Раскопали царя Давида

Максим Морозов | Номер: Июнь 2013

Педро Берругете, Давид, XV в.

Педро Берругете, Давид, XV в.

Это открытие не на шутку взбудоражило археологическое сообщество. Группа экспертов из Еврейского университета в Иерусалиме во главе с профессором Иосифом Гарфинкелем в ходе раскопок обнаружила храм времен легендарного царя Давида — того самого, который победил гиганта Голиафа и объединил разрозненные «колена израилевы». Возможно, эта находка наконец разрешит спор двух противоборствующих лагерей.

ЭТО ВСЕ О НЕМ
Сам по себе подвиг юного Давида, с помощью одной лишь пращи одолевшего великана Голиафа, не столь интересен историкам. Их интересуют его лидерские качества. К концу I тысячелетия до нашей эры Израиль вряд ли мог претендовать на звание господствующей цивилизации в регионе. Разногласия между представителями родов, стычки с филистимлянами, никакой славы и процветания. Считается, что Давид силой своей харизмы сумел переломить ход истории. Он ушел в оппозицию царю Саулу и даже отправился на службу к филистимлянам, лишь бы только одолеть его. Когда удалось положить конец междоусобным распрям и объединить Иудею с Израилем в одно унитарное государство, он с той же легкостью уничтожил врага. Более того, Давид сумел расширить границы своих владений. Он удачно провел войну против арамеев, чьи полукочевые царства располагались на территории Сирии, и получил доступ к берегам Евфрата и богатейшим месторождениям меди. Правитель сделал все возможное, чтобы его наследнику Соломону достались богатые земли, на которых можно развивать империю, пусть и уступающую по мощи Египту, но претендующую на мировую славу… Все эти факты биографии Давида мы узнаем из Библии.
Фраза «в начале было Слово» как нельзя лучше подходит к жизнеописанию легендарного царя Израиля. Долгое время библейские тексты, которые основывались на свидетельствах очевидцев, архивных документах и эпических повествованиях, оставались едва ли не единственным источником для исторических изысканий — остальную информацию собирали по крупицам. Вещественные подтверждения того, что царь Давид был реальной исторической личностью, стали появляться только в последние десятилетия. «Первой находкой из этой серии была знаменитая стела из Тель-Дана, впервые упоминающая имя царя Давида, точнее, династии царя Давида в период ее существования, — объясняет израильский историк Игорь Торик, — эта находка является существенным подтверждением историчности царя. Другой важнейшей находкой является открытие историком Эйлат Мазар монументальной конструкции, пристроенной к северной стене Йевуса и с большой долей вероятности являющейся описанным в Библии дворцом Давида».
Давид был слишком занят объединением и расширением государства, чтобы возводить помпезные дворцы и оставлять о себе архитектурную память. И несмотря на то, что в библейских текстах говорится о сложной иерархии, наличии элит и развитости общества, вещественных доказательств его реального существования имеется немного. Отсюда и провокативная гипотеза, которую поддерживает целый ряд ученых, — царя Давида вовсе не существовало.
Так, исследователи, известные как «библейские минималисты», уверены, что Давид — всего лишь собирательный образ. Он – как король Артур для кельтских племен, а его фигура была выведена позднейшими библейскими авторами с конкретной целью — воссоздать героическое прошлое для государства, сформулировать национальную идею, которая может объединить любой народ. Уровень дискуссии лежит в широком диапазоне — от осторожных предположений до откровенных спекуляций. «В подлинности стелы Дана и высеченных на ней упоминаний сегодня не сомневается ни один честный археолог, — говорит Игорь Торик, — однако есть деятели от истории, которые заявляют, что надпись на стеле из Дана звучит не как «дом Давидов», а как «дом дяди», что является натяжкой и передергиванием. А все потому, что люди стремятся доказать: Библия — это выдумка». И неудивительно, что открытие Гарфинкеля наделало столько шума.

