«РУКАМИ ТРОГАТЬ»

По материалам www.newsru.co.il | Номер: Февраль 2014

Teatr_1РАССКАЗ ОБ ИЗРАИЛЬСКОМ ТЕАТРЕ СЛЕПОГЛУХОНЕМЫХ

В Яффо с 2007 года действует центр «На Лягаат» («Руками трогать»). Всего на сегодняшний день в центре работают свыше семидесяти человек, подавляющее большинство из них – глухие, слепые или слепоглухонемые люди.
Главная достопримечательность центра — театр «На Лягаат», единственный в мире театр с труппой из слепоглухонемых актеров. В труппе театра 11 человек. Большинство из них страдают генетической болезнью под названием синдром Ушера, при которой ребенок рождается глухим, а с годами постепенно теряет и зрение. Такие люди могут общаться только один на один, тактильным языком жестов. Когда же они находятся в группе, то общение без переводчиков становится невозможным. Однако уже шесть лет эта труппа играет спектакли, собирающие полные залы не только в Израиле, но и на гастролях за рубежом.
Пятеро членов труппы— выходцы из бывшего СССР. С актерами вплотную работают переводчики— некоторые из них профессионалы, другие попали в театр в рамках добровольной службы в армии.
Основательница центра «На Лягаат» актриса и режиссер Адина Таль рассказывает: «Люди ходят на наши спектакли ради искусства, а не ради того, чтобы почувствовать себя лучше и добрее. Поначалу немногочисленные зрители считали, что делают нам большое одолжение, покупая билеты на спектакль. А потом очень удивлялись, осознавая во время спектакля, что оказываются не дарителями, а получателями дара от слепых и глухих людей».
Свою работу с театром Адина Таль начала с того, что написала пьесу под названием «Свет слышен зигзагом» и поставила по ней спектакль о людях, которые не видят и не слышат, но которые могут тронуть любого человека, потому что, по словам Адины, «в каждом из нас есть какое-то несовершенство, и эти люди помогают нам острее его почувствовать и понять».
«Горького, Шекспира и Чехова могут играть другие, и играть лучше. А мы должны делать то, чего не может больше никто. Каждый наш актер уникален хотя бы потому, что у него нет возможности имитировать других и пытаться быть на кого-то похожим», — говорит она.
Неожиданный успех постановки привел к тому, что у «На Лягаат» появился в Яффо свой дом, и Адина Таль приступила к репетициям второй постановки театра — спектакля «Не хлебом единым».
Пока зрители входят в зал и рассаживаются по местам, актеры уже замешивают на сцене тесто. Это не метафора. Во время спектакля на сцене пекут очень вкусный хлеб. Его аромат  под конец спектакля перебивает все запахи в зале, и зрители поневоле настраиваются на волну актеров, у которых особо развито чувство обоняния. А в конце спектакля зрителей приглашают на сцену попробовать хлеб и пообщаться с труппой — при помощи переводчиков или просто пожав актерам руки.
Спектакль «Не хлебом единым» длится ровно столько, сколько печется хлеб. Актеры рассказывают зрителям свою историю, делятся своими мечтами и переживаниями. И оказывается, что их мечты и стремления немногим отличаются от желаний разношерстного зала.
Один из актеров труппы, слепой и глухой Юрий Твардовский, приехавший в Израиль 15 лет назад из Украины, с помощью переводчика объясняет: «Моя мечта — еще очень много лет играть на сцене. И в этом спектакле, и в новых. Это моя жизнь. Я не просто живу полноценной жизнью, я помогаю жить другим». За шесть лет существования театра его посетили около 800 тысяч человек.
Театр много гастролирует. Труппа уже была со спектаклями в США, Канаде, Швейцарии, Великобритании и Южной Корее, а в нынешнем феврале спектакль «Не хлебом единым» открывает фестиваль Perth — крупнейший театральный фестиваль Австралии. И это единственный спектакль, который рекламируется на сайте фестиваля под шапкой Selling Fast («билеты быстро распродаются»).