обвинений, начиная от средневековых кровавых наветов до современных конспирологических вымыслов. Но этот подход, носящий оттенок оправданий и попыток переубеждения, для нас был неприемлем.

Необходимость выживания в диаспоре заставляла веками приспосабливаться, но не исключала стремления евреев быть и гражданином, и патриотом страны пребывания. И за преданность эту нам же нередко приходилось расплачиваться жестокими разочарованиями. Возможно, этим и объясняется присутствие некоего комплекса неполноценности, веками прививаемого евреям «государствообразующими» нациями.

Скорее всего, это то ощущение неполноценности, которое нередко возникает при соприкосновении с далеко не толерантным окружением; оно даже способно провоцировать корректировку собственной идентификации. Это состояние стало сегодня нашим очередным «Мицраимом». Массовый исход из него для большинства начался в 90-х годах прошлого века. Но сегодня, к сожалению, слишком мало примеров нашего освобождения из этого рабства неполноценности. Не в состоянии освободиться от него и многие известные люди, которые могли бы стать для нас образцом обретения свободы.
Чего только стоит позиция многих известных артистов, которые ради признания их актерским братством «своими» приносят в жертву собственное национальное происхождение, тем самым не избавляясь, а еще глубже погружаясь в это рабство. И чем «мемориальнее» комплекс неполноценности этих людей, тем более масштабными символами они декларируют обретенное христианство. Стремление оградить себя от собственного народа и слиться в едином порыве с «пацанами со двора» рождает и такие жалкие бардовские эмоции: «Я, к несчастью, родился евреем, к счастью, этого не замечал». Причины этого неоднозначны, но однозначна утрата этими людьми того, что наиболее ценится в личности: уважение к своему народу и пренебрежение мнением толпы.

Есть иная форма этой болезненной неполноценности. Она проявляется в кичливости своим происхождением, в упоминании, как правило в невежественной форме, своей «богоизбранности». Проявляется и в упоении длинным списком имен «своих» нобелевских лауреатов, иных известных евреев. Это еще один вид самозащиты, но в форме нападения. И форма эта заслуживает не меньшего сожаления, чем сокрытие себя под иными нарядами. Ведь это те самые ливреи, упомянутые Галичем, которые нам так не к лицу.

Вот эти рассуждения и угнетали меня при подготовке к конференции, которая состоялась как разговор о жизни на общей земле, с общими проблемами и их преодолением. А разговор вести было о чем. Особенно, если учесть, что основные направления системы здравоохранения в городе созданы евреями; что значительное место они занимали в культурной жизни Николаева, в его педагогической и научной сферах; а судостроители-подрядчики еще на заре существования николаевских верфей составляли 25 % российского флота.

Подобного разговора требует и краткость исторической памяти, не донесшей до нынешних горожан имен этих людей. Требует этого и наше пребывание в окружающем пространстве, которое продолжает оставаться достаточно ксенофобским. И для достойного общения с ним всегда нужны «документы на стол».

Важно отметить еще одно направление конференции — Холокост. Без него исторический охват пребывания евреев на николаевской земле был бы неполным. Но количество присланных статей, посвященных Холокосту, могло изменить и саму направленность конференции, и ее название, сократив рассматриваемый период с 220-ти до 3-х с половиной лет.

Сегодня внимание к Катастрофе часто превышает интерес к другим страницам еврейской истории. Подобная непропорциональность порождает у части историков конъюнктурное мнение о предпочтительности этой темы. Она, безусловно, важна, но в ряду с другими значимыми эпизодами нашей истории. Причем, важна она для внешнего мира не меньше, чем для евреев. Важна для понимания всеобщей угрозы национализма, неуклонно сползающего к нацизму в любых национальных «исполнениях». Но есть в ней некоторые аспекты, которые исследованы в меньшей степени, чем статистика преступлений, воспоминания и свидетельства жертв. Один из таких вопросов — психологический фактор, связанный с проблемами взаимоотношений немецких и еврейских колонистов, — стал объектом рассмотрения на нашей конференции.

На ее пленарном заседании выступили около двадцати ученых-историков, в числе которых профессора и доценты, доктора и кандидаты наук из нескольких вузов города. Подобный состав участников определил и уровень конференции, материалы которой были изданы к ее началу. Этим сборником статей начат большой разговор о евреях города, имена которых забыты сегодня. Но следы их свершений по сей день видны на карте города. А дела многих из них, остающихся для современных горожан неизвестными, стали составной частью фундамента духовной, научной, культурной жизни города.