ЗДЕСЬ БЫЛ ДАВИД
Раскопками в местечке Хирбет Кейафа археологи из Еврейского университета Иерусалима занимаются последние несколько лет. Древний город найден ими на одном из холмов долины Эла в 30 километрах к юго-западу от Иерусалима. Руины фортификационных укреплений указывают на то, что возводился он с конкретной целью — стать защитным редутом на время военных действий. Радиоуглеродный анализ обгоревших оливковых косточек, найденных в этом месте, отмерил Хирбет Кейафе недолгий век — город просуществовал примерно сорок лет, с 1020 по 980 год до нашей эры, и был уничтожен. По библейской хронологии период правления Давида приходится на период с 1010 по 970 год до нашей эры. Потому исследователи уверенно отнесли крепость именно к периоду Объединенного царства. «Хирбет Кейафа имеет прямое отношение к этой эпохе, — рассуждает Игорь Торик. — Вероятность того, что крепость существовала именно во времена Давида, а не его сына Соломона, достаточно высока. По логике содержать укрепленный город на границе с владениями филистимлян имело смысл, пока они представляли угрозу. При Соломоне же этот район никакой военной угрозы уже не представлял». Значит, иудейскую крепость под себя возводил правитель, который вел постоянные войны. А именно таким предстает Давид в Священном Писании.
На то, что город являлся иудейским, указывали косвенные улики. «На территории этого города мы находили тысячи костей животных, включая кости овец, коз и крупного рогатого скота, но только не свиней, — говорит Иосиф Гарфинкель, — это означает, что население Хирбет Кейафы соблюдало как минимум один библейский запрет — на употребление свинины». За годы раскопок также были найдены осколки керамики с надписями на иврите. И находка храма, похоже, сомнений не оставляет: Гарфинкель и его коллеги обнаружили большой культовый комплекс. Найдены каменный артефакт, похожий на стол, пять стоячих камней, два базальтовых алтаря, две жертвенные чаши и два реликвария. «Мы обнаружили три культовые комнаты, но ни в одной из них нет изображений человека или животных — это практически свидетельство еще одного библейского запрета — на идолов», — говорит профессор Гарфинкель.
Но при чем тут легендарный царь? Дело в том, что найденный храм является не отдельным строением, а частью более крупного здания. Практически местом для хранения ритуальных принадлежностей и святынь служила часть жилого дома. А эту особенность иудейской традиции отмечает Вторая книга Царств, где рассказывается о переносе Давидом ковчега Завета в Иерусалим. В Писании говорится, что ковчег Божий долгое время хранился в домах, хотя речь идет о некоем ритуальном помещении для хранения священных реликвий. По словам Иосифа Гарфинкеля, о том, что это и есть дом Давидов, говорят некоторые архитектурные элементы: например, триглифы (вертикально стоящие каменные плиты с продольными желобами) и встраиваемые двери также описаны в библейских источниках, повествующих о временах Давида. Кому-то эти доказательства покажутся пустячными, но Гарфинкель не сомневается, что копают они в нужном направлении.
Возможно, это не последняя находка. С каждой новой экспедицией — сотрудники университета работают на раскопе по шесть недель каждое лето — может появляться все больше доказательств того, что Давид реально существовал. И это важно не только для последователей иудаизма, но и для христиан. Ведь в Новом Завете в Евангелии от Матфея именно из колена Давидова выводится род Иисуса Христа. Но это уже совсем другая история…

Автор Максим Морозов, «Итоги»


ЭТО НЕ МИФ

В новом тель-авивском музее можно узнать,
являетесь ли вы прямым потомком Дома Давида

Являетесь ли вы потомком Дома Давида? Если вам интересно узнать, течет ли в ваших жилах голубая кровь, вы можете посетить находящийся в частном владении музей и исследовательский центр царя Давида, который вновь открыл свои двери в новом здании в центре Тель-Авива. Более того, если вы введете свое имя в базу данных, в точности которой не сомневаются кураторы музея, вы точно узнаете, являетесь ли родственником еврейского царя (www.Davidicdynasty.org).
Музей, основанный американской еврейкой Сьюзен Рот, посвящен истории рыжеволосого пастуха из Бейт-Лехема, ставшего лидером еврейского народа.
Небольшая экспозиция, которая раньше находилась в Старом городе Иерусалима, предлагает многие описания Давида, принадлежащие к разным историческим периодам. Среди экспонатов музея также копии знаменитых живописных полотен, скульптур Микеланджело и других великих мастеров. Кроме того, здесь представлены некоторые археологические находки, связанные с жизнью еврейского царя; среди них древние пращи и каменные «снаряды» для них, подобные тем, которые, по преданию, использовал Давид в борьбе с филистимским гигантом Голиафом.
«Этот музей служит доказательством того, что мы являемся не нацией, родившейся 63 года назад, как некоторым хочется думать, а существующей уже 3000 лет, — сказала Рот. — Это значит, что мы ни у кого не отбираем эту страну. На самом деле ее у нас отбирали несколько раз». Не нужно пытаться придавать музею политическое содержание и, говорит Сьюзен, предугадав мой следующий вопрос, вы его не найдете.
Однако она горда своей поддержкой могилы патриархов в Хевроне и могилы праматери Рахели, расположенной рядом с Бейт-Лехемом. Рот рассказала, что в начале 1990-х годов оказывала давление на правительство Ицхака Рабина и Шимона Переса и финансировала кампании протеста по сохранению израильской юрисдикции на могилу Рахели. «Правительство поняло, что мы не уступим, и могилу удалось сохранить», — сказала она.
Сьюзен Рот, которая утверждает, что она является прямым потомком царя Давида, обладает царственностью и по другой причине: она является дочерью Песаха и Лилиан Бурштейн и сестрой-близнецом Майка Бурштейна. Все члены семьи совместно организовали всемирно известную театральную труппу, играющую на идише. Рот горда своей родословной, однако утверждает, что ее интерес к иудаизму как к религиозному образу жизни и к Каббале не является результатом семейного воспитания. Он появился намного позже.
«Я получила нерелигиозное воспитание, — сказала она. — Мои родители, брат и я были актерами. В каком-то смысле это послужило основой того, что я делаю сейчас. Мы выступали перед пережившими Холокост евреями, которые жаждали услышать слово на идиш, потому что они потеряли все».
Ее возникший в зрелом возрасте интерес к Каббале послужил источником вдохновения для изучения наследия царя Давида и его потомков. Однако если вы являетесь ярым поборником науки, экспозиция может не произвести на вас должного впечатления. Единственным небиблейским свидетельством Дома Давида является стела из Тель-Дана, копия которой находится у входа в музей. Некоторые ученые, впрочем, оспаривают ее подлинность.
«Нет никакого сомнения в том, что царь Давид существовал, поскольку написанное в ТАНАХе представляет детальный отчет о событиях, которые вписываются в общие исторические рамки того времени, — отметил археолог Исраэль Финкельштейн в телефонном интервью автору этих строк. — Однако и ТАНАХ неоднозначно описывает границы царства: однажды там говорится, что оно простиралось на территории колена Дана до Беэр-Шевы, а в другом — от Евфрата до Египта».
Финкельштейн сказал, что, вероятно, Давид был важным лидером в истории Иудейского царства, однако археологических свидетельств, связанных с ним, очень мало. Более того, существующие свидетельства говорят о том, что он правил гораздо меньшей территорией, чем та, которую приписывает ему библейская сага. Финкельштейн считает, что мы должны воспринимать Давида как вождя относительно небольшого отважного племени, жившего в Х веке до н.э., а не как могущественного царя, правящего огромными территориями.
Однако большинству верующих, в том числе и Рот, такое «минималистское» описание кажется неприемлемым. Она твердо верит в Великого Давида. По ее мнению, если о великом царе узнают как можно больше людей и многие из них поймут, что они являются его прямыми потомками (что, с ее точки зрения, может быть научно доказано), тогда еврейский народ по-настоящему исполнит свое назначение — быть светочем для других.
«Приходите в музей, — говорит Рот скептикам. — Приходите и убедитесь, что Давид — это не миф».
Автор Гиль ШЕФФЛЕР, «Новости недели»